Что такое широкополосная акустика. Анатомия акустических систем: споры о широкой полосе Для чего нужны широкополосные динамики

Возможно, многие из Вас, уважаемые читатели, не раз задавались вопросом улучшения акустической ситуации внутри своего автомобиля. Согласитесь, при длительной поездке, сидеть в полной тишине не так уж и весело, поэтому минимальное, что можно сделать в такой ситуации, это заблаговременно установить обычною недорогую магнитолу. С ее помощью Вы сможете слушать любимую музыку, узнавать о событиях в стране или получать прогноз погоды на ближайшие несколько дней (при условии, что она поддерживает радиосвязь). Однако, что бы обеспечить качественное звучание автомагнитолы, придется применить дополнительные устройства, именуемые акустической системой. Сегодня мы с Вами обсудим один из ее вариантов, который представлен в виде широкополосной (или как ее еще называют «однополосной») акустической системы.

Путь развития акустических систем: от широкополосных до многополосных

Широкополосные акустические системы представлены в виде широкополосных колонок, в которых электрический сигнал , поступает к динамику без давления на частотные полосы – высокой и низкой частоты. В начале своей истории, практически все динамики имели высокую чувствительность и определялись как широкополосные, однако, по мере развития и совершенствования технологии звукопроизведения, колонки с одним динамиком, который отвечал за весь спектр звука, были вытеснены акустической системой, предусматривающей разделение звука на две полосы. Для достижения такого эффекта начали использовать специальное устройство – кроссовер.

Отдельные динамики колонок такого рода имели разную конструкцию, были сделаны из разных материалов и занимались обслуживанием своего индивидуального поддиапазона. Нижний динамик, обладающей большей площадью и плотностью диффузора осуществлял контроль за низкими и средними частотами, а верхний отвечал за высокую частоту. С дальнейшим развитием акустических систем, продолжалось и полосное разделение звука. Это послужило причиной появления колонок с тремя, четырьмя и даже пятью звуковыми полосами, которые получили название «многополосных».

Если разбирать данное понятие более точно, то в наше время, широкополосные колонки чистого вида, встречаются разве что в «радиоточках», но с точки зрение маркетинга, который внес некоторые коррективы в определение «широкополосной акустической системы», в эту категорию попадает множество других колонок, являющихся, по сути, двухполосными. Проходящий сигнал, с помощью кроссовера, делиться на две полосы и подается на два соответствующих динамика разной конструкции – в задачу верхнего входит контроль за работой высокой частоты, а нижний отвечает за низкую и среднюю частоту. Однако, существуют и такие акустические системы, которые хоть и обладают двумя полосами и двумя динамиками, но широкополосными их не называют. В чем же дело?

Нам кажется, что в современном мире, правильнее всего будет давать определение «широкополосной акустики» не с технической стороны вопроса, а именно с маркетинговой, более того, технический вариант уже был озвучен в начале данной статьи.

И так, современная широкополосная акустическая система, как правило, является напольной или большой полочной колонкой, обладающей не больше чем двумя динамиками высокой чувствительности. Динамик, отвечающий за низкую и среднюю частоту, оборудован тонким, легким диффузором (обычно бумажным), имеющим значительную площадь. В его задачу входит воспроизведение большей части звукового спектра – начиная от барабанов и заканчивая вокалом. Динамики, контролирующие высокую частоту, также обладают довольно существенной площадью. Хоть они и несколько меньше низкочастотных, но никаких «пищалок» и металлических диффузоров размером с копейку, в широкополосной акустике Вы не встретите.

Имеющиеся в таких динамиках легкие диффузоры, могут передавать самые тонкие музыкальные моменты – вокальные обертона, ели заметные струнные щипки и т.д. При прослушивании широкополосной акустики с хорошим трактом воспроизведения, может показаться, что слышно, как со смычка скрипача осыпается канифоль, тоесть широкополосные динамики идеально подходят для воспроизведения классики и легкой живой музыки, благодаря чему, их так полюбили многие аудиофилы. Однако, несмотря на все преимущества, свое «но» есть практически в любом вопросе.

Вот и здесь, говоря о чувствительном диффузоре широкополосных динамиков, нельзя не отметить нехватку его плотности, что означает невозможность передачи мощных гитарных рифов и забойных барабанов тяжелого рока. Более того, такая музыка этой акустике вообще противопоказана. Все что можно будет услышать, так это крикливое исполнение, которое не принесет даже малейшего удовольствия. Если владелец автомобиля поклонник хард музыки или утяжеленного блюза, широкополосные акустические системы ему не подойдут. Лучше будет обратить внимание на многополосную акустику.

Дополнительные компоненты любой акустической системы

Как Вы уже поняли с предыдущего вопроса, установка обычных широкополосных динамиков мало кого полностью устроит, поэтому многие автолюбители, машины которых оборудованы штатными динамиками, либо ищут пути их усиления, либо заменяют на более усовершенствованные звуковые излучатели. Отдельное внимание, в этом вопросе, хотелось бы уделить динамикам 6*9, или как их чаще называют – « ». Данный вид излучателей предназначен для воспроизведения глубоких звуковых басов. Как правило, низкочастотники такого рода, имеют большой диаметр и большую площадь диффузора.

