Будет ли запрет на ввоз японских авто. Запрет на ввоз подержанных иномарок: существует он или нет? Можно ли самостоятельно оборудовать автомобиль системой эра-глонасс, чтобы получить птс

Когда власти придумали историю с обязательным оснащением всех новых машин в России «тревожными кнопками» на базе , мало кому приходило в голову, что это приведет еще и к полному запрету ввоза подержанных машин в Россию. Эта проблема, по большому счету, мало кого интересует из обитателей европейской части России. Тут уже давно рынок подержанных машин, возимых из-за рубежа, сжался до малозаметных размеров. Большинство бэушных авто, продаваемых и покупаемых тут, либо были ввезены в страну новыми через официальных дилеров, либо в свое время выпущены на автозаводах, локализованных в России. Совсем иная ситуация на Дальнем Востоке. Основу тамошнего легкового автопарка традиционно составляет иномарочный секонд-хенд, ввезенный из азиатских стран — преимущественно пресловутые «праворульки» японских марок.

В связи с этим новые иномарки, особенно , собираемые в России, везти туда просто не выгодно. Слишком сильна конкуренция со стороны подержанных «праворулек». Тем более, что европейские иномарки до дальневосточного региона еще нужно довезти, а транспортные расходы дополнительно увеличивают цену — и значительно. Вот и получается, что на данный момент в автопарках Дальнего Востока и Сибири насчитывается почти 3 млн. японских праворульных машин. Причем, нужно учитывать, что это, по большей части, очень старые машины. Так, средний возраст транспортных средств в Камчатском крае составляет 20,9 лет, в Приморском крае — 20 лет, а на Сахалине — 19,2 года.

И вот с 1 января 2017 года, когда оснащение системой стало обязательным условием ввоза авто на российскую территорию, привычный «японский» канал восполнения поголовья этих относительно недорогих авто оказался перекрыт. Это означает, что в самом ближайшем будущем на территории восточнее Байкала, когда праворульные развалюхи начнут массово отправляться на свалку, наступит самый настоящий дефицит бюджетных машин. И что же предложат автопроизводители сибирякам и дальневосточникам взамен «праворулек»? На самом деле мало чего. Дилерская сеть даже у АВТОВАЗа и корейских марок там, мягко говоря, недоразвита на данный момент. Автосборочных производств — тоже с гулькин нос.

Существующие там на данный момент заводы Mazda и SsangYong ситуацию не спасут. Линия рассчитана на 25 000 машин в год. И «народных автомобилей» в ее продуктовой линейке на данный момент не просматривается. А SsangYong фактически вообще заморозил продажи и сборку своих машин в России. Да и его Aktyon, собиравшийся во «Владике», тоже в категорию бюджетных моделей явно не вписывается. Учитывая все это, можно предположить, что в ближайший год у торговцев подержанными легковушками европейской части России появится новый огромный рынок сбыта — регионы за Байкалом. Просто иного выхода у жителей восточных регионов страны не останется: либо привыкать к легендарному качеству продукции АВТОВАЗа по цене комфортабельной «праворульки» 5−7 лет от роду, либо брать дешевые подержанные иномарки из-за Урала…

1 января 2017 года в России вступают в силу важные изменения в законах для водителей и автопроизводителей.

Всего через несколько дней система "ЭРА-ГЛОНАСС" станет обязательной для всех автомобилей в России. Про закону, все новые автомобили на территории России должны быть оснащены системой "ЭРА-ГЛОНАСС".

Легковые автомобили должны будут обладать функцией автоматического оповещения о ДТП, для коммерческой техники будет достаточно кнопки.

За комментариями мы обратились к специалисту калужского автозавода ПСМА РУС. Как выяснилось, обязанность передавать сигнал в Центр к операторам "ЭРА-ГЛОНАСС" возлагается не только на производителей автомобилей. Сотовым операторам также требуется наладить систему связи, через которую и фиксируется вызов. Однако многие из них до сих пор не отладили ее. Кроме того, испытания, которые проводятся для краш-тестов и проверки системы автоматического авариного вызова, очень дорогостоящие в нашей стране и требуют вложений в миллионы рублей. Но ничего не поделать, всем автозаводам приходится идти на эти траты, которые в будущем так или иначе отразятся на стоимости произведенных автомобилей.

