Бмв школа вождения. BMW X5"В мечтах о Калифорнии (California Dreamin)" BMW в России

Курс «Спортивный» в Школе водительского мастерства BMW, и вот я снова кручу «баранку», пытаясь не выпасть из кресла. А поводом послужило решение немцев, которые устроили «перезагрузку» своей программы обучения. Отныне российское отделение BMW Driving Experience работает под крылом подразделения M GmbH, а заодно и сменило место дислокации. Зачем были нужны такие перемены?

За ответом на этот вопрос мы отправились в подмосковные Сорочаны, где теперь и базируется Центр водительского мастерства BMW. Встречает нас симпатичный павильон с двумя классами, кафе и шоу-румом на четыре автомобиля, а вдоль него припаркованы линейки BMW и… Mini. Да-да, теперь здесь обучают и вождению переднеприводных машин! Кроме того, предусмотрена программа и для владельцев мотоциклов BMW. А сама площадка хорошо известна посетителям этого горнолыжного курорта – в зимнее время она является парковкой.

Центр водительского мастерства BMW Driving Experience предлагает программы на любой вкус. В контраварийную подготовку входят курсы «Базовый» (12 000 рублей), «Основной» (17 000 рублей), «Скоростной» (23 000 рублей) и «Интенсивный» (это два предыдущих подряд за 34 000 рублей). Далее - «Спортивный» (34 тысячи) и «Мастер» (2500 евро за 2 дня на Нюрбургринге за рулём BMW M3). Особняком стоит «Дрифт» за 16 тысяч рублей. Также желающие могут поднять навыки управления автомобилями BMW X1, X3 и X6 на бездорожье. Кроме того, есть курсы для мотоциклистов. И вовсе не обязательно быть клиентом BMW, пройти здесь обучение может любой оплативший его человек. Плюс зимние программы обучения - тогда в распоряжении Центра остаётся половина парковки

Полигон занимает 80 тысяч квадратных метров (400х200 м), что заметно меньше, нежели на Ходынке. Но бывший аэродром вот-вот начнут застраивать, поэтому в BMW вовремя озаботились поиском нового плацдарма. Хорошая площадка – ровная, почти лишённая каких-либо волн покрытия. Да и вмещает она одновременно две группы по 12 человек. Но сюда мы приехали не только ради того, чтобы поглазеть на результаты переезда BMW Driving Experience, нас пригласили пройти восьмичасовой курс «Основной», полтора часа которого уделено теории.

Алексей Маслов - весьма харизматичный тренер, поэтому лекция на полтора часа пролетела незаметно. К слову, он является мастером спорта и обладателем Кубка России по ралли. Впрочем, все инструкторы в Центре водительского мастерства BMW Driving Experience имеют разряды не ниже

Не многовато ли? Нет! Во всяком случае, Алексей Маслов, шеф-инструктор российского отделения BMW Driving Experience, сделал эти 90 минут достаточно увлекательными, чтобы никто не клевал носом, как студенты на утренних лекциях. И теоретическая часть не ограничивается правильной посадкой за рулём, техникой руления и описанием различных траекторий и баланса машины. Отдельное внимание уделено электронным системам, которыми оснащаются машины BMW и Mini. Например, Алексей рассказывает, как изменяется работа двигателя, трансмиссии, «стабилизации» DSC и рулевого управления при использовании переключателя режимов (от Eco Pro до Sport) на центральном тоннеле.

После теории нас разбили на две подгруппы. Одну забрал себе Маслов, вторую - Алексей Лукьянюк (на фото), который сейчас успешно гоняется в Чемпионате Эстонии по ралли и не так давно выиграл Ралли Таллин (в Прибалтике, к слову, конкуренция очень серьёзная)

Услышали мы и важную оговорку относительно системы DSC. Для этого Маслов нарисовал нам пару формул из школьного курса физики. Очень наглядно. Если центробежная сила (которая зависит от массы, квадрата скорости и радиуса поворота) «побеждает» силу трения, то автомобиль начинает скользить. И никакая система стабилизации не сможет удержать машину на дороге, если скорость слишком велика. Полезно и отрезвляюще для тех водителей, которые уповают на «всесильность» ESP/DSC и иже с ними.

Поговорили и о тактике движения. В частности, о правильной дистанции. Многие ли учитывают тот факт, что тормозной путь увеличивается не просто пропорционально скорости, а в квадратичной зависимости? Судя по тому, как наши водители любят «висеть» на заднем бампере на МКАДе или на шоссе, эта информация для них лишняя. А уж сколько среди таких «драйверов» любителей мощных BMW – не счесть! Шутки шутками, но когда мы вышли на площадку, то нас первым делом попросили определить, где остановится машина с 40 км/ч и с 80 км/ч. Плюс-минус угадали, но разница, продемонстрированная столь наглядным образом, заставляет задуматься. А если прибавить сюда время реакции и прикинуть расстояние, которое пройдёт автомобиль, пока нога нажмёт на тормоз?

Жаль, что после столь продолжительной и полезной теоретической части последовали вполне стандартные упражнения. Разгон-торможение да слалом – основы основ. Сначала едем гуськом за инструктором, дабы запомнить расположение конусов, затем – по очереди в своём темпе. В случае ошибок или помарок инструктор тут же отвешивает виртуальный «подзатыльник» по рации. Говорят, что если ученик совсем не понимает, что от него требуют, то кто-то из опытных наставников (а все они имеют разряды мастеров спорта и сертификаты для работы на уровне международных проектов BMW) сядет в машину и популярно всё объяснит. В нашей группе таких людей не было.

