Обозначения на шинах легковых автомобилей. Полная расшифровка маркировки шин

При выборе и покупке шин на своего железного коня автовладелец сталкивается с обилием цифр и терминов, которые наносятся на боковину шины. На шинах, при их изготовлении указывается и информация о её устройстве. Автовладельцу же достаточно понимать, подойдет ли шина на его автомобиль. Разберем основные понятия и маркировку шин.
Шины маркируются по нескольким стандартам. Американский стандарт отличается от европейского. Некоторые обозначения на шине используются и в том и в другом стандартах.

Варианты нанесения маркировки легковых шин

Размерность шины

1 — ширина шины в мм.

2 — высота профиля шины в % от ширины шины. Чтобы вычислить этот показатель в мм, в данном примере (смотрите рисунок) нужно 195х65/100 получится примерно 127 мм.

3 — посадочный диаметр шины (внутренний диаметр, которым шина одевается на колесный диск) в дюймах.

Характеристики шины

Индекс скорости шин: маркировка шин

6 — надпись Reinforced (RF) или Extra Load (XL) — усиленная шина.

7 — надписи Outside или Side Facing Out — внешняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора.

Надписи Inside или Side Facing Inwards — внутренняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора. При монтаже шины с такими надписями обязательно соблюдение сторон.

8 — страна-изготовитель шины.
9 — модель шины.

10 — надписи M+S (Mud+Snow) означают, что шина спроектирована для лучшего сцепления в грязи и на снегу. Это может зимняя или всесезонная шина.

12 — описание конструкции каркаса шины. Указано количество слоев корда и из какого материала он состоит. Например TREAD PLIES: 1 POLYESTER + 2 STEEL + 1 NYLON — шина с 4-слойным поясом (1 слой — полиэстер + 2 слоя — сталь + 1 слой — нейлон). SIDEWALL PLIES: 1 POLYESTER — каркас и боковая стенка состоят из одного слоя полиэстера. На шинах российского производства надпись может быть на русском языке.

13 — надпись Rotation или стрелка обозначают направление вращения шины при направленном рисунке протектора. При буксовании протектор таких шин самоочищается от снега и грязи.

14 — надпись Temperature A — индекс сопротивления нагреванию (термоустойчивость шины), А — самый высокий индекс, В — средний, С — низкий.

15 — надпись Tubeless или TL — безкамерная шина, надпись Tube Type (ТТ) или MIT SCHLAUCH — шина используется с камерой (без камеры запрещено).

16 — знак о проведении испытаний по правилам ЕЭК ООН. Цифра указывает страну, в которой проводились испытания шины.

17 — надпись Max Load означает максимально допустимую нагрузку в кг , надпись Max pressure означает максимально допустимое давление в кПа.

18 — торговая марка, бренд производителя. Так же может указываться модель шины.
19 — надпись Trаction A — индекс сцепления с мокрой дорогой. А — высокий, В — средний, С — низкий.

20 — надпись RADIAL и буква R в размерности шины означает, что шина радиальная. При отсутствии надписи или в размерности литера D — шина диагональная.

21 — закодированный адрес производителя шины, код размера шины, дата производства (неделя/год).

На шинах могут быть нанесены и другие знаки и символы:

— надпись Winter — зимняя шина;

— пиктограмма в виде снежинки — шины для эксплуатации в суровых зимних условиях;

— надпись Aqua, Rain, Water, Aquatred, Aquacontact, и т. д. (или пиктограмма зонтик)- указывает на то, что шины эффективны на мокрой дороге;

— надпись All Season (AS)или All Grip Traction (A.G.T.) – ;

— надпись Any weather (AW) — всепогодная шина;

— надпись Мud-Terrain (M/Т) — обозначение шин для внедорожников с увеличенным протектором для использования в тяжелых условиях ();

— надпись Аll-Terrain (А/Т) — обозначение шин для внедорожников с универсальными свойствами;

— надпись Left — шина устанавливается только на левую сторону автомобиля, надпись Right - шина устанавливается только на правую сторону автомобиля (очень редкие шины с ассиметричным рисунком протектора).

Производители шин постоянно внедряют новые технологии, улучшающие эксплуатационные свойства шин. Поэтому в маркировке могут появляться новые обозначения.

Для тех кто привык самостоятельно решать вопрос грамотного подбора шин на свой автомобиль мы подготовили полезную информацию в данном разделе:

конструктивные различия автошин.

Виды маркировки шин и расшифровка ее значений.

Виды конструкций автомобильных шин.

Основной при производстве автомобильных шин, безусловно, являются резина и корд. Резина, изготавливаемая из натурального и/или синтетического каучука укрепляетеся кордовой тканью, которая. В свою очередь, может быть сделана из металлических, текстильных или полимерных нитей.

На рисунке представлена классическая структура автомобильной шины:

1- протектор

2- плечевая часть

4- боковая часть(крыло шины)

5- брекер и подушечный слой

6- дополнительная вставка в плечевой зоне.

7- бортовое кольцо

8- бортовая часть

По способу герметизации колеса, шины делят на камерные и бескамерные:

Камерные шины состоят из нескольких элементов: покрышки, камеры с вентилем, представляющим собой обратный клапан, с помощью которого воздух поступает в шину и перекрывает его выход наружу, и ободной ленты, которая надевается на обод, чтобы предотвратить трение камеры о колесо и край покрышки.

Отличие бескамерных шин от камерных заключается в присутствии герметизирующего резинового слоя, который накладывается на первый слой каркаса. Камера отсутствует. Состояние герметичности в них достигается за счет плотной посадки покрышки на обод. Вентиль, служащий для нагнетания воздуха в шину, располагается в отверстии обода колеса, что уменьшает массу шины, повышает безопасность при проколе шины, улучшает теплообмен, а также упрощает ремонт шины.

Большинство современных покрышек для легковых автомобилей являются бескамерными.

В зависимости от расположения по отношению к радиусу колеса нитей корда, шины разделяют на радиальные и диагональные.

Каркас шин диагонального типа представляет собой множество прорезиненных кордовых прокладок, края которых обвиваются вокруг проволочных кольцевых стержней (именно они и позволяют «посадить» шину на диск). Нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях (число смежных слоев обычно четыре) под углом 45° - 60°.

