Термин дорожно транспортное происшествие. Виды и способы предотвращения дтп
Личное авто уже давно перестало расцениваться, как роскошь. Автомобиль имеется практически в каждой семье. Но с увеличением автотранспорта на дорогах возросли случаи дорожно-транспортных происшествий.
Согласно определению, ДТП – это произошедшее на дороге событие с участием движущегося автотранспорта . В результате автокатастроф на дорогах страдают и даже гибнут люди, получают повреждения транспортные средства и прочие объекты. Чтобы правильно среагировать в подобной ситуации, необходимо знать, как правильно вести себя при дорожно-транспортных происшествиях.
Мелкие ДТП
Мелкие дорожно-транспортные происшествия – это ДТП, при которых незначительный ущерб причиняется только ТС. Такие аварии вполне можно оформить без вызова представителей Госавтоинспекции. В каких случаях автоавария расценивается в качестве мелкого ДТП:
- Если сумма ущерба автомобилю не выше 50 тысяч рублей;
- Если в результате ДТП отсутствуют люди, получившие травмы, и поврежденные личные вещи третьих лиц, которые находились в автомобиле на момент дорожно-транспортного происшествия;
- Если повреждения авто незначительны. К таким относят царапины и вмятины на бампере, кузове либо других частях, повреждения фар, зеркал и лакокрасочного покрытия.
Если произошло ДТП, то нужно обязательно остановить ТС, поставить его на ручной тормоз и включить аварийные сигналы. Затем нужно проверить состояние всех пассажиров, находящихся в авто, а также остальных участников ДТП. Убедившись, что никто, кроме ТС не пострадал, необходимо, не перемещая автомобилей и не сдвигая отлетевшие от них детали, снять все на видео или подробно сфотографировать детали аварии.
Важно! При проведении съемки необходимо подробно отобразить расположение и госномера автомобилей, окружающую обстановку, следы шин и покрытие дороги, отлетевшие от авто детали и номера авто свидетелей ДТП.
Дополнительно можно записать телефоны и адреса свидетелей происшествия. Затем нужно определиться с ущербом, нанесенным автомобилям. Если общая сумма не превышает 50 тысяч рублей, между участниками ДТП отсутствуют какие-либо разногласия в отношении того, кто виноват, то можно самостоятельно оформить документы без вызова сотрудников Госавтоинспекции.
В подобной ситуации составляют европротокол. Этот документ действует в нашей стране с 2015 года. Европротокол – это самостоятельная форма оформления дорожно-транспортного происшествия без вызова ДПС, чтобы в дальнейшем можно было получить страховку. Такой документ имеет массу преимуществ. Во-первых, не придется долго ждать сотрудников автоинспекции, а во-вторых, не придется долго стоять на дороге, загораживая проезд остальному транспорту и создавая пробку.
А что потом?
- После оформления европротокола нужно в течение 5 рабочих дней отправить его в свою страховую компанию.
- Если в ДТП виноват второй водитель, то к Извещению европротокола необходимо приложить и требование о возмещении страховки.
- Нельзя ремонтировать пострадавшее авто на протяжении 15 суток после аварии. Если ремонт необходим срочно (например, авто используется для работы), то необходимо получить у страховщика письменное согласование.
Крупные ДТП
Крупные дорожно-транспортные происшествия – это такие аварии, при которых имеются физически пострадавшие люди, а также нанесен серьезный ущерб автотранспорту. При крупных ДТП алгоритм действий начинается аналогично мелкому происшествию, т. е. необходимо остановиться, поставить авто на ручник, включить аварийки и поставить аварийный знак.
Затем при необходимости нужно позвонить в скорую, вызвать Госавтоинспектора и сообщить своему страховщику о случившемся ДТП. Когда приедут сотрудники ДПС, они приступят к оформлению документов. Участникам аварии необходимо проследить, чтобы все документы были составлены правильно. На месте аварии оформляются:
- Протокол осмотра места аварии;
- Справка о дорожно-транспортном происшествии, в которой указываются повреждения, полученные автомобилем;
- Протокол состояния транспортных средств;
- Схема – приложение к протоколу осмотра места аварии;
- Показания свидетелей и участников происшествия.
