Звуковой контроль "поворотника". Самодельный звуковой дубликатор поворотов Звуковой сигнализатор поворотов для автомобиля схема

Забывали когда-нибудь выключить указатели поворотов после совершения маневра? Штатные щелчки не всегда хорошо слышно если в салоне громко играет музыка, поэтому предлагается установить дополнительный сигнал работы поворотников своими руками .

Потребуется купить саму пищалку.

Схема т.н. бипера состоит из генератора на К561ЛЕ5. Звуковой пъезо-излучатель типа ЗП-3 или аналогичные. Подстроечным резистором подбираем на свой вкус тон звука; я настраивал на максимальную резонансную громкость. Диод по питанию защищает от переплюсовки. Микросхема на панели; не забудьте впаять перемычку на плату под микросхемой.


Схема генератора звуковых сигналов

Детали схемы по номиналам могут быть чуть больше или чуть меньше (но малогабаритные):
Cопротивление 10 ком – от 5 ком до 50 ком;
Gодстроечник 100 ком – от 68 ком до 500 ком (вертикального исполнения);
Конденсатор 100 мф – от 47 мф до 500 мф на напряжение не меньше 16в;
Конденсатор 0,1 мф – от 0,1 мф до 0,47 мф (обозначения 104, 154, 224, 474);
Диод – по идее любой исправный подойдет;
пьезо-излучатель – хоть из музыкальных открыток;
микросхема ЛЕ5 заменима на ЛА7 из серий К176, К561, К564, К164 (эти варианты я не проверял).

Размер платы примерно 20 х 22 мм. Плату с излучателем помещаем в подходящий коробок. Провода питания подключаем параллельно проводам, идущих от разъема реле-прерывателя поворотников. Я аккуратно вытащил клеммы из разъема, примотал провода, закрутил их изолентой и затем клеммы установил назад в разъем. Включив поворотник (или "аварийку"), настраиваем тон звука.

Устройство надежно работает уже около года. Некоторые пассажиры раздраженно отмечают, что таким звуком гестаповцы пытали советских разведчиков. Я привык к этому звуку, более того, бипер хорошо слышно на фоне громкой музыки в машине.

Звуковой контроль "поворотника"

В.ЗАХАРЕНКО, UA4HRV,

г.Самара.

В автомобилях еще с прошлого века стало правилом устанавливать переключатель поворота с автома­тическим возвратом в нейтральное положение. Это, конечно же, удоб­но: не нужно отвлекаться на erо выключение после выполнения поворо­та и не приходится все время про­верять, вдруг он остался случайно включенным.

Но рано или поздно, а автома­тический возврат отказывает. Приходится какое-то время ез­дить без него. Довольно быстро убеждаешься, что это не так уж и плохо при сложных маневрах, но о "поворотнике" необходимо постоянно помнить. Решить про­блему поможет установка звуко­вой сигнализации работы реле поворота. Ввести такое устрой­ство в автомобиль несложно. Предложенная схема доработки применима не только к электронным реле (обычно такие реле имеют три вывода), но и к ста­рым тепломеханическим (имеют только два вывода).

В своей "десятке" я это сделал так. Открыл блок реле (в "десят­ке" он находится под приборной панелью со стороны водителя) и вынул реле указателя поворота. Сделал на каждый из трех выво­дов реле три удлинителя (при­мерно по 5 см) из штырька и "гнездышка" для автомобильных разъемов. При заделке проводов в два гнездышка я добавил еще по одному проводу длиной око­ло 20 см. К этим проводам под­ключил миниатюрный звукоизлучатель на напряжение 12 В. Вставил штырьки в гнезда реле поворота на панели, а гнездыш­ки одел на соответствующие вы­воды реле так, чтобы схема подключения самого реле не изме­нилась. Отличие зак­лючается в том, что параллельно оказы­вается подключен­ным звукоизлучатель (рис.1). Вот и вся до­работка. При езде зимой (с закрытыми окнами) звукоизлуча­тель, находящийся за приборной пане­лью, хорошо слыш­но. Летом (открыты окна) в са­лоне больше шума, и звукоизлу­чатель лучше вывести в любую нишу приборной панели.

Миниатюрный звукоизлучатель, совмещенный с генерато­ром звуковой частоты, применя­ется, например, в будильниках или стиральных машинах как зву­ковой сигнал. Выпускается звукоизлучатель в виде таблетки (рис.2) с рабочим напряжением 6, 9, 12 или 15 В. При отсутствии готового звукоизлучателя его можно изготовить самому по лю­бой известной схеме (например, показанной на рис.3). Опытный радиолюбитель сможет изгото­вить звукоизлучатель даже с ре­гулятором громкости.

