Чем опасен автокондиционер? Главный враг здоровья? Правда и мифы об автомобильном кондиционере Обезопась себя и пассажиров, которые находятся вместе с тобой в машине, - не включай кондиционер сразу же после запуска двигателя машины.

Раньше, когда импортные автомобили только появились в нашей стране, кондиционер воспринимался как чудо. После автомобилей без кондиционеров, в которых в 40-градусную жару можно было потерять сознание, появление такого комфортабельного приспособления встретили на ура. Однако в последнее время многие спорят: а не вреден ли автомобильный кондиционер? Нужно ли использовать оборудование для заправки автомобильных кондиционеров или же отказаться от него вовсе? Стоит рассмотреть все аргументы «за» и «против».

Какую пользу приносит кондиционер?

Кажется, что ответ очевиден – он создает комфортную температуру в автомобиле, позволяя получать удовольствие от поездки. Но это далеко не все. Не подвергаясь тепловому воздействию, особенно в сильную жару, вы не подвергаете себя риску обмороков, скачков давление и даже возможных инсультов и инфарктов. Немаловажна польза и для самой машины. Не перегреваясь (в том числе изнутри), ваш автомобиль работает исправно и меньше подвержен поломкам.

    Аргументы, которые приводятся в пользу отказа от использования кондиционера:
  1. Под ним можно простыть. Да, это так. Но решение простое – необходимо его правильно настроить, чтобы холодный воздух не был направлен прямо на вас, и тогда получится избежать неприятных последствий для здоровья.
  2. В кондиционерах скапливаются бактерии. Тоже все верно. Но опять же, необходимо постоянно заменять и чистить фильтры, тогда никакие бактерии не будут присутствовать в устройстве.
  3. Через некоторое время кондиционер перестает охлаждать воздух так же быстро, как раньше. Опять же вопрос в правильном обслуживании кондиционера и своевременной замене фильтров.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: кондиционер – вещь крайне полезная, позволяющая избежать перегрева в жару и помогающая не замерзнуть зимой. А все негативные моменты связаны в основном с неправильным использованием и обслуживанием данных устройств.

Проблема кондиционирования воздуха становится все более актуальной. Это происходит из-за того, что в последние годы летом устанавливается сильная жара, переносить которую достаточно трудно без охлаждения воздуха.

Кондиционеры стали для нас не роскошью, а средством для комфортной жизни. Экспертами установлено, что отсутствие кондиционера в машине увеличивает количество аварий.

По результатам последних исследований при превышении температуры в салоне автомобилей до 34 градусов ДТП увеличиваются на 15%, а при температуре 38% — на 35%.

Однако, неправильное использование такого устройства приводит к многочисленным проблемам со здоровьем. Какой же вред кондиционера в машине? И как им пользоваться, чтобы избежать проблем? Об этом мы сейчас и поговорим.

Вред кондиционера

Для нашего здоровья безопасной является температура, не превышающая 56 градусов. Если вы сядете при сорокаградусной жаре в авто с включенным кондиционером на 20 градусов, то нанесете организму сильнейший стресс.

Как следствие: ослабление иммунитета, тонзиллит, ангина, ларингит, фарингит и даже воспаление легких.

Кроме этого кондиционирование воздуха – разносчик микробов при загрязненных фильтрах.

Часто водители жалуются, что после длительного нахождения в машине с кондиционером у них начинается резь в глазах. Это также результат того, что в фильтре скопилось много микробов.

Как только устройство начинает работать, поток воздуха гонит в глаза микробы, что и приводит к конъюнктивиту (воспалению слизистой глаз).

Перед тем, как включать кондиционер, необходимо открывать окна на две минуты – об этом указывается в инструкции. Но большинство водителей попросту пренебрегают этот совет.

Как пользоваться, чтобы не причинить вред?

Запомните эти простые правила и расскажите их всем! Информация, о которой вы сейчас узнаете, спасет здоровье ваших близких.

  1. После заводки автомобиля никогда не включайте сразу кондиционер. В автомобилях, которые стояли припаркованными на протяжении дня с закрытыми окнами, содержится примерно 500-800 мг бензола. Это при условии, если вы припарковались в тени. А на солнце уровень бензола достигает 2500-4000 мг. Все, кто садятся в автомобиль с закрытыми окнами, начинают вдыхать огромное количество этого токсического вещества. Бензол может поражать печень, почки, кости, вызывает раковые заболевания, а организму вещество очень трудно удалять. Перед тем, как сесть в авто, не поленитесь открыть на пару минут окно, проветрите салон и только после этого можете включать кондиционер. Это предотвратит выбрасывание бензола.
  2. Всегда меняйте фильтры своевременно, следите за чистотой радиатора устройства. Каждые два года производите обслуживание кондиционера, посетив специализированный сервис. В таких сервисах производится замена компрессорного масла в системе кондиционирования, производится дозаправка хладагента, проверяется наличие посторонних шумов во время работы компрессора. Даже зимой стоит провести проверку. Хотя в этот период вы и не пользуетесь кондиционером, но его подвижные детали и другие элементы требуют постоянной смазки. Для этого периодически включайте на полчаса кондиционер. Тогда летом не возникнет проблем.