Автомобильный сабвуфер – один из самых лучших способов озвучивания низких частот, помогающий получить хорошие басы. Большинство автомобилистов устанавливают сабвуфер в свое транспортное средство с целью получения не только качественного глубокого баса, но и сочетающихся с ним средних и высоких частот, которые способна выдавать только хорошая акустика. В настоящее время, существует два типа сабвуферов: активные и пассивные. Активное устройство обладает сабвуферным динамиком, помещенным в готовый корпус. Он оснащен встроенным усилителем и активным кроссовером. Пассивный сабвуфер представлен в виде одного сабвуферного динамика, без всяких дополнительных элементов.

Перед тем, как решится на приобретение сабвуфера для своего автомобиля, необходимо определиться с его размерами, габаритами и оптимально подходящей мощностью. Обратите внимание! Для более качественной установки и лучшего звучания, автосабвуферам необходим специально подготовленный корпус.

Еще одним популярным дополнением акустической системы есть кроссовер (иногда его еще называют «фильтром»), представленный в виде конденсатора и катушки индуктивности, настроенных на определенную частоту. Почему именно конденсаторы и катушки? Да потому, что именно они являются простейшими реактивными элементами, способными дифференцировать сигналы (конденсаторы отвечают за высокочастотные, а катушки за низкие). Умелое управление сигналами делает из кроссовера простейший частотный фильтр.

Чаще всего, он является основным компонентом многополосной аудиосистемы, так как занимается разделением входящего сигнала на разные частотные диапазоны. Соответственно: чем больше каналов в кроссовере – тем больше динамиков и тем интересней будет общая звуковая атмосфера.

Широкополосная акустика и ее конструкция

Для воспроизведения высококачественных звуковых сигналов, широкополосная акустика использует всего лишь один динамик, который способен охватывать весь слышимый частотный спектр. Такая особенность, исключает необходимость использования кроссовера, который, к слову, много людей считают оной из самых страшных вещей в мире аудио звука. Конечно, с практической стороны, неплохо когда один динамик может обеспечить качественный звук, но для этого конструкция короба должна быть соответствующей.

Различают два основных типа широкополосных динамиков: с конус-визером (или просто «дудка») и с центральным колпачком. Широкополосный динамик обладающий конус-визером включает в себя два конуса – большой (такой же как и в нормальных конических динамиках) и немного меньший визер-конус, расположенный внутри большого. Второй вариант, с центральным колпачком, имеет вид обычного простого динамика, только с конус куполом (центральным колпачком).

Характеристики тех или иных широкополосных динамиков рознятся между собой и зависят от особенностей конструкции и производителя. Некоторые из них, имеют довольно высокий уровень эффективности и чувствительности, низкий уровень искажения и график частотной характеристики, что указывает на снижение уровней звукового давления на средние и низкие басы. Именно этот фактор является причиной необходимости использования специального короба, способствующего повышению басов.

Но не смотря на некоторые недостатки, высокая чувствительность широкополосных динамиков, допускает возможность использования усилителей с очень маленькой мощностью (от 0,5 до 3 Вт лампового усилителя). Другие представители широкополосной акустики обладают более низкой эффективностью, но в то же врямя имеют хорошую частотную характеристику. Обычно, такие устройства можно использовать в открытом ящике или коробке бас-рефлекс, но потребуется более сильный усилитель.

На сегодняшний день существует мало настоящих (именно полноспектровых) широкополосных акустических систем, которые могли б качественно воспроизводить звук пользуясь всего лишь одним динамиком. Большинство из них, по сути, принадлежат к разряду «полно-диапазонных» и в конечном результате требуют двух источников излучения: один динамик для низких, а второй для высоких частот.

Как мы уже отмечали ранее, стандартная широкополосная акустика довольно часто не обеспечивает оптимально желаемого звукового качества музыки, поэтому многим автовладельцам приходится менять штатные динамики на более сильные устройства. В таких случаях, кроме эффективности новых динамиков, немаловажным моментом есть приемлемость их ценовой политики, ведь платить больше - не хочется никому.

Думаю, можно не говорить о широком вариативном ряде представителей современного мира автомобильных динамиков, ведь каждый автолюбитель, который хотя бы раз интересовался данным вопросом и так об этом знает. Поэтому, что бы выбрать действительно то, что Вам нужно, к вопросу приобретения устройства стоит подходить крайне ответственно. Если водитель не предъявляет к музыке слишком высоких требований, то самым правильным решением будет покупка широкополосных динамиков: и стоят дешевле и процесс установки не требует специальных навыков, а значит ее можно провести самостоятельно. Для прослушивания новостей или музыки радиостанций, таких устройств будет более чем достаточно.

Что бы грамотно выполнить процедуру установки акустических систем, важно учитывать типоразмер динамиков. Типоразмер – это тот стандарт, который определяет размер автомобильных динамиков. Как известно, в большинстве транспортных средств, заводом-изготовителем уже предусмотрены штатные места для установки, но их размер предназначается только для динамиков овальной или круглой формы на 10, 13 или 16 сантиметров.

Обратите внимание! Чем больший у динамика размер – тем лучше он будет воспроизводить низкие частоты, тоесть, в целом типоразмер определяется размером низких частот динамика. При покупке широкополосной акустики, чаще всего, в комплект к ней прилагается инструкция, в которой детально описывается весь процесс предстоящей установки. Прежде чем переходить к монтажу, можно дополнительно изучить фото и видеоматериалы, находящиеся в сети Интернет. преимуществом широкополосной акустики есть и то, что цена на нее всегда ниже, чем на многополосную.