Зато на площадке была возможность испытать разные «трёшки» BMW – ездили мы на 320d, 328i и 335i. Но главное – это даже не двигатель. Машины с красным кружком на лобовом стекле были оснащены опциональным рулевым управлением с рейкой, имеющей переменный шаг зубьев, а остальные BMW имели «обычный» руль. Вот и сравним, ведь на

новой «трёшки» в декабре мне не очень понравился «нелинейный» руль, а других вариантов там не было. Но то на реальных дорогах, а на тесной «змейке» такой механизм облегчает манёвры – крутить «баранку» приходится на значительно меньшие углы.

Хотя без ложки дёгтя не обошлось и здесь – даже в крутых поворотах на небольшой скорости чувствуется недостаток обратной связи. Так что придётся делать нелёгкий выбор – либо смириться с более «длинным», но «натуральным» рулём, либо привыкать к «нелинейному» поведению. Дело личных предпочтений, поэтому мнения на этот счёт разделились – половина группы проголосовала за BMW с опциональным рулевым управлением. Я же предпочитал больше не связываться с машинами, где на стекле красовался кружок.

Было и ещё одно упражнение - переставка с одновременным торможением в коридоре из конусов. На фото водитель не справился с задачей и через долю секунды снесёт внутренний конус. Следом нас ждал бонус - «полицейский разворот» на 180 градусов. Инструкторы признают - дело бесполезное, но эффектное. Клиентам нравится

Ибо схожая картина была и на следующем упражнении, которое, к слову, вызвало проблемы у подавляющего большинства группы. Дрифт! Стационарных поливочных установок на полигоне в Сорочанах пока нет, поэтому некоторое время мы наблюдали, как «ЗиЛ» с цистерной щедро заливал асфальт водой. Задачи, на первый взгляд, казались простыми. Сначала необходимо было вызвать снос передней оси, превысив скорость на дуге. А затем спровоцировать занос. После успешного освоения типичных ошибок надо было проехать несколько кругов в непрерывном скольжении задних колёс. И что тут сложного?

Как и в любой медленной и тесной «фигурке», нужно было не закосить ни одного конуса, но и ехать достаточно быстро. Впрочем, независимо от результатов зачётного упражнения, каждого из нас осчастливили сертификатом международного уровня, который даёт возможность продолжать участие в глобальных программах BMW Driving Experience. Разумеется, дают их каждому выпускнику Центра

А под занавес нас ожидало… соревнование! Организаторы построили весьма хитрую трассу из конусов – быстрые участки внезапно сменялись медленными и узкими. Собьёшь вешку – лови 5 секунд, а зачётная попытка всего одна! Для чистоты эксперимента все ездили на BMW 328i, но можно было выбрать машину с активным рулём. Хронометраж электронный, во избежание человеческого фактора. Хорошо, что нам рассказали о призах уже после заездов – они прошли спокойно, без происшествий. А нам было за что побороться! За победу я получил не только моральное удовлетворение и пару аксессуаров BMW, но и сертификат на следующий этап BMW Driving Experience – «Скоростной». Именно он является самым сложным в программе контраварийной подготовки и становится последней ступенью перед спортивными курсами на кольцевых трассах. Звучит многообещающе. А как на деле? Скоро узнаем!

Вадим Гагарин
Фото компании BMW

Мотокурсы:
1.Базовый курс
Курс предназначен для желающих познакомиться с мотоциклами BMW, состоит из теоретической и практической части. Цель курса - разобраться в технических особенностях мотоциклов BMW, получить базовые навыки безопасного управления в различных дорожных ситуациях на разных скоростях, научиться оптимально использовать возможности мотоцикла на практике.

Продолжительность:
4 часа, максимум 4 участника в группе.
Мотоциклы:
BMW G 650 GS, BMW G 650 GS Sertão,
BMW F 650 GS, BMW F 800 GS BMW R 1200 GS.

2.Основной курс
Курс оптимален для мотоциклистов со стажем, желающих повысить мастерство управления мотоциклом. На нашем полигоне Вы сможете понять предельные возможности Вашего мотоцикла, узнаете реальную величину тормозного пути на разных скоростях, научитесь распознавать опасные ситуации на ранней стадии и избегать их возникновения. Курс состоит из теоретической и практической части.
Курс проходит в реальных погодных условиях с 1 апреля по 1 октября.
Продолжительность:
1 день 6 часов, максимум 4 участника в группе.
Мотоциклы:
BMW G 650 GS, BMW G 650 GS Sertão, BMW F 650 GS.
В стоимость обучения входит:
Теория, практический курс, обед, страховка.
3.Индивидуальный курс
В основе круса лежит индивидуальный подход к желаниям участников обучения. Программа выстраивается на основе непосредственного общения участника и инструктора. Этот курс доступен всем, независимо от опыта и наличия водительского удостоверения, возможно участие с пассажиром.
Курс проходит в реальных погодных условиях с 1 апреля по 1 октября.
Продолжительность:
Рассчитывается индивидуально по договоренности с инструктором, минимальная продолжительность одного занятия - 3 часа.
Мотоциклы:
В стоимость обучения входит:
Теория, практический курс, кофе, страховка.
4.Off-road - 1
Цель курса - на практике понять и освоить основные особенности поведения мотоцикла на дорогах без асфальтового покрытия.
Курс проходит в реальных погодных условиях с 1 апреля по 1 октября.
Продолжительность:
1 день 7 часов, максимум 4 участника в группе.
Мотоциклы:
BMW G 650 GS, BMW G 650 GS Sertão, BMW F 650 GS, BMW F 800 GS, BMW R 1200 GS.
В стоимость обучения входит:
5.Off-road - 2
Задача этого тренинга - научиться управлять мотоциклом в условиях полного бездорожья. В программу практической части входит преодоление препятствий, вызванных колеей, упавшими деревьями, камнями, движение по песку и преодоление брода, прохождение поворотов и торможение на подъемах и спусках, торможение на выбоинах. Курс состоит из теоретической и практической части.
Программа может меняться в зависимости от квалификации участников и погодных условий.
Курс проходит в реальных погодных условиях с 1 апреля по 1 октября.
Продолжительность:
1 день 8 часов, максимум 4 участника в группе.
Мотоциклы:
BMW G 650 GS, BMW G 650 GS Sertão, BMW F 650 GS, BMW F 800 GS, BMW R 1200 GS.
В стоимость обучения входит:
Практический курс, обед, страховка.
Допускаются участники, предварительно прошедшие курс Off-road-1.