Участникам аварии дополнительно рекомендуется зафиксировать всю информацию о ДТП на видеорегистратор, камеру телефона и пр. Рекомендуется заснять участок дороги, где произошла авария, дорожное покрытие, разметку и пр. Также рекомендуется зафиксировать и ТС участников аварии: колеса (если у них разный диаметр, протекторы, шипы и др.), наличие нестандартных элементов (кенгурятник, швеллер и пр.). Эти сведения вам могу понадобиться в будущем. А вот еще несколько полезных советов при крупном ДТП:
- После оформления необходимых документов нужно обязательно затребовать у сотрудников ДПС копии Протокола осмотра места аварии и схемы к этому протоколу. Это нужно, чтобы в будущем избежать подмены протоколов и схем, лжесвидетельств и подтасовки фактов ДТП.
- Потребуйте освидетельствования всех участников аварии на алкогольное или наркотическое опьянение.
Не подписывайте пустые бланки. А если вы не согласны с какими-либо фактами в Протоколе осмотра или считаете, что сотрудник ДПС исказил информацию, то перед подписью напишите, что вы не согласны, и опишите ситуацию по-своему.
ДТП со смертельным исходом
Самая страшная авария – это ДТП со смертельным исходом. Наказание за аварию с погибшими, зависит от множества факторов, в т. ч. от поведения участников происшествия после автокатастрофы. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то обязательно вызывают скорую. Это первое, что необходимо сделать участникам аварии, только потом вызывают ДПС и представителя страховщика.
Если водитель нарушил правила движения, в результате чего произошла авария с летальным исходом, то его привлекают не к административной, а к уголовной ответственности. Но причиной смерти человека обязательно должно быть столкновение. Не всегда пострадавшие, обнаруженные на месте аварии, погибают вследствие столкновения. Зачастую смерть наступает от инфаркта и прочих проблем со здоровьем.
Получение страховки при ДТП
Существует несколько видов страховых полисов.
- – обязательная страховка, по которой возмещается ущерб, причиненный застрахованным ТС другому имуществу или пострадавшему.
- – добровольное страхование, по которому возмещается ущерб от повреждений собственного автомобиля.
- – дополнительная, добровольная страховка, аналог ОСАГО, только сумма страховых выплат там гораздо выше.
- - для выезда за границу.
Автомобильные страховки классифицируются и на такие виды:
- Страхование ответственности – в этом случае страховая компания несет ответственность перед пострадавшим за нанесение материального ущерба его автомобилю при ДТП;
- Медицинское страхование – покрывает выплаты в случаях, когда нанесен вред здоровью;
- От незастрахованных водителей – сюда входят выплаты в случае аварии с водителем, не имеющим автогражданки.
Для получения возмещения ущерба при дорожно-транспортном происшествии необходимо произвести определенные действия. Алгоритм действий сразу после аварии описан выше. И пострадавшему, и виновному в ДТП надо заполнить извещение, прилагаемое к страховке ОСАГО. Осмотрите повреждения авто и проследите, чтобы все обязательно указывалось в протоколе осмотра. Сотрудники ГИБДД составляют схему аварии, а участники ДТП пишут объяснения, после чего водители получают справку о дорожно-транспортном происшествии.
Сразу после дорожно-транспортного происшествия необходимо уведомить страховую компанию. Надо обратиться в офис страховщика в течение 5 суток (если составлялся европротокол) или 15 суток (остальные случаи) с извещением об аварии. Потерпевший водитель пишет заявление в страховую по поводу выплат. Страховая компания вправе потребовать пострадавшее в аварии транспортное средство для осмотра и оценки ущерба.
В офис страховщика водитель предоставляет извещение об аварии, справку о ДТП, составленную сотрудником автоинспекции, и копию протокола о правонарушении. Эти бумаги необходимы для получения выплат. В каждом конкретном случае страховая компания может затребовать и дополнительные документы (справки, заявления).
Многие полагают, что под ДТП понимается происшествие, в котором есть несколько участников, среди которых есть люди или автомобили, но это не так. Например, водители, чьи автомобили застрахованы по КАСКО, прекрасно знают, что оформлять факт ДТП им приходится, практически, в любом случае – например, если задели дерево или столб, это квалифицируется как ДТП.
В ПДД, в п.п. 2.18 «Общие положения», указано, дорожно-транспортное происшествие – происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.
В практике было много случаев, когда водитель, например, слегка задевал пешехода зеркалом и после взаимных обвинений и споров участники прощались друг с другом. Водитель, убедившись в том, что претензий со стороны лица, которого он задел зеркалом, нет, может продолжить движение. Однако должны быть факты, подтверждающие отсутствие претензий, а именно – отсутствие ранений или иных травм у вышеуказанного лица. Только в этом случае факт ДТП не будет установлен.