Переход на новые принципы организации звучания динамиков обычно подкрепляется или даже обуславливается внедрением последних технологий, что, как правило, дает немало преимуществ. Однако встречаются и обратные процессы, когда новые технологические решения позволяют выявить еще более ценные качества работы некогда забытых и ушедших в прошлое концепций. Нельзя сказать, что широкополосная акустическая система, обзор которой представлен ниже, сегодня полностью обделена вниманием, но центральное направление развития звуковой аппаратуры с ней едва ли можно связать. В этом отношении прочное место занимаю многоканальные динамики, у которых есть свои очевидные преимущества. Тем не менее неспроста крупные фирмы наподобие Jordan, Reps, Lowther и другие продолжают вкладывать серьезные ресурсы в сегмент широкополосников.

Особенности широкополосных систем

Оценивая современные акустические системы, опытный клиент обязательно разузнает все мельчайшие подробности о кроссовере динамика. Это дополнение, в основе которого находится конденсатор с катушками индуктивности, ничем себя не выдает, но обеспечивает важную функцию - разделение электрического звукового сигнала на отдельные полосы. В итоге формируются частотные линии, среди которых обязательными будут верхние и нижние полосы. Звучание сегментировалось на разные поддиапазоны, что позволяло распределять звуковой фон по окружающему пространству. Но внимание на кроссовер обращается не столько по причине выяснения качества его работы, сколько для понимания потенциального ущерба, который он может нанести чистоте звука. В свою очередь, широкополосная акустическая система избавлена от кроссовера и, следовательно, не предусматривает разделение сигнала на полосы. На первый взгляд, это должно обеспечивать сплошные преимущества, но по-настоящему качественное исполнение таких динамиков встречается крайне редко.

Выбор по характеристикам

Номинальные рабочие параметры могут соответствовать аналогичным показателям многоканальной акустики. Начинать подбор следует с чувствительности динамиков, которая будет свидетельствовать о качестве звучания. Эта величина измеряется в децибелах и в среднем составляет 80-90 дБ. Низший уровень характеризуется жестким, но отчетливым и динамичным звучанием. По мере повышения количества децибел динамик работает мощнее и громче. К слову, непосредственная мощность определяется диапазоном 50-100 Вт. Это величины для домашнего применения, а если речь идет об организации небольшого мероприятия, то меньше 150 Вт и рассматривать не стоит. Что касается частотного диапазона, который в данном случае не разделяется, то средняя широкополосная акустическая система располагает спектром 20-20 000 Гц. Далее учитывается сопротивление. Существуют значения 4, 6, 8 Ом. Они указывают на способность акустики работать в условиях баланса высокой громкости и слышимости звука.

Что предпочесть - центральный колпак или конус-визер?

Конструкционной особенностью широкополосных систем является устройство динамика. Модели с центральным колпаком можно назвать классическими - по сути, это обычный динамик, ничем особым в рабочих качествах себя не выдающий. Так называемые динамики-дудки, то есть конус-визерные модели отличаются тем, что помимо основного конуса также имеют и второй дополнительный рядом. Наличие вспомогательного воспроизводящего конуса тоже призвано имитировать разделение частот, но подобные решения оправдывают себя лишь в случае с малогабаритными комплектами. Если стоит выбор широкополосного динамика для акустической системы средних или крупных размеров, то лучше полагаться на стандартное устройство без кроссовера. Одиночные динамики с мощным потенциалом способны обеспечивать достаточно четкий, естественный и полнокровный звук без искажений.

Выбор оптимального баса

Специалисты рекомендуют для качественного проигрывания «Бас-Хорн», который характеризуется гибкими переходящими параметрами и живым звучанием. И напротив, не рекомендуются длинные полипропиленовые рупоры-конусы, так как они даже в номинальных значениях выдают низкокачественный неестественный бас. Отчасти это связано с материалом изготовления. Желательно выбирать широкополосные динамики из современной акустической бумаги или кевлара. Такие устройства на порядок лучше звучат. И здесь же надо отметить одно противоречие в характеристиках широкополосных систем. Конфликт обусловлен не сочетаемостью широкого частотного спектра и полным проигрыванием баса. Поэтому оптимально себя в этом качестве показывает активная широкополосная акустическая система, в которой, впрочем, высокие частоты могут ослабевать. Для пассивных же систем рекомендуется применять усилители, а в крайнем случае можно модернизировать динамики кустарным способом, расширив их рабочую поверхность.

Выбор конструкции

Отталкиваться, конечно, следует от характеристик места эксплуатации системы, ее способности к отражению звука и другие физические качества. Не стоит бояться предметов мебели, оборудования и различных установок в помещении - при отражении от них звук становится живее и естественнее. Универсальным решение будет дипольная колонка, один динамик которой можно и вовсе направить прямо к стене. Как отмечают инженеры, направленный эффект отражения выступит минимизатором других, уже негативных биений о предметы, выравнивая тем самым звуковую картину. Пользуется спросом и широкополосная акустическая система, обеспеченная фазоинвертором. Это колонка с отверстием-воздуховодом, наличие которого позволяет системе лучше справляться с обработкой гармоник. Впрочем, в этом случае придется пожертвовать четкостью, детальностью и естественностью звучания.

