Замена генератора: снятие и установка. Замена генератора: снятие и установка В каких случаях генератор нуждается в ремонте

Генератор любой из моделей автомобилей ВАЗ – это деталь, без которой невозможно функционирование автомобиля. Проверка его состояния в идеале должна производиться систематически каждые 15 000 километров. Если при диагностике этого элемента системы питания автомобиля возникли некоторые замечания, их следует безотлагательно устранить. В этой статье мы расскажем вам, как разобрать генератор автомобиля марки ВАЗ. Проинструктируем, как снять генератор своими усилиями, а также извлечь регулятор напряжения, диодный мост и заменить подшипники.

Что понадобится?

Прежде чем начинать ремонт генераторов любой из моделей автомобилей ВАЗ, их нужно сперва снять, после чего извлечь регулятор напряжения и выпрямительный блок.

Интересно знать! Машины с силовыми агрегатами, работающими на бензине, используют разрежение, которое возникает за дроссельной заслонкой. Дизельные двигатели лишены такой заслонки, вместо неё установлена лопастная вакуумная помпа, которая монтируется на задний конец генератора.

Запчасти

Если вы уже конкретно задались вопросом, как починить некорректно работающий генератор, то для полной его переборки вам необходимо приобрести следующие детали:

- передний и задний подшипники;

Регулятор напряжения генератора;

Диодный мост;

Гайки на 8 – несколько штук;

Реле-регулятор, если оно требует замены.

Чтобы при проведении работ не оказалось, что у вас не хватает инструментов, возьмите следующие:

- наиболее полный набор ключей: как гаечных, так и накидных;

Отвёртки: плоскую и крестовую;

Мультиметр или омметр;

Специальный съёмник подшипников;

Молоток;

Трубчатые правки или накидные головки.

Сборка и разборка

В основном, если генератор уже не подзаряжает аккумуляторную батарею автомобиля или сбоит, то проблема заключается в ремне привода. Поэтому сначала проверьте его натяжение. Если же он в порядке, тогда следует снять генератор, разобрать его и отремонтировать. Покупка нового генератора обойдётся значительно дороже замены некоторых дешёвых его изношенных деталей. Эта процедура не отличается большой сложностью, но достаточно кропотлива. Здесь главное – всё правильно обратно собрать. Итак, как самому отремонтировать вызывающий подозрения генератор ВАЗ? Читайте подробную инструкцию далее.

Знаете ли Вы? Мощность питания возбуждающей обмотки равна двадцатой части номинальной мощности на выходе генератора автомобиля. Ещё столько же затрачивается на вращение ротора и выдачу номинального напряжения на выходе ненагруженного генераторного механизма.

Снятие генератора

Перед снятием генератора отсоедините провод аккумуляторной батареи и возьмите ключи на «10» и на «13». Затем:

1. Открутите крепёжную гайку проводов к выводу "В+" ключом на «10».

2. Снимите провода вывода "В+".

3. Отсоедините провод питания генератора.

4. Снимите генераторный ремень.

5. Отверните болт регулировки и фиксирующую гайку.

6. Демонтируйте натяжную планку генератора.

7. Ослабьте нижнее крепление генератора, используя ключ на «13».

8. Снимите крепёжный болт.

9. Вытаскивайте генератор.

Снятие регулятора напряжения генератора

После того как генератор оказался у вас в руках, нужно проверить и, возможно, заменить регулятор напряжения. Для этого:

1. Отожмите три пружинных фиксатора и снимите кожух, защищающий диодный мост генератора.

2. Открутите крепёжные винты реле-регулятора крестовой отвёрткой.

3. Отсоедините колодку от вывода регулятора напряжения и демонтируйте его.

Интересно! Вокруг статорной обмотки образуется собственное магнитное поле, которое взаимодействует с роторным полем. Это приводит к образованию сопротивления вращению на генераторном валу.

Снятие диодного моста с генератора

Для снятия выпрямительного блока, он же диодный мост, вам понадобится накидной ключ на «8», торцевой ключ на «10» и крестовая отвёртка. Далее:

1. Открутите три болта, соединяющие выводы обмоток статора с выпрямительным блоком, накидным ключом на «8» и болт, который держит диодный мост.

Важно! Обязательно запомните расположение изолирующих и упорных шайб.

2. Отогните по сторонам провода выводов статорной обмотки.

3. Открутите крепёжный винт конденсатора, используя крестовую отвёртку.