Сегодня этот вид конструкции шины является устаревшим. Как правило, подобные шины применяются на старых автомобилях, при этом в виду еще немалого автопарка и спроса на них, а также дешевизны производства - шины с диагональным расположением нитей корда продолжают выпускать. Стоит отметить высокую ремонтопригодность таких шин, а также устойчивость к разрушению от ударов и порезов.

Каркас шин радиального типа, представляет собой конструкцию с параллельным расположением нитей корда шины (по радиусу от одного борта к другому, а нитей корда брекера - под углом более 65°). Для того, чтобы шина могла выдержать серьезные нагрузки на высокой скорости и при резких поворотах, в ней предусмотрен пояс стального корда, в котором два слоя наматываются попеременно под острым углом. Для большей стабилизации поведения шины на определенных моделях используется дополнительный нейлоновый бандаж.

Сегодня, шины с радиальным расположением нитей корда наиболее востребованы, ввиду улучшенных характеристик: жесткость конструкции, стабильность пятна контакта шины с дорожным полотном, уменьшенное сопротивление качению и как следствие - снижение расхода топлива. При этом, шины с радиальным исполнением имеют меньший вес и толщину каркаса, меньше нагреваются, быстрее отдают тепло, что позволяет значительно продлевать их срок службы.

По назначению шины разделяют на следующие группы:

шины для легковых авто;

шины для легкогрузовых автомобилей и внедорожников.

шины для грузовых автомобилей;

шины для строительной, сельскохозяйственной и спец. назначения техники.

шины для мотоциклов и мопедов.

В производстве легковых и легкогрузовых шин используют корд, изготовленный из текстильных либо полимерных нитей.

Металлический корд используется при производстве грузовых шин.

МАРКИРОВКА ШИН.

1 ноября 2012 года в Европе принят закон об обязательной маркировке шин. Шины для легковых авто, коммерческих и грузовых автомобилей, произведенные в Евросоюзе, имеют стандартизированную маркировку. Стоит учитывать, что законом не предусматривается обязательная маркировка шин с восстановленным протектором, шин повышенной проходимости, шин для авто, зарегистрированных до 1 октября 1990 года, а также на запасные шины и докатки, шины имеющие индекс скорости ниже 80 км/ч, ошипованные шины, шины для гоночных авто.

Итак, согласно принятой в Европе маркировке, шины должны оцениваться по трем основным критериям: эффективность потребления топлива, качество сцепления на мокром покрытии, внешний шум качения.

Топливная эффективность (сопротивление качению)

Топливная эффективность - важный критерий, на который следует обратить внимание при выборе автошины. Аргумент тут вполне весомый - порядка двадцати процентов расхода топлива автомобилем зависит от применяемых шин! Чем выше показатель сопротивления качению у шины, тем выше будет расход топлива у Вашего автомобиля. Уровень сопротивления качению шины указывается латинскими буквами в диапазоне от A до G. Соответственно метка А на шине свидетельствует о низком сопротивлении качению, следовательно и наименьших затратах топлива. Метка G указывает на самый высокий уровень сопротивления качению шины, разумеется, расход топлива будет максимальным.

От чего зависит показатель сопротивления качению? Здесь играет роль целый ряд определяющих факторов:

конструкция самой шины.

уровень давления воздуха в шине.

скорость движения автомобиля.

состояние подвески автомобиля и дорожного полотна.

Сцепление на мокрой поверхности .

По этому критерию оценивается величина тормозного пути автомобиля на мокром дорожном покрытии. Шины маркируются латинскими буквами в диапазоне от A до F. Разница в длине тормозного пути автомобиля, оснащенного шинами категории A и шинами категории F будет порядка восемнадцати метров (согласно измерениям, производящимся на автомобиле, движущимся до начала торможения со скоростью 80 км/ч).

Внешний шум качения шины.

Данный показатель обозначает уровень шума, возникающего при качении шины и измеряется в децибелах. Наиболее тихие шины не превышают уровня в 60 дБ. Шины, с показателями свыше 74 дБ будут весьма шумными.

МЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РАСШИФРОВКА МАРКИРОВКИ ШИН.

Winter - шины предназначены для эксплуатации в зимних погодных условиях.

Aqua, Rain или Water (возможно обозначение пиктограммой в виде зонтика) - шины предназначены для эксплуатации в дождь или на мокром дорожном покрытии. Максимально снижают эффект аквапланирования, особенно на высоких скоростях.

M+S (Mud+Snow, что в переводе означает грязь+снег) - шины повышенной проходимости для езды по грязи или снегу.

M/T (Mud Terrain) - грязевые ландшафты.

A/T (All Terrain) - шины для любого типа ландшафта.

AS (All Season), Any Season, R+W (Road + Winter) - обозначения всесезонных шин.

Rotation- шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины, показывающую требуемое направление вращения шины.

Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) - асимметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) - с внутренней.

Left или Right - означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.

Steel Radial - радиальная шина с металлическим кордом.

Tubeless (TL) - бескамерная шина.

Tube Type (TT) - шина устанавливается вместе с камерой.

Treadwear 380 - коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100. Показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов сход-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.

Traction А - коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.

PR (Ply Rating) - прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», то есть «усиленные» (шины повышенной грузоподъемности).

Extra Load (XL) - повышенный индекс нагрузки.

Reinforced (Reinf или RF) - повышенный индекс нагрузки. На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (то есть прочности) шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C).

TWI - знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.

ZP (Zéro Pression)- нулевое давление, коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP: Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR: Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.

SST(Self Supporting Tyres) - самонесущая шина. Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.

Dunlop MFS (Maximum Flange Shield) - Система максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары - резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.

Studless - шина не подлежит оснащению шипами.

Studdable- шина может быть оснащена шипами. роме того, на шинах указываются стандарты качества

E (обведена в кружок) - Европейский стандарт качества.

DOT - Американский стандарт качества.

ИНДЕКС СКОРОСТИ.

В результате испытаний, производимых заводом изготовителем на специально оборудованном стенде, каждой шине присваивается определенная скоростная категория. Маркировка на шине подразумевает максимальную скорость, которую может выдержать шина данной модели. При подборе шин следует учитывать этот фактор, т. к. ваш автомобиль должен ездить со скоростью на 10-15% меньше максимально допустимой.

Маркировка «ZR»- указывает на то, что шины сконструированы для эксплуатации на скоростях превышающих 240 км/ч.

Маркировка «V» на шинах, указанная совместно с индексом грузоподъемности (пример: 91V) означает, что шины предназначены для эксплуатации на скорости до 240 км/ч, при этом индекс грузоподъемности указан для скорости 210 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на три процента пропорционально увеличению скорости на 10 км/ч.