На ровной, размеченной конусами асфальтовой площадке с лужицами льда стоит шеренга новеньких BMW X1, на которых нам вскоре предстоит пройти курс обучения вождению. Но сначала в класс – за парту. Теория прежде всего. Сначала инструкторы школы BMW Driving Experience рассказали нам, что нового появилось в самом маленьком кроссовере марки после рестайлинга, а затем уже провели инструктаж по правильной посадке, рулению и прочим “драйверским” премудростям.

Материал усваивается на удивление легко благодаря особой методике обучения – преподаватель не просто рассказывает, а постоянно задает вопросы, заставляя слушателя “включать мозги”, в результате чего сказанное откладывается в голове надолго.

Впрочем то, что после рестайлинга BMW Х1 приобрел более интересную внешность, видно и без пояснений инструктора. А вот то, что у нового бампера есть специальный выступ, который при наезде на пешехода позволит не касаться его коленного сустава, без преподавателя вряд ли было бы возможно выяснить, так как в пресс-релизе такой информации нет. Помимо новых бамперов кроссовер получил новую начинку передних фар со светодиодными “колечками” и подсветкой “бровей”. Изменилась и окантовка “противотуманок”. А повторители сигналов поворота переехали с передних крыльев на зеркала.

Кроме того, кроссовер приобрел расширенные возможности индивидуализации с новыми цветами кузова и различными вариантами дизайна колесных дисков. Также новинка получила несколько дизайн-пакетов – xLine, Sport Line и M Sport, различающихся внешними кузовными элементами. В салоне появилось больше хромированной отделки, а дефлекторы системы вентиляции окантованы блестящим пластиком, напоминающим продукцию фирмы Apple. Моторы остались прежними, за исключением модификации xDrive25d, пришедшей на смену xDrive23d. Собственно, и этот 2-литровый турбодизель с двумя турбинами тот же, что и раньше, но после модернизации его мощность выросла с 204 до 218 л.с. Именно такой автомобиль и ждал меня на площадке.

Контролируемое скольжение

Устраиваясь за рулем, вспоминаю урок по правильной посадке. Сидеть нужно как можно ниже, чтобы при скоростной езде взгляд фокусировался не перед капотом автомобиля, а дальше: чем дальше смотришь, тем лучше выбираешь траекторию. При выжатой педали тормоза нога должна оставаться согнутой, а “пятая точка” при этом не должна елозить по сиденью, для чего копчик должен быть плотно прижат к спинке. Последнюю при этом желательно поставить ближе к вертикали, чтобы лучше чувствовать силы, действующие на автомобиль, а лопатки при вращении рулевого колеса не должны от этой самой спинки отрываться.

Первые два круга ознакомительные, за автомобилем инструктора. Я за рулем один, изучаю трассу, на которой то и дело попадаются слегка подтаявшие ледяные участки. Инструктор общается с учеником по рации. На вопрос, почему бы не сделать ледяное покрытие искусственно, для равномерного коэффициента сцепления, представители Школы вождения BMW ответили, что их уроки призваны научить управлять автомобилем в реальной жизни, где сцепление с дорогой постоянно меняется, а не в тепличных условиях полигона. И они правы.

Первые круги без “поводыря” проезжаю аккуратно, постепенно наращивая скорость. Систему стабилизации отключать нельзя. На любые провокации кроссовер отвечает стрекотом тормозов и самовольно прерывает подачу топлива, удерживаясь на траектории. Безопасно, но неинтересно. Через несколько кругов инструктор дает команду перевести систему стабилизации в спортивный режим. В этом случае она до конца не отключается, но уже позволяет небольшие углы скольжений.

Оказывается, на треке очень скользко! Чуть переборщишь со скоростью входа в поворот – и передок устремляется наружу виража, переусердствуешь с “газом” – и возникает неожиданный занос. Если скользишь несильно, система стабилизации молчит, но как только захочешь похулиганить, она тут как тут.

И вот развязка – по команде преподавателя держу клавишу отключения системы стабилизации несколько секунд. Теперь я с автомобилем один на один. Правда, и тут система бдит – она подключится, если возникнет угроза опрокидывания.

Например, если едешь в боковом скольжении по льду и вылетаешь на асфальт с высоким коэффициентом сцепления. Кроссовер в скольжении демонстрирует настолько заднеприводные повадки, что я по привычке уменьшаю подачу “газа” при возникновении заноса и выворачиваю колеса – машина стабилизируется как заднеприводная, и скорость падает. Фаза сноса практически отсутствует. Но чтобы ехать в контролируемом скольжении, подачу топлива уменьшать нельзя – ее надо увеличивать. Инструктор кричит по рации: “Газ, газ, газ!” Приходится перебороть инстинкт, и вот мой автомобиль, словно заправский танцор, начинает выписывать пируэты на льду. Главное – следить, где лед сменяется асфальтом, и боком на эти участки не попадать. Адреналиновая атака!

Уроки геометрии

Теперь мой путь лежит на внедорожный полигон – в карьер. На бездорожье инструктор советует поднять сиденье повыше – здесь нужно видеть дорогу как можно ближе. Главное – соблюдать “правило кулака”: между головой и потолком должен проходить минимум кулак – на случай переворота. Остальные параметры посадки такие же, как при легковой езде.