Расскажите о том, как можно обезопасить себя всем тем, кто вам дорог. Берегите здоровье, для этого просто достаточно придерживаться простых советов.

На дворе уже осень, но всем нам еще памятны те летние жаркие деньки, когда без кондиционера в автомобиле приходилось тяжело. Он давно входит в базовую комплектацию многих автомобилей. При этом, как известно любому водителю, охлаждать воздух в салоне авто необходимо аккуратно, без вреда для здоровья и кошелька.

Вконтакте

Транспортный налог

Итого
налог в Москве

По данным сайт, кондиционером или климат контролем сегодня пользуются около 80% опрошенных порталом автомобилистов. Из них 22% этим летом не выключали климатические системы, у 19% они работали значительную часть времени, у 38% - когда было чрезмерно жарко. По тем или иным причинам не используют кондиционер 4% водителей, у 2% - он неисправен. Нет кондиционера в машинах у 13% автомобилистов. «Долгое время кондиционер считался предметом роскоши. Теперь же это - важное функциональное качество автомобиля, а не только элемент престижа. Климатическая установка в автомобиле напрямую влияет на самочувствие водителя, на безопасное вождение отдельного автомобиля, на безопасность движения в целом на дороге», - говорит Дмитрий Амбросов, технический специалист отдела сервисного обслуживания компании Aurore Auto.В жаркую погоду без кондиционирования воздуха в салоне автомобиля не обойтись. «Учитывая, что на улице может быть около +30 градусов, в автомобиле и того больше. А такую температуру в течение 2 часов в пробке вынести сможет не каждый. Это вопрос и физического здоровья», - отмечает Надежда Морено, старший менеджер сервиса ОРЦ «Атлант-М Лахта». Интенсивность потока холодного воздуха и направление этого потока в кондиционере регулируется вручную. Более сложный в техническом плане климат-контроль способен поддерживать заданную водителем температуру салона автомобиля в любое время года. Климат-контроль - автоматическая система, которая состоит из кондиционера (выполняет функцию охлаждения воздуха), из печки (воздух нагревает), из системы воздуховодов с заслонками (распределяют поток воздуха по салону) и блока управления всей этой системой. «Климат-контроль является штатным оборудованием, то есть данная система входит в заводскую комплектацию. Конечно, в автомобиле можно установить климат-контроль, если такового нет в комплектации, но это абсолютно нерентабельно. Потому что обойдется примерно в треть стоимости автомобиля. А если в комплектации автомобиля нет кондиционера, его можно установить дополнительно и не за сумасшедшие деньги», - говорит Надежда Морено.Базовая опцияАвтомобили без системы кондиционирования или климат-контроля уже не выпускают большинство производителей. Представители автоцентров и вовсе утверждают, что машины без кондиционера сегодня не продать. «Для владельца автомобиля стоимостью от 500 тыс. руб. вопрос наличия в машине кондиционера не стоит - он должен быть. Часто даже люди с аллергией берут кондей, которым не будут пользоваться, - легче потом продать машину», - объясняет Игорь Седов, директор по развитию «Аксель-групп». Модели без данной опции, правда, еще можно найти среди бюджетных машин, например, VW Polo Sedan и отечественных Lada. Даже автомобили китайского производства на данный момент поставляются в нашу страну с кондиционерами (климатической установкой). По словам директора по развитию компании «Экспо Кар» Константина Беляева, практически для всех покупателей китайских авто наличие кондиционера является важным фактором. «С покупателями автомобилей отечественного производства иная ситуация: лишь, примерно, для 10% всех покупателей Lada кондиционер является необходимой опцией. Остальным абсолютно безразлично, будет ли их автомобиль оснащен климатической системой. Кроме того, часто они воспринимают кондиционер как «навязанную» опцию, т.е. они хотят иметь автомобиль с 2 подушками безопасности, с ABS, парктрониками, но без кондиционера. К сожалению, в автомобилях Lada это невозможно», - рассказывает Константин Беляев. К слову, автомобили Lada с климатической системой примерно на 20 тыс. руб. дороже, чем автомобили без нее. Между тем, кондиционер имеет свои недостатки. При его работе идет дополнительная нагрузка на двигатель, отнимающая до 4-5 л.