Маркировка «W» на шинах, указанная вместе с индексом грузоподъемности (пример: 100W), означает, что данные шины предназначены для эксплуатации на скорости до 270 км/ч, при этом индекс грузоподъемности указан для скорости 240 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на пять процентов пропорционально увеличению скорости на 10 км/ч.

Маркировка «Y» на шинах, указанная вместе с индексом грузоподъемности (пример: 95Y) означает, что данные шины предназначены для эксплуатации на скорости до 300 км/ч, при этом индекс грузоподъемности указан для скорости 270 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на пять процентов пропорционально увеличению скорости на 10 км/ч.

ИНДЕКС НАГРУЗКИ.

Индекс нагрузки

Индекс нагрузки

Дополнительные сведения.

На шины обязательно должна быть нанесена следующая маркировка:

MAX PRESSURE - максимально допустимое давление в шине. Для каждого типа шин существуют нормы давления воздуха, которые необходимо соблюдать. Нарушение этих требований может приводить как к повышенному или неравномерному износу протектора, так и нарушению целостности шины, что опасно особенно на высоких скоростях. Кстати, перед регулировкой сход-развала колес автомобиля - не забудьте привести давление в шинах в норму!

Зачем нужны цветные точки или кружки на шине?

Красная точка указывает на максимально жесткое место на шине. Если на Ваших дисках есть маркировка белой точкой - рекомендуется эти две точки совмещать при шиномонтаже.

Желтая точка указывает наиболее лёгкое место на шине.

В большей степени и та и другая маркировки нужны для сотрудников шиномонтажей, т.к. эта информация грамотному специалисту подскажет каким образом можно уменьшить массу и количество балансировочных грузов.

Tire construction materials - на шинах также могут быть указаны названия материалов, из которых состоит каркас шины и брекер.

Приведем пример маркировки шины и ее расшифровки:

Метрическая система маркировки.

Пример: ШИНА LT205/55R16 91V

LT - назначение шины для транспортного средства (P (passenger car) - шина для легковых автомобилей; LT (light truck) - шина для легкогрузовых авто; ST(special trailer) - шина для прицепов/полуприцепов и фургонов (эти шины не используются для легковых автомобилей/грузовиков/внедорожников; T - шина временного использования (для запасного колеса)

205 - ширина профиля в мм

55 - отношение высоты профиля шины к ее ширине.

R - тип каркаса шины имеет радиальное строение (отсутствие маркировки по умолчанию, говорит о том, что шина - диагонального типа).

D (или не указан)- диагональный тип каркаса шины.

B - диагонально-опоясанная шина (bias belt). Строение каркаса шины диагональное с применением брекера, характерного для радиальных шин.

16 - значение посадочного диаметра шины в дюймах (соответствует диаметру обода диска).

91 - индекс максимальной нагрузки. Применяется также маркировка с указанием нагрузки в кг или фунтах (max load).

V - индекс скорости шины (смотреть значение в таблице).

Возможны также следующие варианты маркировок:

Расположение обозначения индекса скорости допускается в разных местах: 225/50SR16, 225/50SR16 89S, 225/50R16 89S

Маркировка буквой C после указания диаметра свидетельствует о том, что шина предназначена для коммерческого транспорта, а также грузовиков повышенной проходимости и пикапов (пример: 195/70R15C 104/102R).

Если производитель после указания размера шины расположил буквы XL, RF, SL, LL (пример: P235/75R-15 XL, P285/35R-19 LL), это означает что шина обладает XL, RF – повышенной, SL – стандартной, LL - пониженной несущей способностью. Американская P-маркировка XL соответствует максимально допустимому давлению 41 psi (280 kPa), SL и LL - 35 psi (240 kPa), в европейской маркировке XL/RF соответствует 42 psi (290 kPa), SL - 36 psi (250 kPa), LL отсутствует. Отсутствие этого обозначения соответствует варианту SL.

Наличие букв FR (пример: 215/45 R17 87V FR) после указанного размера размера означает, что шина имеет защитный портик на боковине, защищающий обод диска и саму резину от повреждений.

Иногда (чаще на шинах компании Michelin с системой маркировки PAX) посадочный диаметр указывается в миллиметрах (пример: 190/65R390), в таком случае эти шины называются миллиметровыми. Буква A в таких шинах, указанная после посадочного диаметра, расшифровывается как «асимметричный посадочный обод», т.е. внутренний и внешний диаметры посадочного обода отличаются (пример: 235/710R460A 104T - внутренний посадочный диаметр состав лет 470 мм, внешний посадочный диаметр составляет 450 мм.

ВАЖНО! Миллиметровые шины вместе с дюймовыми дисками и наоборот - миллиметровые диски с дюймовыми шинами - совмещать и использовать нельзя.

Пример расшифровки маркировки шины по дюймовой системе:

ШИНА 35×12.50 R 15 LT 113R

35 - размер внешнего диаметра шины в дюймах.

12.50 - ширина шины в дюймах.

R - радиальное строение каркаса шины.

15 - посадочный диаметр шины.

LT - (light trucks) шина предназначена для лёгких грузовиков.

R - индекс скорости.

Остались вопросы?

При выборе и покупке шин для автомобиля очень важно понимать, что обозначают все эти непонятные на первый взгляд буквы и цифры на боковых поверхностях покрышек. Без определенных знаний сделать правильный выбор, не прибегая к помощи специалистов, просто невозможно. Ведь именно в этих знаках заложены основные параметры, по которым, собственно, и подбирается резина.

Расшифровка обозначения шин не требует от рядового покупателя никаких дополнительных познаний. Чтобы правильно выбрать покрышки, достаточно лишь знать, какой типоразмер их нужен, а также как и когда они будут использоваться.

С чего начать

В руководстве по эксплуатации автомобиля обычно прописаны некоторые рекомендации по правильному подбору шин. Здесь учитывается тип колесных дисков (стальные или легкосплавные), сезон использования (летние, зимние), а также стандартный заводской размер. Естественно, что не каждый водитель придерживается таких рекомендаций, из-за чего на автомобиле может быть установлена резина, которая по своим параметрам не соответствует требованиям завода-производителя.

Так что начать лучше с изучения стандартных требований для шин определенной Если же вас устраивает вид и размер резины, которая установлена на автомобиле, нужно попросту переписать все имеющиеся обозначения.