Производители акустики

Как уже отмечалось, разработкой акустики с одной полосой звучания занимаются вполне именитые бренды Reps, Jordan, Lowther и другие. Однако популярные и модные на сегодняшний день фирмы наподобие DALI, Sony и Yamaha экспериментов в этой области не поддерживают. Из наиболее удачных систем, которые сегодня можно встретить на рынке, выделяется акустическая широкополосная система EVM CS 2153 профессионального назначения. Ее частотный диапазон составляет 45-20000 Гц, сопротивление - 4 Ом, а чувствительность - 101 дБ. Но, мнения о качестве ее звучания расходятся. Одни отмечают размытость звучания, металлические тона и завалы в середине спектра, а другие подчеркивают живость и сбалансированность «волны», а недостатки списывают на использование неподходящего усилителя.

Производители динамиков для акустики

Любителям проектировать собственные акустические системы стоит рекомендовать и производителей непосредственно динамиков. Лидером в сегменте является компания Fostex, на комплектующих которой, к слову, собирает свою продукцию Gemme Audio. Из средних по размерам динамиков этой фирмы может получиться вполне достойная широкополосная акустическая система. Фото ниже, в частности, демонстрирует 120-миллиметровый динамик Fostex чувствительностью 98 дБ. Также в сегменте присутствуют такие производители, как Peerless, Beyma и Visaton, но их продукция не так востребована.

Вопрос цены

В силу оптимизированности начинки, такие колонки пользуются менее богатым набором высокотехнологичных компонентов, поэтому и стоимость у них невысокая. В премиальном для своего уровня классе ценник может составлять 30-40 тыс. руб. Например, модификация EVM CS 2153 доступна в среднем за 30-35 тыс. Опять же, поскольку широкополосная акустическая система базируется на соответствующих динамиках, то на них ложится основная ценовая нагрузка. Один высококачественный элемент Fostex, например, может стоить 7-9 тыс.

Что еще учесть при выборе акустики?

Когда речь заходит о классических концепциях в сфере аудиоаппаратуры, то винтажные системы напрашиваются сами собой. Это направление достойно внимания, но только с точки зрения дизайна и стилистики. В современных же комплектах внимание скорее заслуживает набор интерфейсов и средств коммуникации. Поскольку акустические системы с широкополосными динамиками никак не ограничиваются в этом плане, то можно смело предусматривать несколько клемм для усиления. Высокотехнологичные модели также обеспечиваются беспроводными средствами соединения - это решения для ценителей гибкой и комфортной организации звучания.

Преимущества и недостатки широкополосников

По своей природе широкополосные системы призваны звучать чище, натуральнее, объемнее и в целом качественнее. По той причине, что процесс распространения и обработки сигнала не искажается вспомогательными средствами - кроссоверами, фильтрами и т. д. Кстати, те же кроссоверы в многоканальных установках не просто модифицируют звуковой сигнал, но и вносят в него сторонние оттенки. Но с другой стороны, есть и логичные проблемы с охватом всего частотного диапазона, который в принципе не способна на всех уровнях качественно прорабатывать широкополосная акустическая система. Преимущества натуральности звука нивелируются его же естественной слабостью в верхнем спектре. Встречаются модели, в которых этот недостаток минимизирован, но это значит, что были ухудшены другие характеристики аппаратуры.

Заключение

При всех плюсах широкополосные модели акустики не способны конкурировать с аппаратурой, которая доминирует на рынке Hi-End-класса. Опять же, дело не в самой идее однополосного обеспечения звука, а в востребованности многоканальной конфигурации, которая и обуславливает интерес разработчиков к этому направлению. Тем не менее ценителям альтернативных решений не составит труда найти и подходящую широкополосную акустическую систему. Как выбрать оптимальный комплект? Понимая все особенности звучания таких систем, важно сконцентрировать внимание на слабых местах. Определить, чем придется жертвовать ради целевой «картины» звучания. По большому счету выбор будет между верхними и нижними частотами. В своем стандартном исполнении проигрывать будут верхи, но посредством переработки ситуацию можно исправить в обратную сторону. Если же планируется покупать акустику для домашнего использования в небольшом помещении, то и переработка может не понадобиться. Оптимальное сочетание характеристик поможет обеспечить правильно подобранный усилитель. По крайней мере, он сбалансирует весь спектр относительно баса и выровняет качество звука в условиях высокой громкости.

Пожалуй, нет такого автовладельца который не оказывался бы перед кажущемся сперва несложным выбором: приобрести штатную, недорогую автомагнитолу или же пробить серьёзную брешь в своем бюджете, приобретя качественную аппаратуру, цена которой заставляет взвесить все «за» и «против» при принятии данного решения.
Подойдя со всей серьезностью к выбору автомобильной акустики невозможно обойти стороной главный вопрос - чем отличается компонентная акустика от коаксиальной? Поиск ответа на данный вопрос заставляет автовладельца длительное время балансировать при принятии решения, изучать недостатки и преимущества каждой из систем, взвешивать свои предпочтения и возможности.
Но правильный выбор имеет место быть только в том случае, когда наименования и технические характеристики являются не простым набором букв, а являются много говорящими за себя терминами. Как раз для проведения четкости вашему вниманию представлена данная инструкция, объясняющая, в чем отличие компонентной акустики от коаксиальной?