Если же гражданин захочет отомстить водителю, он попросту обратится с заявлением в милицию. При этом одного заявления об оставлении водителем с места ДТП будет недостаточно, ведь в ПДД дано четкое указание на повреждения или травмы, которые должен был получить гражданин, поэтому одним из доказательств будет являться медицинское заключение о нанесении вреда здоровью.
Оставлением места ДТП не будет являться:
— в случае необходимости доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие. ПДД регламентирует такую возможность, однако предписывает предварительно зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию.
Формально оставлением места ДТП является отсутствие гражданина в момент оформления происшествия сотрудниками милиции. Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением. При всем при этом правила дорожного движения в п.п. 31.4 обязывают участников ДТП ожидать прибытия сотрудников ГАИ, но не накладывают обязанность, которая заключается в том, чтобы дождаться сотрудников, также не указывают на временной промежуток ожидания.
В то же самое время, между словами «ожидать» и «дождаться» существует принципиальная разница. Для ее установления обратимся к толковому словарю Ожегова.
— Понятие «ожидать»: быть где-нибудь, рассчитывая на появление, прибытие кого-нибудь или чего-нибудь. Таким образом, правилами установлено только одно требование – ожидать и это требование не конкретизировано.
— Понятие «дождаться»: пробыть до появления кого-нибудь или чего-нибудь ожидаемого. И это понятие, как мы видим, является более конкретным.
Как расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Оставлением места ДТП этот факт назвать нельзя, и действие данного участника ДТП не попадает под квалификацию по части 4 ст. 18.17 КоАП.
Если второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с Вами на месте – обменяйтесь расписками. Расписки должны содержать следующий текст: в результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт совершения ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют.
Рассмотрим пример:
Водитель скрылся с места ДТП: на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал. Когда ГАИ по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб. Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может. Гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в оставлении места ДТП.
Можно попасть и на автоподставу . На парковках и стоянках возле супермаркетов, а иногда, в зависимости от повреждения, и на дороге к Вам может подойти человек, который будет утверждать, что некоторое время назад он видел, как Вы повредили своим бампером или иной частью автомобиля его транспортное средство. Могут найтись и свидетели. Разумеется, водитель, будучи абсолютно уверенным в том, что никаких повреждений он не наносил, тем более, что на его автомобиле нет никаких следов, разворачивается и уезжает.
Данное обстоятельство является основанием для второго водителя вызвать сотрудников ДПС, после чего все разворачивается по уже известной схеме. В суде, спустя время, доказать то, что действительно не Вами было совершено дорожно-транспортное происшествие, будет крайне сложно, ведь определить степень виновности, установить первичные повреждения должны были именно прибывшие сотрудники ДПС, которых водитель не дождался. В последующем, конечно же, в результате сравнения двух автомобилей будет определяться степень вероятности нанесения установленных повреждений именно Вашим автомобилем, однако определяющего значения данный факт иметь не будет.
Если Вы все же намерены покинуть место ДТП , сделайте несколько десятков фотографий, которые могли бы подтверждать тот факт, что Вы к этим повреждениям никакого отношения не имеете! В таком случае помогут фотографии, указывающие на повреждения второго автомобиля – наличие пыли, грязи, дополнительных царапин, возможно, выступившей ржавчины (если вам предлагается оплатить повреждение, причиненное несколько недель назад), важен и в целом внешний вид автомобиля. На Вашем автомобиле также нужно зафиксировать возможные царапины на тех его частях, которыми могло быть нанесено повреждение, обратить внимание на ту же пыль и грязь.
Из года в год на дорогах погибают сотни тысяч . Об этом свидетельствует официальная статистика ДТП. Можно ли предотвратить и гибель пешеходов и автомобилистов?
Что такое ДТП
Под термин «Дорожно-транспортное происшествие» подпадают все возникающие при движении ТС по автомобильной дороге события, приведшие к увечьям, людей. Сюда также относится повреждение транспорта, грузов, сооружений. По статистике в России в результате ДТП погибают до 27 тыс. человек в год.
Классификация
Анализ статистики ДТП позволяет составить классификацию происшествий:
- столкновение;
- наезд;
- опрокидывание;
- иные происшествия.
Причины смертности в ДТП
Основные причины гибели и увечий людей в ДТП:
- динамический удар: как правило, возникает по причине резкой остановки ТС;
- поражение частями и обломками ТС;
- длительное сдавливание: наблюдается в случае, если пострадавший оказывается зажатым частями автомобиля;
- ожоги и отравления ядовитыми газами в результате ;
- контакт с опасными веществами (характерен для аварий с участием спецтранспорта, задействованного для опасного груза).