Основные параметры шины: обозначения, маркировка

Все надписи на покрышках наносятся на боковины с обеих сторон. Основные обозначения на шинах несут информацию о:


Кроме этих, могут быть и дополнительные обозначения на шинах, информирующие о:

  • конструкции покрышки;
  • типе шины;
  • материале, из которого изготовлена боковина;
  • максимально допустимом давлении;
  • направлении вращения;
  • термостойкости;
  • стандарте качества и др.

Данные о производителе

Обозначения на шинах, содержащие имя производителя, наносятся на боковины крупным шрифтом. Не заметить его просто не возможно.

Производитель - это первое, с чем стоит определиться. Такие популярные марки, как, например, «Нокиан», «Мишелин», «Данлоп», «Йокогама», «Пирелли», «Континенталь», «Бриджстоун», в представлении не нуждаются. Шины этих компаний известны по всему миру благодаря своему качеству и надежности. Но существуют и другие производители, имена которых мало кто знает. Вот в этом случае потребуется совет специалиста или поиск объективных отзывов.

Типоразмер шин

Данный критерий является основополагающим в выборе резины. Он включает в себя четыре параметра:


Обозначение размера шин выглядит примерно таким образом: 185/65R15, где 185 - это ширина рабочей поверхности покрышки (в мм), 65 - процент высоты профиля от ширины (185:100 х 65% = 120,25 мм), R - тип конструкции (радиальный), 15 - внутренний диаметр (в дюймах).

Некоторые автолюбители часто путают маркировку «R» с радиусом резины. На самом же деле это не обозначение размера шин, а тип конструкции в зависимости от расположения кордовых нитей. Они могут быть размещены как радиально (R), так и диагонально (D). Шины с диагональным кордом сегодня встречаются гораздо реже, так как радиальные, будучи более практичными, их практически вытеснили.

Скоростной индекс

Эта величина указывает на предельно допустимую скорость машины, при которой резина гарантированно будет справляться со своими задачами. Несмотря на то что производители практически всегда завышают этот параметр, разгонять свою машину до данной скорости настоятельно не рекомендуется. Здесь также следует учитывать, что иностранные компании, выпускающие покрышки, понятия не имеют о состоянии наших дорог, поэтому ни в коем случае не нужно пытаться проверить указанные скоростные индексы. На шинах обозначение максимального разгона маркируется одной литерой латинского алфавита, указывающей на допустимую скорость. У нас чаще всего встречается резина, маркированная следующими буквами:

Для спортивных автомобилей и машин, участвующих в различных соревнованиях, предусмотрено специальное обозначение шин. Индекс скорости «ZR», например, указывает на то, что резина может быть использована в критических скоростных режимах, т.е. от 240 км/ч.

Индекс весовой нагрузки

Этот индекс обозначает максимально допустимую нагрузку на одно колесо в килограммах. Однако подобрать подходящие шины путем деления массы автомобиля на 4 не получится. Здесь необходимо иметь в виду, что вес машины распределен между осями неравномерно, поэтому полученный индекс будет существенно завышен. Для начала необходимо отнять от массы автомобиля 20% ее значения (для внедорожников - 30%), а уж потом разделить на 4.

Обозначения на нагрузки содержат две или три цифры, соответствующие определенной массе. Для определения данного критерия для разных видов автомобилей существуют специальные таблицы, мы же рассмотрим основные примерные показатели для легковых машин:

  • 70 - 335 кг;
  • 75 - 387 кг;
  • 80 - 450 кг;
  • 85 - 515 кг;
  • 90 - 600 кг;
  • 95 - 690 кг;
  • 100 - 800 кг;
  • 105 - 925 кг;
  • 110 - 1030 кг.

Стоит также отметить, что чем больше индекс нагрузки, тем толще и грубее каркас шины, что существенно снижает ее амортизационные качества.

Зимние и летние шины

По сезонному критерию все шины подразделяются на три типа:

  • летние;
  • зимние;
  • всесезонные.

Летняя резина обычно не имеет никакой специальной маркировки. Визуально отличить ее от других типов можно по продольным канавкам, предназначенным для отвода воды. Кроме того, они лишены микрорисунка. Летняя резина довольно жесткая, что обеспечивает оптимальную износоустойчивость и максимальное сцепление с дорогой при плюсовых температурах.

Обозначение зимних шин может содержать либо слово «Winter», либо пиктограмму в виде снежинки. Они существенно мягче летних, и имеют ярко выраженный высокий протектор с микрорисунком. Обозначение зимних шин снежинкой гарантирует безопасное их использование в условиях сильных морозов.

Очень часто автолюбители, увидев на покрышках маркировку в виде литер «M S» или «M+S», ошибочно принимают их за зимние. Но это не обозначение зимних шин. Это маркировка, указывающая на возможность использования резины в особых условиях.

Обозначение «M S» на шинах - это «Mud and Snow», что переводится с английского как «грязь и снег». Оно может наноситься на любые покрышки, независимо от сезонности. Иными словами, обозначение «M S» на шинах - это знак, указывающий на то, что данная резина предназначена для езды по бездорожью или же по асфальту, покрытому мокрой грязью или снежной кашицей. Такие покрышки еще называют грунтозацепами, а используются они по большей части либо для либо же для внедорожников.

Всесезонные шины: обозначения, маркировка

Существуют и универсальные покрышки, которые могут применяться в любое время года. Обозначение всесезонных шин зависит от условий их эксплуатации и может иметь следующие аббревиатуры:

  • «AS» (All Season, Any Season) - все сезоны;
  • «R+W» (Road + Winter) - всесезонка для холодных регионов;
  • «AW» (Any Weather) - всесезонка для любой погоды.

Дополнительно обозначение всесезонных шин часто содержит надписи «Aqua», «Water», «Aquacontact», «Rain» или рисунок зонтика. Это значит, что резина способна эффективно отводить воду из плоскости контакта с дорожным покрытием, что существенно снижает вероятность аквапланирования. Такие шины называют дождевыми.

Но не стоит забывать, что всесезонная резина - понятие достаточно условное, и использовать ее в экстремальных условиях настоятельно не рекомендуется.

Дата изготовления

На дату изготовления необходимо обращать внимание не только при покупке шин, бывших в использовании, но и при приобретении новой. Все дело в том, что недобросовестные продавцы часто скупают по низкой цене резину, которая годами лежала на складах невостребованной.