Правило № 2: если сомневаешься, проедешь ли через препятствие, отправь посмотреть напарника – снаружи виднее. Удивительно, через какие буераки может переезжать Х1, дорожный просвет которого составляет небольшие по меркам сегмента кроссоверов 185 мм! Передо мной препятствие высотой под 40 см, но с помощью команд напарника я наискосок переваливаю через него без проблем.

А теперь в лес – по размытой оттепелью грязно-снежной колее. Правда, Х1 там мучить не позволили. Здесь наша колонна состоит из моделей постарше – Х3, Х5 и Х6. Я еду за рулем Х5. На широченной шоссейной низкопрофильной “резине” автомобиль слегка водит в грязевой каше из стороны в сторону, но полный привод xDrive, умеющий перебрасывать на любую из осей до 100% тяги, продолжает тянуть вперед в таких дебрях, куда я по своей воле не сунулся бы и на специально подготовленном внедорожнике.

А, например, 60-процентный (30°) боковой уклон, который способен преодолеть любой из кроссоверов марки BMW, подавляющему большинству других внедорожников просто противопоказан по причине слишком высокого центра тяжести.

Впереди огромная лужа, покрытая льдом. Здесь без резиновых сапог, любезно предоставленных представителями BMW, не обойтись. Приходится выходить и с помощью подручных средств разбивать лед, а затем измерять глубину. Можно ехать, но только осторожно, чтобы о куски льда не поцарапать окрашенные в цвет кузова бамперы.

А потом был крутой и очень длинный подъем по размытой колее, где казалось, что в случае остановки автомобиль просто заскользит назад, сметая все на своем пути. Но страхи оказались напрасными – xDrive остановиться никому не позволил! Словом, я теперь знаю, что любой кроссовер BMW – это не только кроссовер, а еще и внедорожник. Просто голову надо иметь на плечах, а лучше две!

www.motorpage.ru

Где в Москве можно научиться управлять автомобилем на скользких покрытиях. - DRIVE2

Школы делятся на два типа - привязанные к конкретному автопроизводителю и независимые. Преимущество первых в том, что ученику предоставляется машина, поэтому ему нет необходимости использовать личную. К тому же, для занятий на льду лучше, когда она обута в шипованные шины, но не все используют такие покрышки. Однако бывает, что водителю хочется заниматься именно на своём автомобиле, чтобы привыкнуть к его поведению. В таком случае лучше обратиться в независимые школы, в которых доступны ещё и индивидуальные уроки.

Vasin Driving SchoolВебсайт: www.v-ds.ru/Расположение: Московская область, Яхрома

В этом сезоне официальная школа Audi, прежде называвшаяся quattro camp, претерпела реорганизацию - теперь Audi сотрудничает с проектом Vasin Driving School под руководством харизматичного Евгения Васина, мастера спорта и обладателя Кубка Европы по ралли. Впрочем, так было и прежде, поэтому это, скорее, смена вывески.Занятия проходят на площадке в подмосковной Яхроме и делятся на два курса. «Постановка техники» - базовая программа, которая длится 5 часов (1 час - теория, 4 часа - практика) и даёт ученикам необходимые азы и основы управления полноприводным автомобилем Audi (используются модели S5 Sportback, A7 Sportback и Q7). Стоит «Постановка техники» 17 500 рублей. Чуть дороже - 21 900 рублей - обойдётся следующая ступень под названием «Контраварийная подготовка». Рассчитана она уже на 6 часов, а сами упражнения проходят на более высокой скорости и включают в себя отработку навыков движения в скольжении. На этом… всё. Шикарные четырёхдневные курсы в Карелии и Югре в этом году не предлагаются. А жаль.

BMW Driving ExperienceВебсайт: www.bmw.ru/ru/ru/insights…ainings/introduction.htmlРасположение: Московская область, Курово (территория горнолыжного комплекса «Сорочаны»)

Центр водительского мастерства BMW Driving Experience может похвастать широкой линейкой зимних курсов. Первая ступень - курс «Основной». В него входит теоретическая часть, а на площадке основное внимание уделяется особенностям поведения автомобиля на снегу и льду. Дальше - курс «Скоростной», где упражнения становятся сложнее и выполняются на более высоких скоростях, в том числе, и в управляемом скольжении. Причём в этих программах используются как заднеприводные, так и полноприводные BMW. Каждый из них стоит по 25 тысяч, но можно сэкономить, записавшись на курс «Интенсивный» - он объединяет в себе «Основной» и «Скоростной», а за двухдневный тренинг надо будет заплатить 45 тысяч рублей.Особняком стоит программа «Дрифт». Как несложно понять из названия, всё внимание будет уделено контролируемому заносу автомобиля. Рассчитана она на 4 часа (из которых час уйдёт на теорию) и облегчит кошелёк на 20 тысяч рублей. Кстати, все перечисленные курсы можно пройти за рулём «заряженных» автомобилей BMW M-серий, но стоимость обучения возрастёт: «Основной» и «Скоростной» обойдутся в 32 тысячи рублей, «Интенсивный» - в 57 500 рублей, а за «Дрифт» придётся отдать 29 тысяч.

Mini Driving ExperienceВебсайт: www.mini.ru/driving_experience/index.htmlРасположение: Московская область, Курово (территория горнолыжного комплекса «Сорочаны»)

Точно там же и по тем же принципам организована работа Центра водительского мастерства Mini Driving Experience. Пятичасовой (два часа уделено теории) курс «Базовый» за 12 тысяч рублей - первая ступень. Далее следует однодневный «Основной» за 23 тысячи рублей, который по своей структуре аналогичен одноимённому тренингу BMW Driving Experience - водителей учат рассчитывать тормозной путь и управлять автомобилем на скользких покрытиях.