4. Снимите диодный мост вместе с конденсатором.

5. Отверните пару гаек контактного болта торцевым ключом на «10».

6. Снимите болта втулки: дистанционную и изолирующую.

7. Выньте болт из диодного моста, а наконечник конденсатора вытащить с контактного болта.

Замена переднего и заднего подшипников генератора

Продолжаем далее ремонт генератора на модели автомобилей ВАЗ. Для снятия подшипников генератора вам будет нужен торцевой ключ на «8», плоская отвертка, головка на «27», большой рожковый ключ и глубокая головка на «19».

Важно! Прежде чем приступить к снятию генераторных крышек: передней и задней, необходимо пометить маркером, как они расположены.

1. Отверните болты торцевым ключом на «8».

2. Плоской отвёрткой раздвиньте генераторные крышки.

3. Отсоедините их друг от друга вместе со статорной обмоткой.

4. Приступайте ко снятию старого переднего подшипника и установке нового.

5. Приложите к нему головку подходящего диаметра и лёгкими ударами молотка выбейте его.

6. Смажьте посадочное место подшипника.

7. Новый элемент устанавливается с помощью изношенного. Приложите его сверху и несильно забивайте подшипник по кругу.

8. Новый передний подшипник генератора установлен.

9. Приступайте ко снятию старого заднего подшипника и установке нового.

10. Если у вас нет специального съёмника, не беда. Можно воспользоваться большим рожковым ключом.

11. Подцепите ним задний подшипник.

12. Легко ударяя молотком по ключу, двигая его по кругу, снимите элемент генератора.

13. Снимите подшипник с роторного вала генератора.

14. Установить новый можно при помощи небольшого отрезка трубы с подходящим диаметром. Слегка ударяя по ней молотком, напрессуйте новый подшипник на роторный вал генератора.

Полезно знать! Чтобы проверить работу реле-регулятора, нужно измерить напряжение на аккумуляторе. Перед запуском двигателя оно составляет 12 В, а после несколько повысится.

Сборка генератора

Сборка генератора должна происходить, естественно, в порядке, обратном разборке, но при этом следует учесть несколько нюансов:

Каждый подшипник запрессовывается молотком и оправкой подходящего диаметра.

Крышки генератора обязательно осматривайте на предмет дефектов.

Крышки нужно соединять исключительно по ранее проставленным меткам.

Если одна из крышек будет повреждена, то уплотнительное кольцо, находящееся между ними, также следует заменить, ибо на нём тоже могут быть незаметные повреждения в виде разрывов или трещин.

Обычно генератор ВАЗ 2106 подлежит замене только в самых исключительных случаях, а при большинстве неисправностей он просто ремонтируется. Но если это устройство на вашем автомобиле окончательно вышло из строя и не подлежит ремонту, то необходимо произвести его замену. Чтобы данная процедура ремонта была как можно проще, ниже приведу перечень необходимых инструментов, которые помогут облегчить выполнение этой операции:

  • Ключи на 17 и 19
  • Головки на 10, 17 и 19
  • Трещоточные рукоятки и вороток
  • Удлинитель с карданным шарниром

Порядок снятия и установки генератора на ВАЗ 2106

Прежде чем приступать к выполнению этого ремонта, отсоедините минусовую клемму аккумулятора. Затем необходимо отсоединить все провода питания от самого генератора. Сначала потребуется открутить гайку крепления клеммы:

А теперь можно выдергивать все остальные провода и штекеры, просто с небольшим усилием потянуть их в сторону:

Затем срываем обычным рожковым ключом на 17 верхнее крепление генератора, а после этого накидываем головку с удлинителем и карданным шарниром, чтобы открутить эту гайку быстро и без лишних усилий:

После того, как гайка откручена до конца, нужно выбить болт наружу. Для этого можно воспользоваться деревянным бруском, наставив его на болт и ударив несколько раз по нему молотком. На фото показано без бруска, но имейте ввиду, что подложка должна быть обязательно, чтобы не повредить резьбу:

После чего болт можно вытащить рукой. Если он туго идет, можно прибегнуть к проникающей смазке, немного побрызгав ей в нужное место.

Затем можно вынимать генератор снизу, так как это более удобно. Если он сразу не поддастся, то можно немного повернуть его в нужную сторону, чтобы при изъятии ничего не мешалось. Примерно так это выглядит на деле, как показано на фотографии ниже:

Цена нового генератора на ВАЗ 2106 варьируется от 2500 рублей и выше, все зависит от вашего кошелька. Процесс замены не сложный и установка происходит в обратной снятию последовательности.