Процедура сертификации автомобиля с "ЭРА-ГЛОНАСС" сложная и дорогостоящая: необходимо пройти испытания в НАМИ (к слову, это монополисты в своей области, имеющие право выставлять свои высокие цены и тарифы), серии краш-тестов, в ходе которых придется разбить несколько машин. Все это приведет не только к росту стоимости новых автомобилей, но исчезновению с российского рынка редких, дорогостоящих моделей, ведь их сертифицикации под новые правила будет невыгодна, а потому нецелесообразна. Так, с нового года BMW собирается прекратить поставку в Россию несколько моделей именно из-за необходимости установки "ЭРА-ГЛОНАСС".

К слову, не стоит думать, что в автомобилях за границей нет таких систем оповещения, они есть, но, во-первых, идут как опция за дополнительную стоимость, которую предлагают не все производители, а во-вторых, в автомобилях иностранного производства свой блок, «заточенный» под местные системы связи.

Из первого правила вытекает и второе: с 1 января 2017 года вступают в силу ограничения на ввоз иномарок гражданами на территорию России.

Речь идет об автомобилях, не оборудованных системой "ЭРА-ГЛОНАСС". С нового года таможня просто не выдаст ПТС на иностранный автомобиль, если в свидетельстве о безопасности не будет указано наличие системы SOS для "ЭРА-ГЛОНАСС", а это практически нереально. Для таких автомобилей можно будет установить блок в России, но эта процедура будет очень дорогостоящей, что сведет на нет все стремление сэкономить при ввозе иномарок.

С 1 января в ПТС новых автомобилей в разделе "Особые отметки" обязательно должно быть отмечено наличие системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Исключение будет только в том случае, если свидетельство о безопасности конструкции оформлено до 1 января 2017 года. Тогда ПТС на ввозимый автомобиль все-таки выдадут, даже если системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в нем нет.

СМИ сообщили, что таможня перестанет оформлять ввозные документы на импортируемые в Россию машины, если на них не будет установлена «тревожная кнопка» . С 1 января 2017 года в ПТС в раздел «особые отметки» в обязательном порядке будут вносится сведения об устройстве вызова экстренных оперативных служб для вновь выпускаемых в обращение транспортных средств. Это требование распространяется и на подержанные транспортные средства, оснащение устройством вызова экстренных оперативных служб, информация о котором содержится в свидетельстве безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), сообщила РСН со ссылкой на Федеральную таможенную службу.

До последнего времени, напомним, предполагалось, что на территории таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2017 года нельзя будет продавать новые машины без пресловутого блока «ЭРА-ГЛОНАСС». В связи с этим многие автопроизводители, преимущественно премиальных брендов, объявили, что с начала будущего года перестают продавать на отечественном рынке модели, не пользующиеся существенным спросом. Речь шла, преимущественно, о кабриолетах, двухместных купе и подобных типах авто. Дело в том, что для получения официального допуска на российский авторынок с 2017 года требуется заранее, с помощью краш-теста двух экземпляров модели на Дмитровском полигоне, доказать, что машина оснащена блоком , и это устройство срабатывает.

Для редко покупаемых в России моделей премиальных марок такая процедура просто не выгодна с экономической точки зрения. В частности, именно поэтому всякие с Lamborgihni и Bentley с Rolls Royce тоже не стали связываться с российской системой экстренного реагирования. Видимо, там решили обойти это требование с помощью схемы, подразумевающей формальную покупку интересующей клиента машины за рубежами таможенного союза и ввозом ее в Россию как уже ему принадлежащей. В свете выяснившихся подробностей получается, что вообще никто и никак не сможет ввести на российскую таможенную территорию машину без «тревожной кнопки» системы экстренного реагирования.

Как будут выходить из положения отечественные почитатели и Aston Martin — вопрос, конечно, интересный. Но гораздо более насущная проблема касается не кучки толстосумов, а миллионов российских автовладельцев. И звучит она следующим образом: если власти продолжат и дальше такими темпами внедрять ГЛОНАСС-систему слежения за всеми и вся, то как скоро выяснится, что и все уже имеющиеся на руках машины должны самооснаститься этими «черными ящиками»? Под угрозой запрета на перепродажу, например…

Противоречие между требованиями Техрегламента и Федеральной таможенной службы касательно наличия системы ЭРА-ГЛОНАСС осталось в прошлом.