с. Это приводит к увеличению расхода топлива в среднем на 10%. «Однако в некоторых случаях использование кондиционера даже позволяет экономить. Например, езда на автомобиле по трассе с высокой скоростью с полностью открытыми окнами (в жаркую погоду) может увеличить расход топлива до 20%. При закрытых же окнах, но при включенном кондиционере, расход топлива возрастет процентов на 10. Другими словами, с кондиционером расход топлива будет меньше», - отмечает Дмитрий Амбросов. Эксперт не советует злоупотреблять кондиционером и климат-контролем, так как под струями охлажденного воздуха очень легко простыть и даже подхватить пневмонию. «Сопла воздуховодов следует направлять либо на ветровое стекло, либо в ноги. Также при частой смене температур (улица — машина) организм испытывает стресс, поэтому, как бы ни было жарко, не охлаждайте салон очень сильно. Лучшая температура для человека - +22-24 градуса», - говорит г-н Амбросов. При несвоевременной чистке радиатора-испарителя кондиционера на его поверхности появляются болезнетворные бактерии, вызывающие раздражение слизистой оболочки и различные заболевания у людей. Особенности эксплуатацииСоблюдение правил эксплуатации кондиционера позволит служить этой системе долго и исправно. Основные неисправности связаны с утечкой хладагента и выходом из строя соединительных элементов трубопровода в подкапотном пространстве, выходом из строя электромагнитной муфты включения компрессора кондиционера (хотя сам компрессор выходит из строя крайне редко).«Если разбирать причины, почему это происходит, то, прежде всего, необходимо учитывать, что системы эксплуатируются в критических условиях нашего региона: частые перепады температур, влажность, химические реактивы зимой и пр. Поскольку большинство деталей в системе - из алюминия (или его производных), то они подвержены быстрому распаду от воздействия внешней среды. От этого можно защититься, если все время поддерживать систему примерно в одном и том же температурном режиме. И если летом система работает все время и находится примерно в одном состоянии, то зимой - все наоборот», - говорит Сергей Сопов, управляющий СТО компании «АвтоСТОлица». Для профилактики работы всей системы кондиционирования необходимо включать ее на короткое время хотя бы раз в месяц, это разгонит хладагент и масло по системе и продлит ее жизнь. Если же кондиционер не функционирует во время всего зимнего периода, то уплотняющие сальники компрессора становятся сухими, что может стать причиной утечки хладагента. «При эксплуатации системы летом при высокой уличной температуре запрещается при включенном кондиционере надолго открывать окна автомобиля. Это может привести к тепловому удару по системе и вызвать резкую утечку хладагента из системы», - указывает Сергей Сопов. Кроме того, после долгой стоянки автомобиля на солнце не стоит включать кондиционер сразу на полную мощность - от перепада температур может треснуть лобовое стекло. Основная летняя проблема - перегрев двигателя по причине высокой температуры, когда система охлаждения двигателя не справляется к высокой температурой и не охлаждает двигатель должным образом. «Что касается современных автомобилей, то «закипеть» они могут только из-за неисправности системы охлаждения двигателя. Все часто видели в пробках в жаркую погоду закипающие старенькие модели автомобилей отечественного, да и зарубежного производства тоже. Автомобиль с исправной системой охлаждения не закипит», - уверяет Надежда Морено. Стоимость комфортаТехобслуживание кондиционера следует проходить не реже 1 раз в год. Частая причина неудовлетворительной работы климатических автомобильных систем в нашем регионе - загрязненность радиатора (конденсатора). Необходимо его периодически очищать. Эту работу лучше доверить профессионалам. Стоимость профилактических работ (диагностика работы блока управления, проверка герметичности системы кондиционирования, чистоты фильтра салона и т.д.) невысока и зависит от сложности климатической установки. Так, средняя стоимость обслуживания системы кондиционирования в «АвтоСТОлице» колеблется от 1 600 до 2 400 рублей: включает в себя проверку системы на герметичность, заправку системы, расходные материалы и проверку работы.На авторизованных дилерских станциях стоимость обслуживания данных систем обычно выше. Так, в дилерском центре «ПЛТ Автоцентр Купчино» обслуживание или ремонт системы охлаждения зависят от типа работ и варьируются от 3 до 50 тыс. руб. «Владельцы автомобилей могут осуществлять самостоятельную антибактериальную обработку системы кондиционирования. Остальной комплекс работ, во избежание поломок системы кондиционирования, следует проводить на авторизованных дилерских центрах, имеющих соответствующее спецоборудование и специалистов по ремонту», - рекомендует Максим Халабко, директор по послепродажному обслуживанию «ПЛТ Автоцентр Купчино». Надежда Морено: «Хочу обратить внимание на предложения многих станций бесплатно заправить кондиционер вашего автомобиля. Если система исправна, она не требует заправки. Заправка проводится тогда, когда система негерметична, или с ней производятся ремонтные работы. Поэтому, предложение заправить кондиционер, уже подразумевает неисправность». Эксперты сходятся в одном: при правильной эксплуатации и внимательном отношении к своему автомобилю, поломок кондиционера можно избежать.