С практической точки зрения в поддержке электропитания генератор играет ключевую роль. Именно он обеспечивает функционирование всей электроники, которая расположена в автомобиле.
Замена генератора ваз 2110 является вполне привычным явлением, так как существует целый ряд факторов, которые способствуют преждевременному выходу системы из строя. Если говорить объективно, то техническая неисправность всегда поджидает автомобиль и даже очень качественный.
В данном случае, замена генератора на ваз 2110 – дело обычное и выполнимое своими силами.

Общая практическая информация о генераторе автомобиле, которую должен знать каждый автолюбитель

Практический взгляд на функционирование генератора:

  • главная функция автомобильного генератора состоит в создании электрического тока из механической энергии;
  • обеспечение функционирования всех электронных систем автомобиля;
  • служит зарядным устройством для аккумулятора;
  • обеспечивает двигатель автомобиля должным количеством электрической энергии (током);
  • если генератор находится в неисправном состоянии, то аккумулятор без зарядки быстро разрядится и двигатель автомобиля невозможно будет привести в действие.

Примечание. Перед тем, как приступить к замене генератора, необходимо осуществить его проверку, чтобы действительно убедиться, что он находится в неисправном состоянии.

Что первостепенно следует проверить:

  • степень натяжения ремня;

  • визуально посмотреть, нет ли трещин и каких-либо разрывов.

Вместе с этим, необходимо проверить состояние самого ремня. Для этого потребуется надавить на его условный центр и измерить степень прогиба, которая в норме не должна превышать величину в 0,2 см.

Примечание. Про ролики натяжения также не стоит забывать, и их нужно проверить на наличие трудностей в прокрутке. Если в ходе проверки такая закономерность была обнаружена, то их необходимо смазать или вовсе заменить. Всё зависит от степени затруднённости прокрутки.

Алгоритм проверки исправности функционирования автомобильного генератора

Прежде чем приступить непосредственно к самой проверке, необходимо будет подготовить соответственный инструментарий и оборудование, а именно:

  • для измерения степени напряжения — вольтметр;
  • для измерения величины сопротивления — реостат;
  • для измерения силы тока — амперметр.

Рядом со спидометром расположен показатель частоты оборотов цилиндра – тахометр. В норме число оборотов не должно быть ниже, чем 2000-5000 оборотов в течение одной минуты.
Основные объективные показатели неисправности генератора:

  • генерируемый ток имеет очень низкую величину напряжения;
  • сам же автомобильный генератор(см.) вовсе не генерирует электрический ток;
  • на приборной панели постоянно горит индикаторная лампочка генератора, которая свидетельствует о наличии неисправности;
  • автомобильный генератор стал выдавать слишком большое количество электрической энергии;
  • слышны посторонние шумы сразу после начала функционирования генератора.

Примечание. Перед заменой генератора его необходимо обязательно снять, иначе рабочего поля будет слишком мало и качественно произвести хотя бы локальный ремонт, если таков вообще возможен, не удастся.

Этапность работ при снятии генератора

Итак:

  • вначале первым делом необходимо разъединить между собой аккумулятор и все клеммы, которые к нему были подведены;
  • затем с помощью сделать разворот колёс в правую сторону;

  • иногда двигатель имеет картерную защиту, если такова имеется, то её обязательно нужно снять;
  • отвинтить все крепёжные гайки;
  • на кронштейне расположен специальный винт натяжения, его необходимо послабить;
  • после чего, пришло время выполнить послабление генераторного ремня, для этого понадобится сам генератор слега отвернуть в сторону;

  • теперь снять ремень не представляет трудности;
  • от вывода «D» идёт провод, его необходимо отпаять;
  • провод «В» крепится гайкой, его также нужно снять, предварительно сняв с гайки резиновый колпак;
  • пришло время отвинтить главный винт натяжения;
  • вверху генератора содержится специальное крепление, которое необходимо временно убрать, чтобы представилась возможность снять планку натяжения;
  • теперь можно вынуть генератор, предварительно отвинтив нижнюю составляющую крепления.