Академия вождения «Мерседес-Бенц»Вебсайт: da.mercedes-benz.ru/Расположение: Московская область, Старая Купавна, полигон ФСО

Курсы проводятся на полигоне ФСО, а программа включает в себя несколько однодневных тренингов. Автомобили одинаковые для любого из них - это задне- и полноприводные Мерседесы C, E, CLS, S, SL, SLK, кроссоверы GLE, GLC и GLS и даже внедорожник G-класса!Разумеется, есть и чёткая иерархия: «Базовый» курс даёт представление о физике движения машины по скользкому покрытию и является основой для дальнейших программ. В «Продвинутом» тренинге увеличивается скорость, а сами упражнения становятся сложнее. А в «Профи» и «Эксперте» особое внимание уделяется управлению автомобилем в скольжениях, многие элементы выполняются с отключенной системой ESP. Любая из программ обойдётся в 25 тысяч рублей.

Porsche Driving Center RussiaВеб-сайт: porsche-russland.ru/pdc/Расположение: Московская область, автодром Moscow Raceway

В открывшемся в прошлом году Porsche Driving Center Russia не забыли и о зимних курсах - в просторном паддоке автодрома Moscow Raceway подготовлена площадка, на которой проходят 2 программы. Сертификаты на первую, Introduction, дарят покупателям Porsche дилерские центры - в неё входит теоретическая часть и отработка базовых упражнений, которые должны раскрыть особенности управления полноприводными кроссоверами Porsche Macan и Cayenne.Следующий курс называется Precision, стоит он 65 тысяч рублей, а занятия проводятся исключительно на спортивных Porsche 911 Carrera 4S и Carrera 4 GTS. Основа однодневной программы похожа на финский курс Camp 4S и включает в себя не только упражнения вроде слалома, но и управление заднемоторными купе в скольжении.

Jaguar Land Rover ExperienceВебсайт: www.jaguarex.ru/Расположение площадки: Московская область, Новорижское шоссе

Не так давно компания Jaguar Land Rover открыла свой собственный центр Jaguar Land Rover Experience, так что команде во главе с шеф-инструктором Егором Васильевым пришлось поменять программу обучения. Пока клиентам предлагается три курса. Первый из них - трёхчасовое занятие, предназначенное для погружения в технологии управления автомобилем: экстренное торможение, работа рук на руле, прохождение простых поворотов. Далее - уже шестичасовая программа, рассчитанная на 2 дня. Задачи усложняются: на некоторых упражнения отключается система стабилизации, отрабатываются различные траектории, появляются силовые скольжения.На вершине находится трёхдневный курс (3 занятия по 3 часа), в котором учат использовать ритмический занос, совмещать экстренное торможение с манёвром и работать со связками поворотов. Занятия проходят на автомобилях Jaguar, причём доступна вся линейка - от компактного XE до мощного F-Type. Одна беда - программа только-только была утверждена, поэтому с ценой ягуаровцы пока не определились.

НЕЗАВИСИМЫЕВ независимых школах водительского мастерства занятия проводятся, как правило, на автомобилях учеников. В этом есть свои плюсы - вы привыкаете к поведению автомобиля, на котором ездите каждый день.

Центр высшего водительского мастерства профессора Э. С. ЦыганковаВебсайт: www.cvvm.ru/Расположение площадки: Москва, Мневники

Центр высшего водительского мастерства (ЦВВМ), основанный профессором и заслуженным тренером Эрнестом Сергеевичем Цыганковым, - пожалуй, одно из самых известных мест подготовки водителей не только в Москве, но и в России (он имеет филиалы в 19 городах). Зимний курс предлагается один (управление автомобилем в критических ситуациях), но он достаточно ёмкий - на занятия отводится 15 часов, разделённых на 5 будних дней.Первые 3 часа отведены на теорию, затем учеников ждут трёхчасовые занятия на автодроме в Мневниках со вторника по пятницу, во время которых они освоят экстренное торможение, приёмы управления на скользкой дороге и стабилизации автомобиля. Стоимость такого курса составляет 15 600 рублей, но машину ЦВВМ не предоставляет. К тому же, сначала надо пройти пятидневный микроцикл «Начальная контраварийная подготовка» за 7 200 рублей - туда входит теоретическая часть и работа на тренажёрах.

МастерКлассВебсайт: www.m-class.ru/Расположение площадки: Москва, Мневники

После того, как на Ходынском поле построили торговый центр, а вместо интересного комплекса в Тушино появился очередной стадион, в Москве осталась лишь одна приличных размеров площадка, пригодная для занятий школ контраварийного вождения. Там же проводит свои курсы и центр МастерКласс, который предлагает три зимних программы. Впрочем, начинается всё с отработки скоростной техники руления за 1900 рублей (в составе группы) или за 5900 рублей индивидуально.Дальше - три блока уже на площадке: «Основные навыки стабилизации зимой», «Изучение нестабильных режимов движения» и «Скольжения и вращения автомобиля». Первый учит, как не допускать сноса или заноса автомобиля, затем инструкторы переходят к обучению движению в этих режимах, а финальная часть полностью посвящена скольжениям. Каждый блок рассчитан на 2,5-3 часа и стоит 6900 рублей (в составе группы) или 11 900 рублей (индивидуально). Есть возможность сэкономить 15%, заказав и оплатив все курсы разом. Есть и специальная программа «Дрифт» - на своём автомобиле она обойдётся в 14 900 рублей, а при использовании школьного Lexus IS 300 сумма возрастёт до 29 900 рублей. Её двухдневный интенсивный вариант стоит 24 900 и 49 900 рублей, соответственно.