Производители шин утверждают, что длительное их хранение приводит к тому, что покрышки теряют свою форму и эксплуатационные свойства. Естественно, что ни о какой безопасности при использовании такой резины речь идти не может.

Узнать дату выпуска шины несложно. Маркировка также наносится на боковую поверхность и состоит из четырех цифр, обозначающих неделю и год. Например, надпись 1609 свидетельствует о том, что покрышка произведена на 16-й неделе 2009 года. Практически все мировые производители шин придерживаются данной маркировки, поэтому ее отсутствие на боковине - первый признак несертифицированной продукции.

Кстати, до 2000 года дата обозначалась пятью цифрами, первые две из которых - номер недели, а три остальных - код года производства.

Другие обозначения

Но кроме основных обозначений очень часто резина имеет и другие маркировки:

  • «Max Pressure» с цифровым показателем - указывает на предельно допустимое давление в шине (обычно в килопаскалях или барах);
  • «Inside», «Autside» - указывают на то, что шины асимметричные;
  • «Rotation» с направленной стрелкой - обозначает, что шина имеет направленную конструкцию, должна быть установлена соответствующим образом;
  • «Temperature» A, B, C - индекс термостойкости (А - максимальный);
  • «Traction» A, B, C - индекс торможения, определяющий эффективность экстренного торможения (А - наилучший);
  • «Tubeless» - бескамерная шина;
  • «Tube Type» - шина, предназначенная для использования с камерой;
  • «RSC» - специальные шины с технологией Run Flat System Component, позволяющей продолжать движение на автомобиле при проколе или порезе покрышки. Такая резина способна пройти до 100 км при полном отсутствии внутреннего давления;
  • «TWI» - надпись, указывающая, что шина имеет специальный «маяк», расположенный в канавке между протектором, являющийся индикатором его износа;
  • «PR» - прочность каркаса шины, оцениваемая количеством слоев резины.

Зачем на шинах нужны цветные кружки

Наверное, вам приходилось встречать шины с цветными кружочками на боковинах. Об их происхождении ходит много слухов, начиная с того, что это технологические метки, необходимые лишь в процессе производства резины, и заканчивая тем, что производитель или продавец таким образом метит некачественную или бракованную шину.

На самом деле эти разноцветные кружки указывают на особенности конструкции покрышки. Расшифровка обозначения шин, помеченных желтыми или красными пятнами, такова:


Но зачем кому знать, где легкий участок, а где тяжелый? Все просто! Обычно для шин с камерами покрышка устанавливается самой легкой зоной к соску. Это помогает достичь идеального баланса при вращении.

В некоторых случаях на боковине шины можно встретить маркировку, состоящую из цифры в круге, квадрате, треугольнике, нанесенную белой краской. Это своего рода отметка, что изделие прошло контроль качества (наподобие нашего ОТК). Кроме указывает на конкретного контролера, несущего ответственность за проверку.

Цветные линии на протекторе

Практически все новые шины имеют разноцветные полосы на рабочей стороне покрышек. Они также не представляют особого интереса для владельца авто и не несут для него никакой полезной информации. Цветовое обозначение шин предназначено для упрощения их идентификации в хранилищах.

Когда тысячи покрышек стоят стопками на складе, работник не имеет возможности определить их тип и размер, не видя маркировки, расположенной на боковине. Именно с помощью этих цветных полос, расположенных в определенном порядке, можно четко узнать тип шины и ее размер.

Практически каждая запчасть вашей машины имеет свою маркировку (от производителя). Автомобильные покрышки – не исключение. Если присмотреться к боковой стороне шин, можно увидеть множество записей, которые описывают их характеристики и значения которых необходимо учитывать при выборе резины. Наиболее распространенные маркировки – это указание типоразмера, индекса скорости и нагрузки покрышек. Однако в данной статье поговорим о не менее значимых обозначениях, которые также указываются на автошинах.

M+S (M&S)

Среди автолюбителей значение надписи M+S (M&S) вызывает наибольшее число споров. Если переводить дословно, то Mud & Snow – это грязь и снег. Однако это не значит, что все шины с подобной маркировкой являются зимними и предназначены для эксплуатации на заснеженных дорогах. M+S – это собственная классификация производителей покрышек. При этом подобная маркировка может присутствовать как на летней, так и на всесезонной резине. А вот свидетельством того, что шины являются действительно зимними, служит графический символ в виде снежинки на фоне горы.

C (Commercial)

Автомобильные шины с данной маркировкой предназначены для эксплуатации на легко-грузовых авто. На некоторых покрышках вместо символа «С» встречается надпись «LT», что означает: «Light Truck» (зачастую указывается непосредственно в типоразмере). Шины с такой маркировкой имеют свои преимущества. Среди них: повышенные характеристики грузоподъемности и универсальный тип протектора. В случае если легковой автомобиль постоянно загружен или эксплуатируется в тяжелых условиях, предусмотрены шины с маркировкой RF(Reinforced), XL (Extra Load). Подобные покрышки отличаются усиленным каркасом.

ALL SEASON

Надпись ALL SEASON говорит о том, что шины могут эксплуатироваться круглый год, независимо от сезона. Однако здесь существуют определенные исключения. Дело в том, что нет таких покрышек, которые могли бы сохранять собственные свойства при температуре от -20°С до +30°С. Поэтому так называемые всесезонные автошины – это, прежде всего, резина со смещенным температурным режимом ее эксплуатации. Рабочие характеристики таких шин остаются неизменными в диапазоне -10°С – +20°С. Если температура достигает отметки -10°С, покрышки теряют эластичность, а при повышении ее до +20°С резина становится мягкой и намного быстрее изнашивается.

ROTATION, OUTSIDE/ INSIDE (надписи для установки шин)

Шины с направленными и асимметричными рисунками протектора имеют дополнительную маркировку, которая призвана помочь автовладельцам правильно установить покрышки. Среди подобных надписей:

  • ROTATION – маркировка со стрелкой, указывающей направление вращения шины вместе с рисунком протектора;
  • OUTSIDE или Side Facing Out – надпись, говорящая о внешней стороне установки. При установке шины, она должна быть на внешней стороне колеса;
  • INSIDE или Side Facing Inwards – указывает на внутреннюю сторону установки.

Не забывайте и о том, что установка шин требует высокой квалификации и профессиональных знаний от специалистов шиномонтажа. Наш магазин сайт предоставляет Вам список сертифицированных шиномонтажей.