Первичные вводные

Для начала было бы неплохо понять то, что какая бы вам не понравилась, она все равно будет представлять собой компоновочную схему, которая представляет собой не только автомобильную магнитолу и пару динамиков, но еще и усилитель, чейнджер, сабвуфер, множество проводов и монтажных приспособлений (пример на следующем фото).

Коаксиальная акустика

Если судить по ценовому возрастающему фактору, то первым в данном списке находится обыкновенный широкополосный динамик.

Далее по списку идет коаксиальный , чье преимущество перед широкополосным заключается в большем охвате полосы воспроизведения звуковых частот.
Конструктивная особенность самой коаксиальной акустической системы такова:

  • В одном корпусе наличествуют несколько динамиков;
  • Воспроизведение звуковых колебаний различных частот разбиваются по областям;
  • Для разделения электрического сигнала идущего от «головы» к динамику используется специальный фильтр – кроссовер* (в более «серьезных» моделях выполняется в отдельном корпусе, в болеe «простых» в качестве фильтра используется обыкновенный конденсатор).

Кроссовер представляет собой схему «конденсатор - катушка индуктивности», назначение которой: разделение определенных значений всего спектра частот по звуковым дорожкам. Применяется как в компонентной, так и в коаксиальной акустической системе.

Совет! Выбор правильных компонентов фильтра играет огромную роль в звучании всей акустической системы.

Главным преимуществом коаксиальной акустической системы является то что, не имея на руках большой денежной суммы вполне возможно скомплектовать «под себя» достойный вариант компоновочной акустической схемы.
И более того, установка данной системы не вызовет у владельца авто каких либо сложностей, все работы по монтажу и подключению можно сделать своими руками в несколько этапов:

  • Устанавливаем новое оборудование на штатное место (более дорогие модификации, как правило, устанавливаются нестандартно, на пьедестале и т. п.);
  • Подключаем выхода динамиков непосредственно к самой магнитоле или же к усилителю сигнала.

К недостаткам вышеописанной системы можно отнести, вопреки вышеописанным похвалам, качество звучания, которое несколько в стороне от идеальных параметров. Все дело в том, что один динамик просто физически не может четко воспроизвести весь спектр звука, смешение частот неизбежно, что и отражается на качестве звучания.

Компонентная акустика

В более выгодном свете по качеству звучания и неискаженными частотами выглядит компонентная акустическая система, в которой каждый динамик воспроизводит именно свой частотный диапазон и подключается к своему индивидуальному каналу автомагнитолы/усилителю, за счет чего вся акустическая схема работает слажено и её составляющие не мешают, не перебивают друг друга.

Однако, как известно за все нужно платить:

  • Цена на данный вид акустики на порядок выше;
  • Высокие требования к самой автомагнитоле(см.), цены на которую так же «кусаются» (подключив весь профессиональный «фарш» к обычной «голове» вы вряд ли станете ценителем хорошего звука);
  • Сложности монтажа (своими руками правильно разнести по частотам и установить динамики в салоне автомобиля будет несколько проблематично, хотя как знать, не боги ведь горшки обжигают, да и видео инструкций в сети полным полно…);
  • В большинстве случаях не удастся избежать применения в салоне автомобиля дополнительных звукоизоляционных материалов.

Размышления вслух, сравнение

К сожалению, в настоящий момент не существует компании производителя, которая бы выпускала идеальные компонентные акустические системы, у каждой имеются как свои преимущества, так и недостатки.
А если предположить что автомагнитола большую часть своего рабочего времени занимается радиовещанием, то возникает резонный вопрос о целесообразности таких высоких материальных затрат. Достаточно будет уже установленных автопроизводителем обыкновенных широкополосных динамиков, так как всё равно никакая акустика не сможет качественно раскрыть глубокие басы и высокие частоты вашей любимой радиостанции.
Главное же отличие коаксиальной акустики от компонентной в том, что коаксиальная играет из одной точки, а компонентная, так как установят её динамики. Что же касается диапазона воспроизведения, то у обоих он разбивается на несколько частей, но в обоих случаях «высокочастотники» не мешают распространяться низкочастотным волнам.
В принципе, динамики в обоих случаях должны находиться как можно ближе друг к другу, особенно данное условие актуально для «высокочастотников» подключенных в трехполосной системе.
Акустические системы различаются по количеству подключенных динамиков и по форматам воспроизведения звука (реализуются за счет сочетания нескольких систем акустик):

  • Двухполосная включает в себя НЧ/СЧ (мидбасы) и СЧ (твитер) динамики;
  • Трехполосная - добавляется еще один СЧ динамик.

Число полос определяется кроссовером – число полос равно количеству входящих динамиков:

  • Стерео формат (2-х канальный) – пара фронтальных широкополосных акустических систем;
  • Dolby Surround, объемный звук (4-х канальный) – пара фронтальных + пара тыловых систем;
  • Эффект присутствия, 5.1, Dolby Digital (6-ти канальный) - пара фронтальных + пара тыловых + центральная система, а так же сабвуфер.