АСпортВебсайт: www.safetydriving.ruРасположение площадки: Москва, Мневники

Автомобильная Академия «АСпорт» предлагает только ёмкие продолжительные курсы. Начальная подготовка рассчитана минимум на 10 часов (5 занятий по 2 часа) и, в основном, включает в себя основы безопасного движения в городе и обучение парковке. И лишь в финале ученик познакомится со скольжениями и способами стабилизации машины. Эта экспресс-программа стоит 30 000 рублей (40 000 при использовании школьного Ford Focus), а расширенная 20-часовая версия обойдётся ровно вдвое дороже.Похожая зависимость сохраняется и при заказе программы для опытных водителей - она уже включает в себя только упражнения на полигоне. Торможение на дуге, экстренные манёвры, скольжения автомобиля - всё это можно изучить за 6 часов в рамках экспресс-варианта (18 000 рублей на своей машине, 24 000 рублей - на школьном Ford Focus), либо выбрать полноценный 10-часовой курс за 30 000 рублей (на Фокусе - 40 000 рублей). Есть и спортивная подготовка - каждое занятие (2 часа) обойдётся в 8 500 рублей (или 10 500 рублей за рулём Фокуса).

Гоночная Академия Антона ЗахароваВебсайт: azdrive.ru/Расположение площадки: Москва, Мневники

Гоночная академия чемпиона России по ралли и призёра этапов по кольцевым гонкам Антона Захарова предлагает две программы подготовки водителей. Первая (за 27 990 рублей) адресована новичкам и включает в себя повторение ПДД, теоретическую часть и тренажёрную подготовку, 20 часов в городском потоке, а также 6 занятий на автодроме, в ходе которых учеников плавно подводят к следующему курсу. Называется он «Экстремальное вождение» и, помимо упомянутой теоретической и тренажёрной частей, включает в себя 5 трёхчасовых уроков на трассе. Отдать за него нужно 22 990 рублей (либо 16 990 рублей для тех, кто уже прошёл теорию).При этом не обязательно использовать личный автомобиль - за дополнительную плату можно арендовать Renault Logan, Mitsubishi Lancer, Mini Cooper, Peugeot 407, Subaru Impreza WRX или даже Mercedes-Benz E-класса. Есть и возможность заниматься в индивидуальном порядке - трёхдневная программа (по 2 часа в день) стоит 19 990 рублей, а её шестидневный вариант - 37 990 рублей. Наконец, предлагается и аренда 420-сильного купе BMW M3 по тарифу 24 990 рублей за час.

Академия водительского мастерства Sport & SafetyВебсайт: www.sport-safety.ru/Расположение площадки: Москва, Мневники

Школа Sport & Safety, напротив, предлагает только индивидуальные занятия - никаких групп! Максимум допускается два человека, но тогда увеличивается и длительность обучения. Причём это ещё и способ сэкономить. Например, 8-часовой курс «Контраварийное вождение» на одного стоит 26 500 рублей (включая тренажёрную подготовку), а при занятиях вдвоём он растянется до 10 часов и будет стоить 44 500 рублей.То же самое касается и более скоростного и сложного курса «Экстремальное вождение» - 10-часовая программа (2 часа на тренажёре, 3 занятия по 2 часа на площадке) стоит 37 000 рублей, а на двоих она обойдётся уже в 73 400 рублей за 12 часов. Кстати, если пройти тренажёрную подготовку в рамках одного из базовых курсов, то её стоимость (3 000 рублей за 2 часа) можно вычитать.

Если у заказчика задне- или полноприводный автомобиль, то можно пройти курс «Дрифт» за 43 700 рублей, куда входит 4-часовая подготовка на тренажёре (если уже прошли, её также можно вычесть) и 2 урока по 2,5 часа. Кроме того, предлагаются занятия на подготовленном родстере Mazda MX-5 - 1 час обойдётся в 13 500 рублей, а, помимо площадки в Мневниках, можно позаниматься и на льду Пироговского водохранилища.

Экстрим ДрайвВебсайт: www.extrimdrive.ru/Расположение площадок: Москва: Мневники, Дзержинский, Бирюлёво, Басманный район

Клуб «Экстрим драйв» предлагает водителям несколько зимних программ, которые проводятся в разных районах города Москвы. Базовый тренинг называется «Малый стаж. Зима» и рассчитан он на адаптацию к скользким покрытиям водителей, недавно закончивших автошколу. Полный курс, включающий в себя теоретическую часть, занятия в городе и контраварийную подготовку, стоит 35 000 рублей на своей машине или 45 тысяч на автомобиле клуба.Следующая ступень - курс «Контраварийная автодромная зима», который проходит исключительно на площадке и включает в себя только управление автомобилем на снегу и льду. Стоит он 23 тысячи рублей или 39 тысяч при использовании школьной машины. «Полная контраварийная ледовая подготовка» состоит из комплекса: теория, тренажёры и площадка. Обойдётся эта программа в 28 или 44 тысячи рублей.

Предлагается также комплексная программа для представительниц прекрасного пола. Называется она «Женщина за рулём. Зима», а входят в неё упражнения по парковке, движение в городе и практика на льду. Стоимость - 25 тысяч рублей на собственном автомобиле или 29 тысяч на школьном. Наконец, есть интересное предложение - 3 индивидуальных занятия по 2 часа на машинах с передним (Mitsubishi Lancer), задним (BMW 328i) и полным (Subaru Impreza) приводом за 19 тысяч рублей.

АМК ФСО РФВебсайт: www.amk-fso.ru/Inc.files/training.htmlРасположение площадки: Московская область, Старая Купавна, полигон ФСО

Сложная аббревиатура означает Автомобильно-мотоциклетный клуб Федеральной службы охраны. Занятия проходят на полигоне ФСО в Подмосковье (ту же площадку использует и Академия вождения «Мерседес-Бенц»). Зимняя программа включает в себя единственный курс, длительность которого зависит от типа привода автомобиля - переднеприводным отводится два дня, а на освоение заднего привода придётся потратить уже четыре.Курс можно пройти как на своём автомобиле (стоимость для переднего или полного привода 23 тысячи рублей, для заднего - 45 тысяч, обязательное условие - нешипованные шины), так и на машинах, предоставленных Центром обучения безопасному вождению. Причём второй вариант обойдётся даже… дешевле! Два дня за рулём Ford Focus будут стоить 22 тысячи рублей, аналогичная по времени программа на Mercedes-Benz ML или S-класса облегчит кошелёк на 24 тысячи, а среди заднеприводных можно выбрать между ГАЗ-3102 и Мерседесами S-класса. За удовольствие «подрифтить» 4 дня на породистом «немце» нужно отдать 43 тысячи рублей.