О других надписях:

С целью повышения безопасности многие производители устанавливают на авто специальные колеса, которые могут продолжать движение даже после проколов или повреждения покрышек. При этом используются самые различные технологии, а на шины наносится соответствующая маркировка. У

Goodyear - это RunOnFlat. EMT.

Continental - SSR.

Dunlop - DSST.

Michelin - ZP, ZP SR, RFT, PAX.

Nokian - RunFlat.

Yokohama - ZPS.

Немаловажное обозначение на покрышках – аббревиатура TWI или Tread Wear Indication (переводится как «индикатор износа протектора»). Данная маркировка указывает на место расположения индикаторов, которые представляют собой небольшие выступы на дне канавок протектора.

Если вы хотите быть уверенными в качестве приобретаемых шин, стоит обратить внимание также на обозначение DOT / E. DOT .

DOT / E. DOT (U.S. Department of Transportation) – надпись, соотносящаяся с буквенным или буквенно-цифровым кодом, который присваивается департаментом транспорта США. Она подтверждает, что данная резина прошла проверку и испытания, а также сертифицирована в соответствии с требованиями федерального стандарта безопасности. Знак Е обозначает официальное утверждение типа шин по установленным Правилам №30 ЕЭК ООН. Среди единообразных предписаний: цифра в круге, обозначающая код страны, и цифра, изображенная вне круга, которая указывает на номер официального утверждения.

Много важной технической информации вы можете найти и на боковинах покрышек, однако разобраться в ней не всегда легко. Так, здесь могут присутствовать следующие обозначения:

  • TREADWEAR (коэффициент износостойкости);
  • MAX PRESSURE (максимальное внутреннее давление);
  • TEMPERATURE (температурный коэффициент);
  • SIDEWALL (состав, количество слоев боковины покрышек);
  • PR (прочность каркаса);
  • TREAD (состав и число слоев корда протектора) и т.д.

Новая европейская маркировка шин.

После недавно проведенных исследований специалисты ведущих европейских стран пришли к выводу, что большинство покупателей при выборе резины для своего авто предпочитает оперировать буквенной маркировкой. Именно поэтому шины, выпускаемые с июля 2012, содержат обозначения (в виде латинских букв) таких показателей как сцепление на мокром дорожном покрытии, акустический комфорт, сопротивление качению. Обратимся к данной маркировке более подробно.

1. Сцепление с мокрым дорожным покрытием.

Как известно, эффективность сцепления покрышек зависит непосредственно от самого автомобиля и условий его эксплуатации. Тормозной путь машин с шинами класса А сокращается до 30 % (в отличие от «собратьев» класса F). В то время как тормозной путь «нормального» автомобиля, двигающегося со скоростью 80 км/ч, сокращен на 18 метров.

2. Акустический комфорт.

Черная полоса на пиктограммах соответствует уровню шума, производимого колесом во время движения. Пиктограммы с тремя черными полосами обозначают, что шина производит довольно много шума, но он не превышает предельную европейскую величину.

3. Сопротивление качению.

Расход топлива, так же как сцепление, напрямую зависит от модели транспортного средства и условий его эксплуатации. Так, полностью укомплектованные автомобили с резиной класса А экономят до 7,5 % топлива, в отличие от машин с шинами класса G.

Пример маркировочных обозначений на шинах американского производства:

Euro-metric – использование европейской системы маркировок (описана выше);

P-metric – отличается от европейской системы тем, что перед шириной профиля обязательно указывается индекс назначения;

Р – шины для легковых автомобилей (Passenger). К примеру: P185/65R14;

LT – шины для легких грузовиков (LightTruck). К примеру: LT215/70R15.

Дюймовая маркировка. К примеру: 31x10,5R15LT (используется на шинах для полноприводных автомобилей):

31 – величина наружного диаметра;

10,5 – значение ширины профиля;

R – радиальная шина;

15 – величина посадочного диаметра;

LT – шина для легких грузовиков.

Маркировка Alpha-metric использовалась до середины 70-х годов. К примеру: FR60-15.

F – индекс грузоподъемности (680 кг при давлении 0,22 Мпа);

R – радиальная шина;

60 – соотношение между высотой профиля шины и ее шириной (в %);

15 – величина посадочного диаметра.

Прочие распространенные обозначения:

AD – шина с алюминиевыми шипами;

Aqua – шины адаптированы для езды в дождливую погоду;

ALL STEEL – шины с каркасом и брекером из металлокорда;

AT, A/T (All Terrain) – шины для внедорожников, адаптированные для езды по любой местности;

BLK – стандартная черная боковина;

С (Commercial) – норма слойности для микроавтобусов и легких грузовиков;

DOT – шина отвечает стандартам, общепринятым в США;

DA (штамп) – на шине имеются незначительные заводские дефекты, не влияющие на ее эксплуатацию;

DD – шина с шипы с прямоугольным сердечником с алмазной гранью;

Е17 – шина отвечает стандартам, общепринятым в странах Евросоюза;

FR (Flangerib) – шина с усиленной боковиной, снижающей вероятность повреждения;

HP, H/P (HighPerformance) – шины класса премиум;

HT, H/T (HighwayTerrain) – шины для внедорожников, для езды по дорогам и шоссе;

INSIDE (Side Fasing Inwards) – покрышка устанавливается с внутренней стороны;

J – шины, предназначенные для автомобилей «Jaguar»;

LEFT – установка покрышек производится на левую сторону машины;

LT (Light Truck) – шины для легких грузовиков;

MADE IN… – страна-изготовитель шины;

Maximum Load, MAXLOAD – значение максимальной нагрузки (измеряется в фунтах – LBS, 1 LBS=0,4536 кг);

Maximum Pressure, MAXPRESSURE – величина внутреннего давления в шине (измеряется в фунтах на квадратный дюйм – PSI, 1PSI=0,0069 Mпa);

MD – шины с пластиковыми шипами с сердечником из твердых сплавов;

M+S, M&S (англ. «mud and snow» – «грязь и снег») – шины для езды в зимнее время;

MFS (Maximum Flange Sheild) – шины с системой защиты от повреждений при контакте с бордюрами и тротуарами;

M3 – шины для автомобилей BMW M3;

MO – шины для автомобилей «Mercedes-Benz»;

ML – шины для автомобилей «Mercedes-Benz» или Audi с системой защиты обода диска;

MT, M/T (Mud Terrain) – шины для езды по бездорожью (шины для внедорожников);