Алгоритм проведения процедуры замены генератора автомобиля

Итак:

  • вначале необходимо вынуть из коробки новый генератор;
  • на дистанционной втулке располагается гайка, в неё нужно вставить болт генератора, чтоб зафиксировать его нижний край;

  • планку натяжения и верхнее крепление автомобильного генератора необходимо соединить между собой, протянув их сквозь кронштейн;
  • теперь пришло время на место ввинтить главный винт натяжения;
  • руководствуясь маркировкой выполнить подсоединение клемм к аккумулятору.

Примечание.
Натяжение ремня генератора является самым ответственным этапом замены, поэтому к проведению этой данной процедуры следует отнестись с особо степенью внимания. Алгоритм натяжения ремня генератора

  • ремень натяжения необходимо вернуть на его законное положение, а именно одеть на шкиву коленного вала и непосредственно на сам генератор;
  • винт натяжения следует вкручивать до того момента времени, пока натяжение ремня не достигнет необходимо уровня.

Примечание. Проверять ремень во время натяжения необходимо рукой, чтобы его не перетянуть.

  • теперь пришло затянуть все крепёжные гайки;
  • главное создать умеренную степень натяжения ремня.

Примечание. Обязательно нужно проверить, чтобы расстояние ремня к генератору после натяжения не превышало степень растяжения в величину 0,2 см.

Инструкция замены генератора своими руками несложна, даже если автомобиль с гур, ведь главное чётко следовать этапности выполнения. Фото и видео — материалы ответят на все вопросы, которые возникли ходе прочтения инструкция.
Цена самостоятельной замены в 4-5 раз ниже, чем ремонт в автосервисе. Главное — внимательно прочитать каждый пункт и всегда придерживаться верного алгоритма действий.

Перед тем как снять генератор ВАЗ 2107, необходимо четко уяснить то, что данная работа относится к разряду более сложных. Иногда снятие происходит довольно проблематично, поэтому прежде чем приступать хорошо подумайте о том, как будете это делать и с помощью каких инструментов.
Болты и крепления чаще всего "намертво" прикипают к креплениям, поэтому без жидкости WD-40 скорее всего не обойтись. Для того, чтобы снять генератор на "семерке" придется работать через колесную арку правого колеса, что довольно неудобно, поэтому лучше всего выполнять работу по демонтажу генератора на смотровой яме или подъемнике.

Детальная инструкция как снять генератор ВАЗ 2107 своими руками

1. Первым делом необходимо все обесточить, для этого снимите минусовую клемму с .
2. Далее снимите с правой стороны брызговик и защиту двигателя.
3. Отсоедините провода от генератора, запомнив при этом, как они были подключены.
4. С этого момента начинаются сложности. Необходимо открутить гайку болта крепления генератора к корпусу двигателю.
5. Достаньте его, если возникнут трудности обязательно воспользуйтесь WD-40. Ударьте не сильно по болту, с целью его выбивания с обратной стороны.
6. Если старания ни к чему не привели – придется снять генератор ВАЗ 2107 вместе с кронштейном на котором он закреплен.
7. Чтобы снять кронштейн открутите два болта, иногда встречаются трехболтовые крепления. В некоторых случаях приходится демонтировать радиатор, однако не спешите снимать все водные патрубки, в этом нет никакой необходимости, сместите радиатор немного в сторону, этого будет достаточно, ваша задача обеспечить доступ к кронштейну.
8. Теперь, когда генератор ВАЗ 2107 снят, уберите ремень и достаньте генератор наружу.

Иногда вопрос демонтажа генератора, удается решить по другому, например, в случаях когда автомобиль новый или сам генератор установлен относительно недавно. В таких случаях "умельцам" удается "добыть" его через правую колесную арку. Процедура технически ничем не отличается, единственно отличие в том, что вам не придется снимать радиатор, перед тем как снять генератор ВАЗ 2107 снимите с него . Чтобы добраться к генератору выверните руль до упора и снимите брызговик.

Установка нового устройства осуществляется в обратной последовательности, натяжка ремня очень важна, она должна быть такой, чтобы ремень можно было провернуть на 90° вдоль продольной оси.

К вашему вниманию видео ремонт генератора ВАЗ 2107

 

На отечественных марках автомобилей с передним приводом генератор устанавливается глубоко в левом углу. Деталь достаточно крупная и её легко заметить. Генератор обеспечивает стабильную работу всех систем автомобиля, а также сохраняет работоспособность аккумулятора в течение длительного времени. Неисправность прибора часто проявляется морганием лампочки на панели приборов и необходимостью частой подзарядки аккумулятора. Знать, как снять генератор на ВАЗ-2114 нужно для того, чтобы процесс замены детали был наиболее быстрым и простым.