Добавь статью в закладки
Похожие материалы


Многие водители забывают выключить указатель поворота после проезда перекрестка, вводя в заблуждение других водителей. Чтобы этого не случалось, я собрал самоделку , дублирующую работу указателей поворота звуковым сигналом. Вот схема самоделки


Схема очень простая, представляющая собой звуковой генератор из двух транзисторов, двух конденсаторов, одного резистора и телефонного капсюля ТК-67, или ТА-56м на 50ом. Для этого нам потребуются следующие материалы и инструменты:


1-Транзисторы МП-25, МП-37, резистор МЛТ- 0,25вт сопротивлением 1 ком, элекролитический конденсатор емкостью 5мкф 25в, конденсатор МБМ емкостью 0,05мкф, телефонный капсюль ТА-56м 50ом, выключатель. 2-паяльник, припой, канифоль, пинцет, кусачки, монтажная плата с лепестками от любого старого телевизора, монтажные провода.

Собираем следующим образом:

Шаг 1- Проверяем радиодетали мультиметром


Для этого ставим прибор на измерение сопротивлений 2000ом, подключаем черный щуп прибора к базе транзистора МП-25, а красный – к коллектору, на приборе должно быть сопротивление около 170ом.


Далее подключаем черный щуп к базе, а красный –к эмиттеру, на приборе тоже – 170ом.


Теперь меняем местами щупы, на приборе должна быть – 1.


Измеряем сопротивление между эмиттером и коллектором – на приборе -1.

Точно также проверяем и транзистор МП-37 , в этом случае красный щуп – на базу, черный – на коллектор, а затем – на эмиттер, на приборе должно быть около 170ом. Меняем местами щупы – показывает -1. Сопротивление К-Э – 1.

Проверяем сопротивление резистора, как показано на фото.


Так же проверяем конденсаторы и телефонный капсюль.

Шаг 2 - паяем детали на монтажную плату, вначале паяем перемычки между лепестками из проводов. Затем паяем конденсаторы и резистор, а после этого припаиваем транзисторы и после - выключатель и капсюль.

Шаг 3


Проверяем работоспособность самоделки, подключив на нее питание + 12в от блока питания или автоаккумулятора. В телефонном капсюле должен быть слышен генерируемый сигнал.

Шаг 4- помещаем самоделку в любой подходящий для этого корпус, на ваше усмотрение. На фото это не показано. Далее устанавливаем самоделку в машину. При минимуме деталей –большая польза для водителя.

Большинство автомобилей оборудованы автоматическим устройством, выключающим сигналы поворота после завершения поворота. Это пластмассовый рычажок ниже рулевого колеса, который после того как руль возвращается в положение «едим прямо» подталкивает рычаг управления сигналами поворотов в нейтральное положение. К сожалению, на отечественных автомобилях данная «автоматика» очень быстро выходит из строя. И рычаг переключения поворотов перестает возвращаться в нейтральное положение после поворота руля. Конечно, его можно выключать вручную, но если вы привыкли к тому, что он должен выключаться сам, - очень велика возможность забыть это сделать. Тому способствует и относительно высокий уровень шума в отечественных машинах (не слышно щелчков реле), и яркий солнечный свет, заглушающий свет индикаторной лампочки. Потому частенько можно увидеть машину с мигающим сигналом поворота, которая едет прямо и никуда сворачивать не собирается.

На некоторых автомобилях устанавливают звуковые сигнализаторы работающих сигналов поворота. Обычно это простая «пищал-ка», подключенная на выход реле поворотов.

Мигание лампочек сопровождается попискиванием в салоне. Честно говоря, это даже раздражает. Было бы лучше, если бы эта «пищалка» включалась не сразу при включении сигнала поворота, а спустя некотрое время, может быть минуту, и, пропищав несколько раз, выключалась. Если вы забыли выключить поворот, вы на это среагируете, а если стоите в пробке, - писк долго доставать вас не будет.

Схема подключается не на выход реле поворотов, как многие аналогичные, а к цепи питания реле поворотов, то есть по непрерывному току. Когда включают сигнал поворота (или аварийный) на реле поступает напряжение. Здесь это же напряжение поступает и на данную схему. И начинается зарядка конденсатора С1 через резистор R2. На его зарядку уходит около минуты. Когда напряжение на С1 достигает единицы формирователь на элементах D1.1-D1.2 и цепи C3-R3-R4 формирует импульс длительностью несколько секунд. Этот импульс запускает мультивибратор D1.3-D1.4, генерирующий импульсы частотой немного меньше 1000 Гц. А далее, - транзистор и микродинамик в его коллекторе. Раздается однотонный звук продолжительностью несколько секунд.