Очень часто от людей приходится слышать странные вещи. Так в частности, высказывается мнение, что автомобильные кондиционеры вредны для здоровья. Возможно, где-то имеется доля истины, но тогда автомобиль вообще смертелен. В квартирах и офисах надо избавляться от холодильников и прочей техники. Картина складывается очень сумбурная и нелепая. На самом деле вреда от автокондиционера никакого нет, если им правильно пользоваться и регулярно проверять. Согласитесь нелепо, резко снизить температуру в салоне автомобиля, простудиться, а после этого во всем обвинить кондиционер.
Но поговорим серьезно о преимуществах этих устройств, их плюсах и возможных минусах. Зачем нужен в машине автомобильный кондиционер ? Пару десятилетий назад отечественные автомобилисты могли только мечтать о таких устройствах. Пределом роскоши была печка, которая могла согреть в не очень сильный мороз. Но времена меняются, и с каждым годом получается так, что человек в автомобиле проводит все больше времени. Особенно такая тенденция стала заметна в крупных городах. Без комфортного климата в салоне не обойтись. Жаркое лето этого года доказало полезность кондиционеров в машинах, без них пользование транспортом могло превратиться в пытку подчас даже смертельно опасную. Автомобиль достаточно сильно нагревается солнцем, особенно если он темного цвета. А открыть окна, если стоишь в пробке или просто проезжая по городу невозможно. Концентрация выхлопных газов в смеси с пылью и копотью такова, что человеку впору задохнуться. Только автомобильный кондиционер может спасти в такой ситуации.
Кроме того, комфортная температура в салоне позволяет водителю не отвлекаться на раздражающие факторы, поэтому он реже совершает ошибки и попадает в аварии. Человек же раздраженный духотой может злиться на окружающих из-за неудобств и, в результате, повести себя неадекватно, что на дороге весьма опасно. Так же у такого человека снижается скорость реакции и быстрее наступает усталость.
Отличие автокондиционера от обычного бытового состоит во множестве деталей. Основное то, что воздух в автомобиль поступает снаружи, а не гоняется внутренний по кругу. Но это и понятно. Люди, находящиеся в замкнутом, закрытом пространстве салона автомобиля со временем израсходуют большую часть кислорода, поэтому поступление воздуха снаружи весьма благоприятно. Но как уже говорилось, простым проветриванием ничего хорошего не добьешься. Кондиционер, забирая воздух с улицы, проводит его через систему с хладагентом и охлаждает. Но лишняя влага внутри ни к чему, поскольку ее и так выделяют люди, поэтому проводится еще и осушение воздуха. Таким образом, создается уникальный микроклимат, который позволяет чувствовать себя в автомобиле очень комфортно.
Другим положительным моментом работы кондиционера можно назвать фильтрацию воздуха. Никто не назовет воздух на дороге чистым, поэтому производя его забор, агрегат не только охлаждает, но и осаждает пыль и другие компоненты. В салон воздух поступает максимально чистым.
Все эти преимущества показывают, насколько полезным может быть автомобильный кондиционер. Но его преимуществом является и простота устройства. Чем проще сделан агрегат, тем меньше у него возможностей сломаться - такая простая истина известна давно. Но даже в этом случае кондиционер требует своевременного осмотра и профилактики. Периодически требуется его прочищать, поскольку осаждающаяся пыль может привести к неприятностям, ну и, разумеется, требует смены хладагент и проверки все основные работающие части. Своевременная проверка не позволит остаться на полпути без столь важного оборудования.

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным. Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск. На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при -26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше. Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона. Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора - примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар. И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора. Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться. На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик. К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Система защиты кондиционера очень надежна. Она опирается на показания нескольких датчиков и имеет различные страховочные алгоритмы. В целом, мало известно о реальных фактах включения компрессора при неблагоприятных условиях. Но если по какой-то причине это все же произойдет и в него попадет жидкий фреон, то смерть его будет скоропостижной, остальные элементы системы это не затронет.