До недавних пор на территорию России нельзя было ввезти автомобили, выпущенные до 2017 года и приобретенные в странах Таможенного союза, если у них не была установлена система вызова экстренных служб, хотя прямого запрета в Техрегламенте союза не содержалось, и фактически она была необязательной. Но Федеральная таможенная служба восприняла это как руководство к действию и в итоге трактовала как запрет ввоза машин без ЭРА-ГЛОНАСС, выпущенных в обращение непосредственно в странах Евразийского экономического союза до 1 января 2017 года.

Евразийская экономическая комиссия решила проблему – убедила таможенников в том, что при выдаче ПТС на ввезенные из стран союза автомобили не требуется предъявлять свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. В марте ФТС направила разъяснения региональным управлениям и таможням, и дополнительные требования были отменены.

Но это еще не всё! Теперь б/у автомобиль можно будет проще преобрести — процесс покупки подержанного автомобиля упростят для россиян. Доступ к реестру движимого имущества хотят дать как банкам, так и обычным гражданам страны.

В Министерстве финансов РФ разработали законопроект, согласно которому гражданам и банкам необходимо дать доступ к реестру движимого имущества с помощью портала госуслуг. В ведомстве считают, что всем участникам рынка будет удобнее получать выписки из этого реестра в режиме онлайн. Законопроект предположительно примут в апреле 2019 года.

Для реализации инициативы понадобятся поправки в статьи 34.4 и 103.1 закона «Основы законодательства РФ о нотариате». Сейчас гражданин, желающий купить подержанный автомобиль, также проверяет его с помощью указанного реестра (не находится ли машина в залоге или угоне). Однако для получения подтверждающей выписки нужно обращаться к нотариусу.

В случае, если сделка по покупке машины происходит между двумя гражданами, покупателю такая выписка о юридической чистоте автомобиля может понадобиться, если у правоохранительных органов появятся какие-либо претензии.

Если законопроект Минфина будет одобрен, то на получение таких выписок из реестра Федеральной нотариальной палаты будет уходить лишь несколько минут, а не дней (как сейчас). Это позволит ускорить выдачу банками кредитов на покупку подержанных машин, а также упростит для граждан продажу автомобилей друг другу.

Суть инициативы министерства заключается в том, что нужная для сделки по покупке машины с пробегом выписка будет подтверждаться электронной подписью нотариуса и пересылаться в личный кабинет пользователя на портале госуслуг. По информации ФНП, сейчас в реестре движимого имущества есть свыше 4,5 миллиона уведомлений об автомобилях, находящихся в залоге.

Количество зарегистрированных на портале госуслуг пользователей в 2017 году увеличилось примерно на 25 000 000, сейчас оно составляет около 65 000 000 человек. Помимо прочего, этот ресурс позволяет автовладельцам оперативно проверять наличие неоплаченных штрафов ГИБДД и задолженности по транспортному налогу.

Ранее стало известно о том, что по итогам 2017-го на вторичном авторынке РФ было реализовано порядка 5 300 000 машин, что говорит о небольшом приросте спроса (на 2,1%) по сравнению с предыдущим годом. В тройке самых востребованных моделей оказались: Lada 2114 (перепродано около 13 400 машин, спад – 0,8%), Lada 2107 (около 141 200, спад – 3,2%) и Ford Focus (около 132 700, прирост – 2,6%).

Источником смуты стало официальное уведомление Федеральной таможенной службы РФ, прозвучавшее 21 декабря. ФТС напомнила в канун Нового года, что для оформления ПТС с 1 января 2017 года требуется представить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в котором указано, что автомобиль оснащен модулем ЭРА-ГЛОНАСС.

Откуда ветер дует

За этим, в свою очередь, стоит приказ № 1072/3557/2293 от 11 ноября 2015 года, изданный совместно МВД, ФТС и Минпромторгом. Данный приказ вносит ряд изменений в более ранний приказ № 496/192/134 от 23 июня 2005 года «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».

Нас в данном случае интересует пункт приказа, обязующий добавить и принять к исполнению два абзаца, касающихся оформления ПТС. Первый: «При внесении сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе „Особые отметки“ делается запись: „УВЭОС № ______“ (с указанием идентификационного номера устройства вызова экстренных оперативных служб)».

И второй: «С 1 января 2017 года внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе „Особые отметки“ является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

Коротко и ясно - нет указания идентификационного номера устройства, значит не будет и паспорта транспортного средства. «Российская газета» по этому поводу однозначно заявила, что «импорт подержанных иномарок из-за рубежа прекратится с 1 января из-за реализации нового положения техрегламента Таможенного союза». Или все же есть неясные моменты?