N0, N1, N2 – шины для автомобилей «Porshe»;

OD – шины с шипами с сердечником овальной формы;

OUTSIDE (Side Fasing Out) – шина устанавливается с внешней стороны;

OWL – белые шины с маркировкой черного цвета на боковине (контурные);

PR (Ply Rating) – норма слойности шин, характеризующая прочность каркаса;

4PR и 6PR – установленная норма слойности шин для легковых автомобилей;

PLIES: TREAD – состав слоя протектора шины;

RADIAL – радиальная шина;

Rain (англ. «дождь») – шины для езды в сложных погодных условиях;

REGROOVABLE – шины, предусматривающие возможность углубить протектор посредством нарезки;

RIGHT – покрышка устанавливается на правую сторону автомобиля;

RF, Reinf. (reinforced) – усиленные шины;

ROF (RunonFlat) – самонесущие шины семейства Goodyear, позволяющие автомобилю продолжать движение в случае прокола и потери давления;

ROTATION – направление, в котором шина вращается. На скоростных шинах могут быть предусмотрены специальные стрелки – указатели вращения;

RWL – надпись на боковине белого цвета;

SD – шины с шипами с твердосплавным сердечником;

SIDEWALL – состав слоя боковины шины;

SSR – шины с аварийной системой защиты вслучае потери давления;

SST (Self-supportingtyres) – «самонесущие шины», позволяющие автомобилю продолжать движение в случае потери в них давления;

STEEL – шины с брекером из металлокорда;

TEMPERATURE А – значение, определяющее способность шины выдерживать температурное воздействие;

TL (Tubless) – бескамерные шины;

TREADWEAR 380 – индекс износостойкости шины. Высчитывается по отношению к «базовой покрышке» с коэффициентом 100;

TRACTION А – индекс сцепных качеств. Существуют значения А, B и C. Наибольшей величиной сцепления обладают покрышки с индексом А;

Tube Tyre, TT, Mit SCHLAUCH – шины устанавливаются вместе с камерой;

TWI – размещение отметок остаточной высоты протектора (для Беларуси – не ниже 1,6 мм);

Water (англ. «вода») – шины для езды в конкретных условиях;

Winter (англ. «зима») – шины для езды в конкретных условиях;

WSW – белая полоса (боковина);

XL (extraload) – шина, несущая дополнительную нагрузку;

ZP (ZeroPressure) – самонесущие шины марки Michelin, позволяющие автомобилю продолжать движение в случае прокола и потери давления;

* – шины для эксплуатации на автомобилях марки BMW (также могут использоваться на автомобилях других марок);

AD – шины с шипами;

BLK – шины с черными знаками на боковине;

BSL – шины с черными зубчатыми знаками;

BSW – шины с черной боковиной (в обозначении торговой марки покрышки);

BW – автошина с черной боковиной;

C*S – шины, выдерживающие до 50 проколов;

DSST – сокращение от Dunlop Self-Supporting Technology (см. ROF);

EMT – технология изготовления беспрокольных шин семейства Goodyear (см. ROF);

G1 – обязательна эксплуатация на одной оси одинаковых шин;

Left – шины устанавливаются с левой стороны автомобиля;

LT – автомобильные шины для легких грузовиков;

M+S (также может встречаться маркировка M&S или M-S) – данное обозначение указывает на возможность всесезонной эксплуатации шин. Кроме того, наносится на зимние шины. На летние шины не наносится. Шины с подобным обозначением имеют особое процентное соотношение протектора и пустот. Однако данная маркировка не означает, что шины тестировались в суровых условиях;

MFS – специальная система, обеспечивающая максимальную защиту колес от повреждений при их контакте с тротуаром или бордюрами. По окружности покрышки предусмотрен образующий буферную зону резиновый профиль. Он находится над фланцем обода, на нижней части стенки;

OBL – на боковину шины нанесены выделенные знаки черного цвета;

ORBL – на боковину шины нанесены выделенные поднятые знаки черного цвета;

ORWL – на боковину шины нанесены выделенные поднятые знаки белого цвета;

OWL – на боковину шины нанесены контурные знаки белого цвета;

RBL – на боковину шины нанесены рельефные знаки черного цвета;

RF/XL – усиленные шины для установки на автомобили большой грузоподъемности;

Right – шины для установки с правой стороны автомобиля;

ROF (Run On Flat, Run Flat) – шины, маркируемые как EMT.Run Flat – специальная технология, благодаря которой автомобиль может продолжать движение в случае спуска или прокола шины. Автомобиль едет даже при полной потере давления в шине и способен пройти от 80 и более км на скорости до 80 км/ч. Покрышки – усиленные, с несколькими слоями высококачественной резины с жаропрочным кордом в боковых частях. При проколе данные слои противостоят сминанию и складыванию боковин;

ROWL – на боковину шины нанесены контурные рельефные знаки белого цвета;

RRBL – на боковину шины нанесены рельефные утопленные знаки черного цвета;

RWL – на боковину шины нанесены рельефные знаки белого цвета;

SBL – на боковину шины нанесены зубчатые знаки черного цвета;

VSB – на боковину шины нанесена зазубренная вертикальная полоса;

WS – на боковину шины нанесена полоса белого цвета;

WSW – на боковину шины нанесена полоса белого цвета;

WW – белая стена;

E – шины с оптимизированным сопротивлением качению в соответствии с первичной комплектацией.

Выбор правильных грузовых шин – залог безопасной и беспроблемной эксплуатации автомобиля. Поэтому необходимо знать, как особенности маркировки и обозначения резины. Это поможет разобраться в нюансах и выбрать максимально подходящий комплект колес для текущих условий эксплуатации.

Вся грузовая резина имеет маркировку с указанием обязательных параметров. Для того чтобы понять спецификацию резины следует прочитать буквы на боковине колеса, расположенные по всей окружности. Крупным буквами нанесено название и логотип производителя, марка резины, направление вращения колеса, размерность изделия.

На российском рынке в маркировке автошин часто всего встречаются европейские примеры обозначения размерности. К примеру, типоразмер 286*75*R15 расшифровывается следующим образом:

  • первая цифра обозначает ширину протектора;
  • вторая – отношение высоты рисунка к ширине резины. Примечательно, что этот показатель непостоянный — высота профиля у шин 165*40*R16 или 195*40*R16 будет различной;
  • третья цифра — диаметр посадочного обода в дюймах, т.е. 16;
  • буква R сигнализирует о том, что шина с кордом радиальной конструкции. Более старые экземпляры имеют диагональное плетение корда.