Статистика ДТП
Главная причина большинства происходящих ДТП – нарушение правил дорожного движения. Большинство аварий происходит из-за водителя и опьянении. Также специалисты выделяют превышение предельно допустимой скорости, игнорирование использования ремней безопасности.
Пренебрежение детскими автокреслами – основная причина травмирования и гибели в авариях с участием детей.
На внимательность водителя и безопасность пассажиров влияют:
- разговоры;
- еда и питье;
- усталость водителя;
- плохая
- низкое качество дорожного полотна;
- использование неудобной обуви (например, высокие каблуки).
В таблице приведены данные о погибших и раненных в результате дорожно-транспортных происшествий в РФ:
Статистика ДТП по вине водителей
По вине водителей в 2015 году произошло 6,5 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Всего в них было 385 жертв.
Статистика ДТП по вине пешеходов
Статистика за 2016 год выглядит следующим образом:
Статистика ДТП на остановках
В последнее время в сводках новостей появляется информация о наездах на пешеходов на остановках. Официальная статистика подобных происшествий не ведется. Однако можно посчитать, что в Москве за последние три месяца произошло около 10 подобных аварий. Причиной практически каждой из них является невнимательность и неосторожность водителя, приведшая к потере управления транспортным средством.
Статистика ДТП на перекрестках
Данные по регионам :
Статистика ДТП на пешеходных переходах
По данным ГИБДД за 2015 год каждый третий пешеход, получивший травмы и каждый шестой погибший были сбиты на пешеходных переходах:
- всего случаев – 7888;
- погибли – 473 человека;
- ранены – 7833.
Статистика ДТП с участием детей
Дети – наиболее уязвимые пешеходы, заметить их порой бывает весьма затруднительно. Большинство аварий с участием происходит на остановках: водители автобусов, троллейбусов или маршруток просто не замечают маленьких пешеходов.
Статистика ДТП в РФ показывает, что за первые 6 месяцев 2016 года в России были зафиксированы 8126 аварий. В каждом из них присутствовали дети до 16 лет. Погибли 254 из них, с ранениями – 8662 человек.
По информации ГИБДД, чуть более четверти (26,9%) аварий происходят по вине детей. Таким образом, несколько уменьшить цифры статистики можно путем проведения лекций о на дорогах в школах. Пропаганда безопасного поведения – не редкое явление не только в учебных заведениях, но и в детских оздоровительных лагерях.
Женщины и ДТП: статистика
Кто чаще попадает в аварии – ? Статистика ДТП с участием женщин показывает, что аварийные ситуации на дорогах по их вине возникают на 28% чаще, чем по вине мужчин. Каждая 6 женщина-водитель хотя бы раз попадала в ДТП.
Однако мужчины гораздо чаще становятся участниками тяжелых дорожно-транспортных происшествий. Наиболее распространенная причина аварий, в которые попадают представительницы слабого пола – несоблюдение правил при маневрировании и перестроении. Аварии автомобилистов-мужчин обычно возникают по причине нарушения скоростного режима.
Статистика ДТП с велосипедистами
Статистика пострадавших в ДТП велосипедистов имеет место по следующим причинам:
- невнимательность водителя при осуществлении поворота направо. в ДТП такого рода составляет 12%. Виновным всегда признается водитель ТС;
- езда по тротуарам зачастую приводит к авариям с участием пешеходов. Во избежание столкновения и, как следствие, синяков, ссадин и иных травм – велосипедисты обязаны двигаться по специально отведенной велосипедной дорожке;
- отсутствие светоотражателей и фонарей – велосипед должен быть оборудован ими, особенно при движении в темное время суток;
- аварии на пешеходных переходах ;
- непредсказуемые маневры велосипедистов – находясь на двухколесном ТС, нужно избегать резких маневров, по возможности оповещать о своих действиях других участников движения, с помощью установленных ПДД знаков 8.1–8.2.
Статистика ДТП за 2016 год с участием велосипедистов по областям:
Статистика ДТП мотоциклистов
За 2016 год в авариях с участием мотоциклов пострадали и погибли:
Статистика ДТП по возрасту мотоциклистов:
Статистика ДТП автобусов
С каждым годом растет количество происшествий на дорогах с участием общественного транспорта. В новостных сводках все чаще можно услышать напоминания о ДТП с автобусами. Только в Москве за 2015 произошло 264 случая, что на 64% больше, чем в предыдущем году. Количество погибших за 2016 год на общественном транспорте:
Статистика ДТП с участием такси
Вероятность угодить в аварию, будучи пассажиром такси – достаточно высока. В Москве за первые три месяца 2016 года сотрудники ГИБДД насчитали 55 ДТП. Ранения в связи с этим получили 66 человек, двое из них погибли. Сообщается и о пострадавших детях: трое из них были госпитализированы в результате дорожной аварии с участием такси.