Racing Academy Антона НебылицкогоВебсайт: anacademy.ru/Расположение площадок: Мневники

Академия официально начала занятия в 2013 году, на базе картинг-центра «Серебряный дождь». К 2014 году основатель Академии Антон Небылицкий решил развить историю с прокатными школами и создал спортивную школу картинга, занятия в которой и по сей день проходят на открытой площадке в Нижних Мневниках. По мере развития школы также открылось направление кузовной езды, а также, в связи с прогрессом отдельных учеников, – направление по подготовке к выступлениям на европейских гоночных трассах и спортивному менеджменту в мировых чемпионатах.За два года работы Академии была набрана команда профессиональных тренеров, которые под руководством Антона, прошедшего весь путь от прокатного картинга до престижных формульных и кузовных европейских чемпионатов, переняли методики преподавания, знания и навыки работы с гонщиками по современным мировым стандартам.

AN Racing Academy - уникальный в своем роде проект гоночной школы, у которой есть собственная действующая команда в GT Open - кузовной серии мирового уровня, собственные автомобили класса Формула, спортивные карты и кузовные спортивные автомобили.

Разумеется, за такой короткий срок научиться управлять автомобилем в любых условиях не получится - курсы школ водительского мастерства дают базовые навыки, которые нужно регулярно поддерживать и развивать. Кто-то из выпускников продолжает заниматься индивидуально или раз в несколько лет проходит обучение ещё раз, некоторые уходят в любительский автоспорт или тренируются на замёрзших озёрах или на специальных трассах. Главное - не делать это на дорогах общего пользования и не провоцировать ДТП, пытаясь удивить окружающих своими умениями. Они нужны для того, чтобы избегать критических ситуаций, а не создавать их.

www.drive2.ru

Школа вождения БМВ. Базовый курс - бортжурнал BMW 5 series Gran Turismo Борт 747 2011 года на DRIVE2

Извиняюсь что так давно ничего не писал.В общем-то в машине все радует, тьфу три раза- ничего не ломается.В середине сентября я наконец попал на базовый курс BMW driving expirience.Курсы проходят в подмосковье, на территории горнолыжного курорта Сорочаны.Инструктор теоретического курса Алексей Маслов- пилот Nokia Rally Team.Очень умный дядька кстати, в ралли участвует на Е36.Алексей рассказал очень много интересного о БМВ. К примеру- вы знали, что почти все модели бмв выходят с конвеера с развесовкой 48-52? Или на всех моделях БМВ проем заднего окна запатентован аж с 19 какого-то года и на всех моделях эти черты (кроме предыдушего X3) соблюдаются.Ну о том, какие технологии, как что работает я рассказывать не буду ибо не знаток.Кроме того рассказали о том, как правильно сидеть.Для всех, кто интересуется этим вопросом расскажу.

Правая рука - ладонь должна свисать с руля, тело плотно облегает сидение, руки под углом 45 градусов. Руки необходимо держать на 3 и 9.

Курс теории длится около 2х часов.Начинается с того, что инструктор просит всех представится и рассказать о том, чточеловек хочет получить от этих курсов.

Впринципе народ был очень разный и стар и млад как говорится.

Ну и самое сладкое- вождение.Мне досталась GT 535d на полном приводе. Комплектация, близкая к моей.Честно разницу в динамике я не заметил.Первое упражнение- змейка, затем змейка на большей скорости.Далее инструктор (к сожалению забыл как его зовут) наглядно показал какую дистанцию держать и как быстро машина останавливается.

В общем примерное расстояние мы угадали с 60- около 20 метров.

И на сладкое объезд препятствия при торможении.

Самое интересное, что при экстренном торможении все мы интуитивно вытягиваем руки, а этого делать нельзя из-за опасности перелома при столкновении.

Ну и напоследок- где-то в середине практики моя машина тупо заглохла и отказалась заводится. Покатался на новой трешке, кажется 325.Мда, разница с моей баржей огромная- навреное вот это настоящее БМВ. Жестко, рулится, не кренится. Но после ауди мне все это надоело и в городе хочется комфорта.

Ставим лайки) мне приятно и стимулирует к дальнейшему написанию бортовиков


www.drive2.ru

Школа водительского мастерства



BMW в России

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

/newcars/#/search?i1102=X3

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

Информация о ценах и комплектации автомобилей является ориентировочной и предоставляется для справки. Информация о ценах и комплектации автомобилей не является публичной офертой. Точную информацию о ценах и комплектации автомобилей можно получить у официального диллера BMW БалтАвтоТрейд-М.

На ровной, размеченной конусами асфальтовой площадке с лужицами льда стоит шеренга новеньких BMW X1, на которых нам вскоре предстоит пройти курс обучения вождению. Но сначала в класс - за парту. Теория прежде всего. Сначала инструкторы школы BMW Driving Experience рассказали нам, что нового появилось в самом маленьком кроссовере марки после рестайлинга, а затем уже провели инструктаж по правильной посадке, рулению и прочим “драйверским” премудростям.

Материал усваивается на удивление легко благодаря особой методике обучения - преподаватель не просто рассказывает, а постоянно задает вопросы, заставляя слушателя “включать мозги”, в результате чего сказанное откладывается в голове надолго.