Значение надписей камер

Как правило, колеса для легких машин являются бескамерными. Это означает, что резина попросту надевается на диск. Такие изделия маркируются надписью Tubeless. Однако часто можно встретить более старые модели или покрышку отечественного производства для грузовых автомобилей с символами ТТ (Tube Type). При наличии данной надписи покрышка считается камерной.

Сами камеры также имеют собственные условные обозначения. Их расшифровка весьма проста – первое число обозначает ширину профиля в дюймах, а две цифры в конце – посадочный диаметр. Также могут присутствовать символы, указывающие на область применения камеры:

  • ЛГА — легковая машина или lt;
  • ГА – грузовики и самосвалы;
  • ЛА – легковушки и микроавтобусы.

Следует помнить, что для установки камерных шин требуются специальные диски под камеры. Поэтому следует обратить внимание на их обозначение. Знаки ЛК, ГК или РК расшифровываются как: легковушки с камерой, грузовые с камерой, регулируемая камерная шина. На диски такого производителя можно устанавливать камерную резину.

Маркировка ободной ленты

Иногда грузовые комплекты устанавливают с применением ободной ленты. Она состоит из прочной эластичной резины и надевается под саму покрышку. Это позволяет сильнее защитить боковину от истирания, и повреждения корда о поверхность диска.

Лента имеет собственную маркировку, состоящую из двух цифр. Первое число – показатель ширины ленты, а второй – диаметр обода. Иногда в маркировке ободной ленты для колеса указано два значения – в дюймах и миллиметрах для удобства использования.

Нормативные требования и стандарты ГОСТ 5513-97

Полный список соответствий требованиям грузовой резины описан в ГОСТ 5513-97. Документ регламентирует все нормативы относительно таких шин и требуемые параметры. Все маркировка должна быть с наружной стороны. Высота 1,6 мм – минимальный показатель для протектора шины. При достижении этих показателей комплект подлежит замене. Зимние шины имеют совсем другие нормативы – здесь критической число равняется 2,5 мм остаточной высоты протектора.


Согласно этому документу регламентируется также норма слойности покрышек. Слойность – количество слоев корда, на боковине резине. Для диагональных грузовых шин обозначение начинается с 8-ми слоев, а максимальный показатель – 18. Колеса радиальной конструкции более выносливы и современны.

Индекс скорости

Еще одной важной характеристикой грузовых шин является индекс максимальной скорости, на которой можно продолжать движение. В маркировке грузовых шин этот показатель обозначается буквой латинского алфавита. Чем ближе она к концу алфавита, тем выше категория скорости. Резина грузовиков выпускается с индексами J, K, l, M, N, P, Q, R , соответствующими скоростным показателям от 100 до 170-ти км/ч с шагом в 10 пунктов.

Индекс нагрузки



Совместно с категорией скорости указывается индекс нагрузки шин для внедорожников и грузовиков. Эти две цифры соседствуют с показателем максимального скоростного режима. Чем выше данный показатель, что больше максимально допустимая нагрузка на каждое колесо. Данный параметр рассчитывается при предельно допустимом давлении в шине (кПа). Этот показатель указан на боковине покрышки.

Минимальный индекс для грузовиков составляет 119 для одинарных и 116 для сдвоенных колес. Если на резине нанесены буквы EL или Reinforced, то это обозначает усиленную конструкцию и увеличенное количество слоев Radial. Эта надпись свидетельствует, что грузоподъемность колеса выше на 3 единицы.

Расшифровка маркировки шин
Показатель
116-120 1250-1400
121-130 1450-1900
131-140 1950-2500
141-150 2575-3350
151-160 3450-4500
161-170 4625-6000
171-180 6150-8000
181-190 8250-10600

Обозначение американского типоразмера



Существует два варианта маркировки американских шин. Первая очень напоминает европейскую, только перед типоразмером добавлены буквы, указывающие область применения изделия. Например, Р 195 60* R17 помимо высоты профиля и посадочного диаметра говорит, что покрышка устанавливается на легковые авто (P – passanger), а буквы LT или Т свидетельствуют о грузовом направлении (Light Track, Track).

Второй способ маркировки легкогрузовых шин использует другой подход и дюймовую систему. Если на изделии встречаются цифры, к примеру, 30*10*R16, то 30 – внешний диаметр шины в дюймах, 10 – ширина протектора, а 16 диаметр внутреннего обода.

Цветные метки

Иногда на покрышке присутствуют цветные обозначения. Это означает, что в конструкции шины присутствуют усиленные места. Эти неоднородности абсолютно нормальное явление и созданы для облегчения монтажа на диск и достижения баланса.

Желтый треугольник указывает на самое тяжелое место резины. Такая метка должна совмещаться с литерой L на самом штампованном диске.



Красная точка отмечает самое жесткое место стенки и совмещается с аналогичной меткой на легкосплавном колесе. Также могут присутствовать цветные полосы или белый штамп с цифрой. Первые помогают разыскать нужный комплект на складе, а второй дает информацию о номере проверяющего на заводе, оценивающего комплект.

Дополнительные надписи

Некоторые производители снабжают свою продукцию дополнительными обозначениями. Очень часто встречается дата производства. Выражается она четырьмя цифрами. Первые указывают порядковый номер недели, а две последние – год производства. Дата изготовления со следующими цифрами 1710 – 17-я неделя 10-го года.

Часто можно увидеть надпись Outside. Такая резина обладает асимметричным рисунком протектора, а значок должен быть направлен наружу. Это обеспечит правильное поведение комплекта при любых условиях. Если на боковине шины нет такой надписи, то она может устанавливаться на любые оси любой стороной.


Стандартные комплекты рассчитаны на безопасное движение по обычной поверхности. Если требуются улучшенные показатели проходимости, то следует брать комплект размера M+S. Если эти символы расшифровывать для грузовых автомобилей, то они обозначают Mud+Snow. Такие колеса считаются всесезонными и могут обеспечить хорошие показатели проходимости даже при движении по грязным или заснеженным дорогам.

Маркировка DOT или ECE свидетельствует о соответствии американским или европейским стандартам безопасности. Наличие пиктограммы зонтика, дождя, слов Aqua или Rain говорит о повышенном сопротивлении аквапланированию и улучшенному водоотводу резины.