Помимо этого необходимо учитывать и физический размер динамиков, так как качество звучания динамиков работающих в областях низкой и средней частоты сильно зависит от размера футляра (акустического оформления).
Например:

  • Для воспроизведения «глубоких» басов рекомендуется устанавливать 16-17 сантиметровые динамики (но даже с такими «блинами» вам не угнаться за самым заурядным сабвуфером, который просто незаменим на низких частотах);
  • Размерность динамиков в 10, 13 и в 16 сантиметров рассчитаны на объем эквивалентный двери автомобиля, что предполагает их установку в корпус двери (бывают и исключения, необходимо смотреть индивидуально в рекомендациях по установке, которая иногда может быть просто напечатана на упаковочной коробке);
  • К высокочастотному динамику в силу его небольших размеров не стоит относиться с пренебрежением, он играет очень большую роль во всей компоновочной акустической схеме.

Итоги

Переосмыслив вышеизложенную информацию и ответив на свой вопрос о том, чем отличается коаксиальная акустика от компонентной, предлагаю подвести некоторые итоги:

  • Не стоит менять штатную акустику тем, кто раз в день, по полчаса использует свой радиоприемник лишь для прослушивания новостей;
  • Маленький автомобиль так же не совсем удачный вариант для установки компонентной акустической системы, поскольку небольшое пространство салона такого автомобиля просто физически не сможет полностью раскрыть весь спектр частот, а сама акустика займет практически всю полезную площадь багажника (если конечно её туда удастся запихать);
  • Ну а тем кому «медведь на ухо наступил» или же просто не является большим поклонником качественного звучания просто не целесообразно платить высокую цену за «прокаченную» систему, ощутимую разницу вы, скорее всего, не почувствуете;
  • Если вы все-таки являетесь фанатом качественного звука или же считаете себя таковым, то экономия на акустике для вас просто не приемлема, для вас проложена одна дорога – компонентная акустическая система хорошего качества.

В заключение хотелось бы вас попросить не пренебрегать полученными знаниями во время выбора нужной вам акустической системы, и пожалуйста, будьте аккуратны – излишний шум является отвлекающим фактором, что не может не сказываться на качестве управления автомобилем.

Наряду с узкоспециализированными динамиками, воспроизводящими звук из определенных частот, существуют широкополосные динамики, которые в качестве основной полосы выбирают средние частоты, но подключают к ним и нижние, и верхние. Конечно, на дешевой технике звук кажется совсем скудным, но при покупке качественного оборудования можно его в разы улучшить. Правда, считается, что такое смешение частот в любом случае дает искажения, поэтому для особых ценителей качественного воспроизведения музыки такие динамические излучатели не подойдут.

Основная информация о широкополосных динамиках

Акустика высокого качества, в которую встроен широкополосный динамик, охватывает весь спектр частот, при этом не нужно перегружать систему несколькими колонками. Такая возможность позволяет слушателям избавить себя от необходимости покупать кроссовер, который необходим для окрашивания звука. На практике такого динамика вполне достаточно, чтобы звук был насыщенным, но многое зависит не только от излучателя, но и от короба и, в частности, производителя устройства.

Так, английская фирма Lowther производят по-настоящему качественные широкополосные динамики, способные конкурировать с целой акустической системой. Также по всему миру распространились продукты под брендом Fostex, их можно включить в число топовых брендов в этой области. Помимо вышеперечисленных торговых марок, колонки с широкополосными динамиками производят:

  • Саба;
  • Jordan;
  • Diatone Mitsubishi;
  • Reps,
  • Supravox;
  • Кинап ЛОМО;
  • Fertin;
  • Radio Shack;
  • Сонидо;
  • Ноэма;
  • Телефункен и прочие.

Правда, далеко не все динамики, заявленные как широкополосные, воспроизводят весь спектр частот. Для многих необходимо приобретение дополнительного оборудования в виде кроссовера или твиттера, чтобы они были в состоянии полноценно покрыть звуковой диапазон.

Типы широкополосных динамиков

Существует два типа широкополосных динамиков:

  • с центральным колпачком;
  • с конус-визером «дудка».

Первый напоминает простой динамик, у которого встроен один конус-купол. Второй имеет два конуса, один из которых большой, как в стандартных динамиках, а другой, меньшего размера, расположен внутри большего.

Кроме того, широкополосные динамики могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от производителя и конструкции. Это значит, что одни динамики практически не выдают искажений, имеют высокую эффективность и чувствительность, но плохо выдают низкие частоты. Чтобы сгладить этот недостаток, требуется разработать специальный короб, повышающий басы. Высокая производительность широкополосных динамиков позволяет ограничиваться усилителями с малой мощностью (ДО 3 Вт). У других широкополосных динамиков хорошо передается звук на всем спектре частот, но их эффективность ниже. К тому же они требуют более сильного усилителя.

Есть ли необходимость в широкополосных динамиках?

Широкополосные динамики явно уступают аналогам, так как один излучатель не может эффективно преобразовывать весь спектр частот. В результате – искажения звука, отсутствие объемности и глубины. Настоящие ценители аудио категорически против подобных устройств, так как ощущают разницу в качестве звука. но существуют ситуации, когда широкополосные динамики могут вполне сгодиться.

Нередко их используют в автомобилях, так как установить в транспортное средство мощную акустическую систему может не каждый, да и не всем она нужна. Для прослушивания попсовой музыки не необходимости подключать басы и высокочастотные звуки. При этом искажения в передаче звуковых волн вряд ли станут первоопределяющим фактором для оснащения автомобиля мощной и дорогостоящей системой.