Впрочем то, что после рестайлинга BMW Х1 приобрел более интересную внешность, видно и без пояснений инструктора. А вот то, что у нового бампера есть специальный выступ, который при наезде на пешехода позволит не касаться его коленного сустава, без преподавателя вряд ли было бы возможно выяснить, так как в пресс-релизе такой информации нет. Помимо новых бамперов кроссовер получил новую начинку передних фар со светодиодными “колечками” и подсветкой “бровей”. Изменилась и окантовка “противотуманок”. А повторители сигналов поворота переехали с передних крыльев на зеркала.

Кроме того, кроссовер приобрел расширенные возможности индивидуализации с новыми цветами кузова и различными вариантами дизайна колесных дисков. Также новинка получила несколько дизайн-пакетов - xLine, Sport Line и M Sport, различающихся внешними кузовными элементами. В салоне появилось больше хромированной отделки, а дефлекторы системы вентиляции окантованы блестящим пластиком, напоминающим продукцию фирмы Apple. Моторы остались прежними, за исключением модификации xDrive25d, пришедшей на смену xDrive23d. Собственно, и этот 2-литровый турбодизель с двумя турбинами тот же, что и раньше, но после модернизации его мощность выросла с 204 до 218 л.с. Именно такой автомобиль и ждал меня на площадке.

Контролируемое скольжение

Устраиваясь за рулем, вспоминаю урок по правильной посадке. Сидеть нужно как можно ниже, чтобы при скоростной езде взгляд фокусировался не перед капотом автомобиля, а дальше: чем дальше смотришь, тем лучше выбираешь траекторию. При выжатой педали тормоза нога должна оставаться согнутой, а “пятая точка” при этом не должна елозить по сиденью, для чего копчик должен быть плотно прижат к спинке. Последнюю при этом желательно поставить ближе к вертикали, чтобы лучше чувствовать силы, действующие на автомобиль, а лопатки при вращении рулевого колеса не должны от этой самой спинки отрываться.

Первые два круга ознакомительные, за автомобилем инструктора. Я за рулем один, изучаю трассу, на которой то и дело попадаются слегка подтаявшие ледяные участки. Инструктор общается с учеником по рации. На вопрос, почему бы не сделать ледяное покрытие искусственно, для равномерного коэффициента сцепления, представители Школы вождения BMW ответили, что их уроки призваны научить управлять автомобилем в реальной жизни, где сцепление с дорогой постоянно меняется, а не в тепличных условиях полигона. И они правы.

Первые круги без “поводыря” проезжаю аккуратно, постепенно наращивая скорость. Систему стабилизации отключать нельзя. На любые провокации кроссовер отвечает стрекотом тормозов и самовольно прерывает подачу топлива, удерживаясь на траектории. Безопасно, но неинтересно. Через несколько кругов инструктор дает команду перевести систему стабилизации в спортивный режим. В этом случае она до конца не отключается, но уже позволяет небольшие углы скольжений.

Оказывается, на треке очень скользко! Чуть переборщишь со скоростью входа в поворот - и передок устремляется наружу виража, переусердствуешь с “газом” - и возникает неожиданный занос. Если скользишь несильно, система стабилизации молчит, но как только захочешь похулиганить, она тут как тут.

И вот развязка - по команде преподавателя держу клавишу отключения системы стабилизации несколько секунд. Теперь я с автомобилем один на один. Правда, и тут система бдит - она подключится, если возникнет угроза опрокидывания.

Например, если едешь в боковом скольжении по льду и вылетаешь на асфальт с высоким коэффициентом сцепления. Кроссовер в скольжении демонстрирует настолько заднеприводные повадки, что я по привычке уменьшаю подачу “газа” при возникновении заноса и выворачиваю колеса - машина стабилизируется как заднеприводная, и скорость падает. Фаза сноса практически отсутствует. Но чтобы ехать в контролируемом скольжении, подачу топлива уменьшать нельзя - ее надо увеличивать. Инструктор кричит по рации: “Газ, газ, газ!” Приходится перебороть инстинкт, и вот мой автомобиль, словно заправский танцор, начинает выписывать пируэты на льду. Главное - следить, где лед сменяется асфальтом, и боком на эти участки не попадать. Адреналиновая атака!

Уроки геометрии

Теперь мой путь лежит на внедорожный полигон - в карьер. На бездорожье инструктор советует поднять сиденье повыше - здесь нужно видеть дорогу как можно ближе. Главное - соблюдать “правило кулака”: между головой и потолком должен проходить минимум кулак - на случай переворота. Остальные параметры посадки такие же, как при легковой езде.

Правило № 2: если сомневаешься, проедешь ли через препятствие, отправь посмотреть напарника - снаружи виднее. Удивительно, через какие буераки может переезжать Х1, дорожный просвет которого составляет небольшие по меркам сегмента кроссоверов 185 мм! Передо мной препятствие высотой под 40 см, но с помощью команд напарника я наискосок переваливаю через него без проблем.

А теперь в лес - по размытой оттепелью грязно-снежной колее. Правда, Х1 там мучить не позволили. Здесь наша колонна состоит из моделей постарше - Х3, Х5 и Х6. Я еду за рулем Х5. На широченной шоссейной низкопрофильной “резине” автомобиль слегка водит в грязевой каше из стороны в сторону, но полный привод xDrive, умеющий перебрасывать на любую из осей до 100% тяги, продолжает тянуть вперед в таких дебрях, куда я по своей воле не сунулся бы и на специально подготовленном внедорожнике.

А, например, 60-процентный (30°) боковой уклон, который способен преодолеть любой из кроссоверов марки BMW, подавляющему большинству других внедорожников просто противопоказан по причине слишком высокого центра тяжести.

Впереди огромная лужа, покрытая льдом. Здесь без резиновых сапог, любезно предоставленных представителями BMW, не обойтись. Приходится выходить и с помощью подручных средств разбивать лед, а затем измерять глубину. Можно ехать, но только осторожно, чтобы о куски льда не поцарапать окрашенные в цвет кузова бамперы.