Генератор начинает свою работу сразу после запуска двигателя. В норме прибор выдаёт ток в пределах 13,2 — 14,5 В. Такой силы тока хватает для работы всей электроники в автомобиле. Если же в машине установлена мощная акустическая система, то возможно, что будет задействован также ресурс аккумулятора. Регулятор напряжения, который вмонтирован в генератор, выпрямляет ток до нужного уровня и делает работу системы стабильной.

Если генератор на ВАЗ-2114 вышел из строя, то напряжение опускается ниже заявленных параметров, и автомобиль начинает использовать аккумулятор. Так как деталь достаточно дорогостоящая, а чаще всего причиной поломки генератора становятся неисправные щётки, то чаще всего автолюбители прибегают к их замене.

Что понадобится для снятия прибора

Так как генератор крепится на болты со всех сторон, то желательно все работы проводить в гараже с ямой. Если же нет ямы, то для удобства можно использовать домкрат. Генератор ВАЗ-2114 необходимо отсоединить от всех проводов. Для снятия самой детали понадобятся:

  • монтировка;
  • ключи на 10, 13, 15, 17, 19;
  • вороток с накидными головками;
  • ветошь.

Труднодоступные гайки легче откручивать воротком, но если его нет, то можно обойтись гаечными ключами. Ветошь понадобится для вытирания деталей. Нередко на ремне скапливается влага, и если не планируется его замена, то лучше сразу протереть деталь ветошью.

Как правильно демонтировать генератор

Снятие устройства состоит всего из восьми этапов. Если придерживаться инструкции, то деталь можно снять всего за 10 — 15 минут.

  1. Необходимо отсоединить минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Для удобства лучше снять защиту картера.
  3. Далее необходимо ослабить натяжение ремня. Для этого ослабляются два болта, которые находятся сбоку детали.
  4. После того, как ремень был послаблен, генератор необходимо слегка подвинуть к мотору, а резиновую деталь снять.
  5. В связи с тем, что генератор снимается полностью, планку натяжения ремня можно демонтировать.
  6. На следующем этапе необходимо снять все клеммы и трубки от кондиционера.
  7. После того, как генератор отсоединён от всех патрубков, нужно открутить все болты, которыми он крепится.
  8. Так как внизу деталь крепится на длинный болт, который сложно открутить, то можно снять генератор вместе с метизом, а потом его выкрутить.

Монтаж нового генератора происходит в обратной последовательности и требует аккуратности.

Нежелательно перетягивать крепления, так как это может привести к нарушениям в целостности детали.

Замена ремня

Замена ремня генератора ВАЗ-2114 через верх состоит всего из семи этапов:

  1. Первый этап предполагает отсоединение клеммы.
  2. Далее необходимо ослабить два болта крепления генератора для того, чтобы ремень провис.
  3. На следующем этапе генератор необходимо пододвинуть к двигателю, а ремень по возможности снять через верх.
  4. При установке нового ремня необходимо его сначала надеть на шкив, а после на ролик. Шкив имеет более крупные размеры, поэтому отличить его от ролика достаточно легко (читайте подробнее, как устроен ).
  5. Далее необходимо вернуть генератор на свое место и зафиксировать.
  6. При регулировке натяжения нужно ввинчивать регулировочный болт по часовой стрелке до тех пор, пока ремень не встанет в нужное положение.
  7. В последнюю очередь необходимо закрутить болты, которые удерживают генератор на своём месте.

Замена ремня производится в среднем каждые 30 тысяч км, но при необходимости деталь меняется гораздо раньше. Если на ремне появились трещины либо присутствуют явные признаки износа. Иногда о необходимости замены напоминает неприятный свист при работе двигателя.

Замена щеток генератора ВАЗ-2114

Если генератор не справляется со своими задачами, то не всегда требуется замена детали полностью. Иногда хватает только замены щёток, что обойдётся в 10 — 15 раз дешевле нового устройства. Проще всего щётки менять при неснятом генераторе. Для этого необходимо отсоединить клемму и отсоединить идущие к генератору провода. Щёткодержатель извлекается, а крепящие его болты предварительно вывинчиваются. Старые детали удаляются, посадочное место чистится и в него устанавливаются новые щётки. В среднем щётки меняются раз в 50 тысяч км, но в случае уменьшения выступающей части деталей менее 5 мм необходимо в срочном порядке произвести замену элементов.