Широкополосным динамикам отдают предпочтение люди, которые не принимают во внимание качество звука. Им достаточно средних частот, с которыми легко справляются излучатели такого типа, поэтому они не задумываются о сборе акустической системы, состоящей из нескольких элементов.

Сравнение широкополосных динамиков от разных производителей

Если задаться целью изучения рынка широкополосных динамиков, можно обнаружить, что он не настолько богат по-настоящему качественными системами с единственным динамиком, отвечающим за воспроизведение всех частот. Например, Diatones выпускают подобные устройства, но они не дотягивают до высокого качества при преобразовании басов.

В большей степени высоким стандартам качества соответствуют динамики, выпущенные в 80-х годах. Они захватывают и низкие частоты от 30 Гц, и воспроизводят высокие до 16 кГц. Конечно, это не полный охват существующих звуковых волн, но его достаточно для максимального окраса в условиях работы единственного динамика. Такая редкость объясняется тем, что найти или создать полноспектровый динамик крайне сложно. Выйти из такой ситуации можно при установке хотя бы двух динамиков, отвечающих за разные диапазоны, но это уже выходит за пределы понятия широкополосного динамика.

В этой связи большинство производителей, указывающих, что колонки оснащены широкополосным динамиком, дополнительно встраивают элементы, сглаживающие недостатки динамика. Например, большинство добавляют басы, но это также не сказывается в лучшую сторону на качестве звука. Смешивание динамиков трудно воспринимается на слух, при этом резонансные вибрации от сабвуфера только портят звучание средних и высоких частот.

Особенности конструкции, повышающие качество широкополосных динамиков

Как уже было упомянуто ранее, широкополосные динамики чаще ориентируются на средние и высокие частоты, упуская из внимания низкие. При этом большинство слушателей стремятся обеспечить себя и басами в том числе, поэтому прибегают к различным ухищрениям для устранения этого недостатка. Именно из-за проблем с отсутствием басов многие не рассматривают динамики с полипропиленовым конусом, который никак не показывает себя с положительной стороны. Лучшее звучание динамика достигается при наличии конуса, сделанного из бумаги. Современной альтернативой является кевлар.

При выборе широкополосного динамика следует обращать внимание на диафрагму, которая не должна быть большого размера. Движение конуса также должно быть умеренным, иначе возникнет проблема с передачей высоких частот, что также приведет к значительным искажениям. Для увеличения баса можно увеличить размер конуса при этом ход конуса оставить на прежнем уровне. Правда, такие действия помогут только в том случае, если в динамик встроен качественный диффузор.

Для широкополосных динамиков лучше всего использовать бумажные, пластиковые, например, полипропиленовые, диффузоры. Также большой популярностью пользуются кевлар, алюминий и смола. Бумага хороша тем, что она не обладает высокой жесткостью, как металл, но от этого ее резонанс уменьшается. Чтобы улучшить этот параметр, материал можно покрыть лаком.

Таким образом, при желании остановиться на широкополосном динамике, нужно быть готовым к искажениям звука. Качественное устройство способно выдавать наиболее приемлемое звучание, но найти его практически невозможно. По этой причине многие стремятся усовершенствовать модель излучателя, изменяя его внутренние параметры, что всегда сопровождается затратами времени и сил, но не в каждом случае приводит к положительному результату.

Широкополосные динамики Кенвуд

Очевидно, что для автомобилиста сегодня выбор музыкальной системы, которая бы и звучала хорошо, и соответствовала его индивидуальным потребностям – дело ответственное. Широкополосная акустика – это именно та система, которая заслуживает внимания.
Акустика широкополосная устанавливается довольно просто и не требует никакого дополнительного сложного оборудования для монтажа.

В нашей статье будет представлена простая широкополосная акустика и ее модернизированные и усовершенствованные со временем системы. Мы расскажем о том, в каких сложных комбинациях могут функционировать простые широкополосные динамики.
Из нашей статьи читатель узнает, для чего нужно звуковое оформление и что это дает. Одним словом, все компоненты и элементы современной автомобильной будут представлены на обозрение.

Широкополосная акустика и ее развитие в иерархической последовательности

Известно, что самая обычная акустическая система или АС рассчитана на так называемый «звуковой» фон. К примеру, если водитель, в основном, слушает только радио, то для чего ему лишние траты?
Простые широкополосные излучатели, диапазон воспроизведения частот которых не подарит слушателю ни глубоких басов, ни завораживающих высоких частот будут в этом случае тем, что надо.

Примечание. В большинстве случаев такую широкополосную акустику, к которой не предъявляются высокие требования, устанавливают еще на заводе. Эти самые штатные динамики со своим делом справляются неплохо и до поры до времени автомобилиста устраивают.

Итак:

  • Чтобы усладить слух уже более тонкими и сложными музыкальными композициями, простой широкополосной акустики без дополнений будет явно недостаточно. Тут уже речь пойдет, как минимум, о .
    Она в нашей своеобразной иерархической лестнице занимает более высокую ступень и стоит подороже. Несколько динамиков этой системы работают уже в различных частотах.
    Применяются в этой АС уже сложные кроссоверы (такие специальные фильтры частот) и многое другое.