Статистика ДТП в зимний период: таблица
В зимний период количество дорожных происшествий значительно выше, чем в другое время года. Количество ДТП произошедших за зиму 2016–2017 года:
Распределение количества дорожных происшествий, числа погибших и раненных по месяцам:
Статистика ДТП в Украине
2016 год запомнился увеличением количества аварий – 154 556 случаев, что больше показателей 2015 года на 11,6%. Что касается количества жертв, то их число, напротив, уменьшилось. Погибших за 2016 год оказалось 3187 человек (на 20,4% меньше, чем в 2015 году).
Основная причина дорожных происшествий – превышение безопасной скорости движения, а также езда в нетрезвом виде. Приводят к различным «неприятностям» и нарушению правил маневрирования.
Статистика ДТП в Казахстане
Количество аварий на улицах Казахстана значительно снизилось по сравнению с 2015 годом (на 4,5%). Всего на территории страны произошло 13 723 происшествий с участием транспортных средств, пострадали при этом 19 255 человек. Снижение наблюдается и по количеству раненных людей. Около 30% учтенных ДТП произошли в Алматы. Причиной инцидентов обычно признавали грубое нарушение ПДД.
Естественно закон должен быть один для всех, будь то рядовой автомобилист или государственное авто с использованием спецсигналов. Только соблюдение ПДД и взаимоуважение на дорогах поможет справиться с коррекцией печальной статистики, существующей сегодня.
Здесь возможны случаи столкновения транспортного средства (ТС) с деревом, домом или любым другим зданием. Наезд на стоящее средство передвижения. В этот разряд можно внести и столкновение с прицепом. Наезд на пешехода. Сюда вносят случаи, когда ТС наезжает на человека.
Либо же возможен эпизод, когда сам пешеход случайно натыкается на машину. Наезд на гужевой транспорт. Падение пассажира в процессе передвижения транспортного средства.
Наезд на велосипедиста. Другие виды ДТП.
Что такое ДТП — определение
Но смысл остается одним.Дадим определение ДТП: это событие, произошедшее на дороге при движении ТС и с его непосредственным участием. В результате повреждаются транспортные средства или сооружения, грузы, здания, иные материальные объекты, а также страдают или гибнут люди.
Законом предусматриваются также и другие виды ДТП и причины их возникновения. Если имело место дорожно-транспортное происшествие, которое нельзя квалифицировать по предыдущим пунктам, его относят к иному виду.
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
«Дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.Например, не является ДТП попадание в пешехода выброшенной из окна автомобиля бутылкой. Замечу, что упавший с автомобиля на пешехода велосипед является транспортным средством, причем падающий велосипед находится в движении, следовательно, такая ситуация является ДТП.
Кроме того, зачастую материальный ущерб причиняется отдельным предпринимателям и организациям, которые являются владельцами, пользователями и (или) распорядителями транспортных средств, участвующих в ДТП.
В ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности движения) оно определяется как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
1.2 Правил дорожного движения РФ.
утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090. Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года.
» дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».
Чтобы правильно среагировать в подобной ситуации, необходимо знать, как правильно вести себя при дорожно-транспортных происшествиях. Если сумма ущерба автомобилю не выше 50 тысяч рублей; Если в результате ДТП отсутствуют люди, получившие травмы, и поврежденные личные вещи третьих лиц, которые находились в автомобиле на момент дорожно-транспортного происшествия; Если повреждения авто незначительны.
Дорога – «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».
(п. 1.2. ПДД). Комментарий: логическое толкование понятий «ДТП» и «дорога» приводит к выводу о том, что дорожно-транспортное происшествие может иметь место только в пределах территории, обозначенной в ПДД как «проезжая часть, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы».
Помогите пожалуйста! ЧТО ТАКОЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, НАЗОВИТЕ ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ?
В такой обстановке причины для ДТП минимальны.Опасной ситуацией на дороге считается, прежде всего, скорость некоторых транспортных средств, отличная от скорости общего потока, при которой в связи с ошибкой водителя на дороге появляется возможность ДТП, но еще может быть исправлена. Аварийной ситуацией считается положение, при котором избежать ДТП уже нет никакой возможности.
К основным причинам ДТП на дорогах, по мнению большинства опрошенных, считаются: Высокая не дисциплинированность водителей.