Он обращает внимание водителя на включенный сигнал поворота (или аварийной сигнализации). Если водитель забыл выключить, - он их выключит. А если так и должно быть, можно звук проигнорировать. Больше, до выключения поворотов, схема сигнапизи-ровать не будет.

После выключения поворотов конденсатор С1 ускоренно разряжается через резистор R1 и диод VD1. Поэтому, если вы сразу же снова включите сигнал поворота, схема будет готова к работе.

Микросхема К561ЛА7 в общем то доступная, но можно заменить на К176ЛА7 или импортную вроде CD4011 (pPD4011, MJ4011 и другие).

Динамик В1 - от тепефонного аппарата. Вообще, подойдет пюбой достаточно миниатюрный динамик динамической или электромагнитной системы. Если желаете поставить пъезо, - транзисторный ключ можно выкинуть, а пъезоэпектрический динамик включить между соединенными вместе входами D1.4 и его же выходом.

Налаживание сводится только к установке желаемых интервалов: подбором резистора R2 устанавпивают время работы сигнапов поворота без звуковой сигнапизации, а резистором R4 устанавливают продолжительность звуковой сигнализации.

Порой водители, особенно начинающие, забывают выключить сигнал поворотника, завершив маневр. Штатные щелчки порой не слышно, если играет громко музыка. Поможет исправить ситуацию звуковой повторитель поворотов на 12 v, изготовленный своими руками. Инструкция по самостоятельному изготовлению пищалки прилагается в данной статье.

[ Скрыть ]

Предназначение звукового повторителя поворотов

В машинах, как правило, стали устанавливать переключатели поворотников, которые после завершения маневра автоматически возвращаются в нейтральное положение. Это имеет свои преимущества: нет необходимости отвлекаться на выключение поворотников, когда поворот завершен, не нужно тратить время на проверку, отключен ли сигнал. Со временем автовозврат переключателя может отказать (автор видео — Александр Баранов).

В некоторых автомобилях переключатель не возвращается автоматически в исходное положение. В этом случае необходимо самостоятельно следить за его отключением после завершения поворота. При раздаются щелчки, но порой из-за громко включенной музыки или шума их не слышно.

Если вовремя не выключить поворотники, это может стать причиной аварийной ситуации на дороге, так как путает других участников дорожного движения.

Путем установки звукового оповещения работы реле переключателя, можно решить проблему забытого выключения поворотов.

Инструкция по изготовлению пищалки на поворотники

Смастерить звуковой сигнализатор поворотов на свой автомобиль можно своими руками в течение 15 минут, не обращаясь по этому поводу в автосервис. Для создания такого дубликата поворотников потребуется микросхема К561ЛН2, она послужит основой. Кроме этого, нужен бузер, но без встроенного генератора.

Можно взять бузер, у которого генератор встроен, если устраивает его звучание. В данном случае разбирается пример подключения бузера к штатному генератору низких частот. Подключившись к генератору НЧ, следует покрутить ручку настройки и выбрать наиболее подходящий звук. Теперь можно воспроизвести его, воспользовавшись в качестве основы микросхемой К561ЛН2 и генератором.


Схему устройства можно представить в виде двух частей:

  1. Генератор собирается из двух логических элементов INV1 и INV2, к которым подключается времязадающая RC-цепь.
  2. Усилитель состоит из трех запараллеленных друг с другом логических элементов INV3, INV4, INV5. Они соединяются параллельно для усиления коммутируемого тока. Благодаря усилителю генератор может работать с нагрузкой в виде бузера.

Тон звучания звукового повторителя настраивается путем изменения номинала С1 и R1. При подключении устройства отрицательный полюс прикрепляется к «массе» автомобиля, а положительный посредством «развязывающих» диодов берется от остановки.

Чтобы определиться с клеммами кнопки, следует воспользоваться мультиметром. На нем нужно выбрать режим для измерения постоянного напряжения. Включив левый поворотник, нужно смотреть, на какой клемме периодически появляется напряжение +12 Вольт. Аналогичные действия нужно выполнить, включив правый поворотник.


В данном случае устройство выполняется навесным монтажом. Для корпуса звукового повторителя поворотов используется 2-х миллиметровый шприц с извлеченным из него поршнем. Провод выводится из узкого отверстия – носика шприца, а бузер прикрепляется с обратной стороны шприца с помощью термоклея.

Таким образом, легко собрать своими руками звуковой повторитель поворотов, используя микросхему и 5 логических элементов. При этом можно сэкономить время и деньги на посещении автосервиса.

Видео «Установка звукового дубликата поворотников»

В этом видео демонстрируется, как установить самостоятельно звуковой сигнализатор поворотников (автор ролика — Мир Авто-Мото).