Примечание. Не стоит говорить, что коаксиальные динамики имеют преимущества перед широкополосными излучателями звука. В первую очередь, из-за того что они охватывают большие полосы воспроизводимых частот. Устанавливать коаксиальную АС можно в те же штатные места, где стоят широкополосные динамики, вмонтированные производителем. Хотя на сегодняшний день можно встретить и более совершенные коаксиальные динамики, для которых готовят специальные акустические подиумы и прочие хитрости.

  • Следующую, более высокую ступень занимает , которая наиболее распространена в среде ярых меломанов. И здесь диапазон воспроизводимых такими динамиками частот разбит на несколько частей.
    Применяются опять же кроссоверы, но динамики выполнены не в единой схеме, как в случае с коаксиальной АС, а по отдельности. Компоненты этой АС никоим образом не мешают друг другу.

Примечание. Компонентная акустика не идеальна. И она имеет свои минусы. К примеру, если коаксиальную АС можно быстро и просто установить, после чего она будет играть «из одной точки», то про эту такого сказать просто невозможно.
Монтаж компонентной АС должен быть устроен так, чтобы найти наиболее точное звучание. Устанавливать в автомобиле такую акустику гораздо сложнее, и нужны не только знания, но и хороший музыкальный слух.

Дополнительные компоненты любой акустической системы

Как и было сказано выше, установка просто широкополосных динамиков сегодня никого не устроит. Многие автомобилисты, в машине которых вмонтированы штатные динамики, либо дополняют их дополнительно, либо полностью заменяют на более совершенные излучатели звука.

  • Отдельное место в нашей иерархической системе хотелось бы уделить динамикам 6х9 или просто сабвуферам(см.). Эти излучатели предназначены для воспроизведения глубоких басов. Обычно, такие низкочастотники изготовляются с большим диаметром и с большей площадью диффузора.

Примечание. Установка сабвуфера будет отлично дополнять воспроизведение АС самых низких частот. С другой стороны, такая модернизация приведет к значительному увеличению стоимости всей системы.

Кроссовер

  • Что такое кроссовер?
    Представляет собой этот компонент акустической системы конденсатор и катушку индуктивности, которые настроены на определенную частоту. Кроссоверы успешно разделяют частотный спектр в компонентной и коаксиальной акустике.

Широкополосная акустика и ее конструкция

Очевидно, что широкополосная АС причисляется сегодня к самой старой конструкции, но по-прежнему популярной. В этой системе излучателем выступает широкополосная головка, которая должна передавать весь частотный диапазон.
У этой системы есть как свои плюсы, так и свои минусы.
Преимущества:

  • К преимуществам широкополосной АС можно отнести отсутствие фазовых искажений.
  • Наиболее близкая конструкция к точечному источнику.
  • Отсутствие элементных искажений, ввиду не использования фильтра.
  • Простая конструкция, не требующая настройки кроссовера.
  • Сторонники широкополосной акустики утверждают, что звук, излучаемый ею, воздушен и по-особому отличен.

Недостатки:

  • Явные проблемы с тональным балансом. Отсутствуют низкие и высокие частоты. Что касается средних частот, то звучат они криво.
  • Неважная детальность головки (если она дешевая). Часть звуков разбирается с большим трудом, а некоторые звуки вообще не слышны.
  • Посредственное звучание, если смотреть с точки зрения профессионального музыканта.

Примечание. Многие эксперты сравнивают широкополосную акустику с черно-белым телевизором. Сегодня последний уже не в моде, но любители по-прежнему утверждают, что картинка в нем гораздо четче, чем в самых современных LED телевизорах. Так и широкополосная акустика имеет свою особую изюминку.

Как правильно подобрать динамики для автомобиля

Как и было сказано выше, стандартная широкополосная акустика частенько не дотягивает до приемлемого качества звука. В этом случае приходится выбирать динамики, которые были бы намного качественнее и одновременно не слишком посильными для семейного бюджета.

Не стоит говорить, что мир автомобильных динамиков сегодня довольно распространен. Грамотно установить динамики, означает правильно их сначала подобрать, а затем создать звуковую сцену.
Итак:

  • Если автомобилист не предъявляет слишком высокие требования к музыке, то широкополосные динамики – это самый правильный вариант. И не надо будет много платить за них и установку можно провести своими силами.
  • Широкополосный динамик даст возможность качественно слушать новости или музыку по радио.

Типоразмер

Для грамотной установки акустики в автомобиль важен, конечно же, и типоразмер динамиков:

  • Типоразмером называется стандарт, определяющий размеры динамиков для автомобиля. Как известно уже, в большинстве автомобилей предусмотрены заводские места или как их еще называют штатные места для установки. Но этот размер всегда предназначен для динамиков круглой или овальной формы, размерами 10, 13 или 16 см.
  • Следует знать, что чем больше бывает размерами динамик, тем лучше он воспроизводит низкие частоты. Типоразмер в целом определяется размером НЧ динамика, ведь он и является самым большим в системе.

Инструкция того, как устанавливать широкополосную акустику своими руками в автомобиль приведена в статьях нашего сайта. Кроме того, ее можно скачать и из других источников.
В процессе установки широкополосной акустики рекомендуется изучить фото и видео – материалы. Цена на широкополосную акустику бывает всегда ниже, чем на коаксиальную или компонентную.