Вести с мест

В данных абзацах есть такой оборот - «вновь выпускаемые в обращение транспортные средства». Что под этим понимать? На самом деле это не только новые автомобили, которые ввозятся импортерами, но и подержанные, которые ввозят физические и юридические лица. Автомобили считаются выпущенными в обращение после соблюдения всех необходимых процедур: оплата таможенных платежей, подтверждение оплаты утилизационных и других сборов и проч. Странная в результате складывается ситуация. В этом убедились коллеги из Владивостока сразу после новогодних каникул, пытаясь выяснить, как обстоят дела.

Владивостокская таможня исправно пропускает ввозимые автомобили, но не выдает ПТС тем, у которых нет требуемого модуля. Машины без ПТС можно транспортировать на эвакуаторе, скажем, на склад, но своим ходом они двигаться не могут. Также нельзя их и продать. Таможенники при этом поясняют, что владелец машины может самостоятельно установить модуль ЭРА-ГЛОНАСС и получить свидетельство о безопасности транспортного средства (СБКТС), после чего таможня законно оформит ПТС с той самой особой отметкой.

Во Владивостоке есть организация, обладающая полномочиями устанавливать такие модули - «Дальневосточные навигационно-информационные системы» (ООО «ДВ НИС»). Ее представители, однако, заверяют, что не надо спешить. Дескать, в ближайшее время вопрос разъяснится и, скорее всего, бэушные автомобили процедуре оснащения ГЛОНАССом подлежать не будут. То есть поправки к приказу касаются только новых, сходящих с конвейеров машин, для которых подразумевается эксплуатация на территории РФ.

Беспокойство жителей Приморья и Дальнего Востока, в целом, понятно. На ввозимых из Японии подержанных машинах базируется благополучие всего региона. Причем ввозят не только легковушки, а коммунальную, строительную и специальную технику.

Кривотолки о возможности самостоятельно установить модуль сами по себе требуют разъяснений. Свидетельство о безопасности конструкции единичного транспортного средства теоретически действительно можно оформить в испытательных лабораториях, аккредитованных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Но как это согласуется с требованием проводить специальные краш-тесты для моделей, оснащенных означенным модулем? Его же нельзя впихивать куда попало, краш-тесты как раз и проводят для того, чтобы определить, сохранит ли модуль, установленный определенным образом, работоспособность при авариях.

Как дальше жить?

Если бэушные машины разрешат ввозить по старым правилам, без установки ГЛОНАСС и всей этой беготни по лицензированным инстанциям, тогда и беспокоиться не о чем. А если велят ввозить по новым правилам, то ввоз подержанных машин, вероятно, сведется к нулю естественным образом. Стоимость получения ПТС резко возрастет. Приобретение и установку модуля (для данного случая) оценивают примерно в 20 тысяч рублей, плюс СБКТС на иномарку - от 15 тысяч (по тарифам 2016 года), плюс утилизационный сбор и сертификат соответствия Евро-4 или Евро-5.

Частный бизнес, построенный на ввозе, вероятно, станет малоприбыльным. Да и физическое лицо сто раз подумает, прежде чем решится самостоятельно что-нибудь ввезти для собственных нужд. Проще и дешевле подобрать автомобиль из уже имеющихся на территории Российской Федерации, с нормальным ПТС старой формации, где идентификационный номер УВЭОС благополучно отсутствует и никого не интересует. Возможно, кто-то вместо подержанного BMW из Европы предпочтет новую Шкоду, выпущенную в России.

Другой вопрос, что ввозимые из-за границы машины - малозначимый сегмент на вторичном рынке страны. По некоторым оценкам, в 2016 году в РФ ввезли чуть больше 30 тысяч легковушек с пробегом, тогда как общий годовой объем вторичного рынка - под 5 миллионов единиц. Убери эти 30 тысяч - никто и не заметит, в Центральной части России уж точно.

Глядя на эти цифры, становится понятно, что никакого рационального смысла в принудительном оснащении ГЛОНАССом всех ввозимых подержанных машин попросту нет. По стране колесят и еще лет десять будут колесить под 40 млн транспортных средств, НЕ оснащенных системой ГЛОНАСС - средний возраст автомобиля в России превышает 12 лет, российского автомобиля - около 15. Стоит ли вообще городить новые барьеры на ввозе подержанных машин? Но чиновники могут рассуждать с каких-то других, неведомых нам позиций. А Дальний Восток с его специфичными проблемами - где-то очень-очень далеко.