Состав и назначение буксирного устройства. Механизмы специального назначения

Буксирное устройство, устанавливаемое на буксирных и спасательных судах, предназначено для буксировки несамоходных судов и плавсредств, а также самоходных судов, потерявших возможность двигаться своим ходом.

Выбор типа буксирного устройства зависит от назначения буксира и способа буксировки. При морских буксировках на длинном тросе применяют кильватерный способ; буксировку в порту и на рейде чаще выполняют лагом (борт о борт), а также в кильватер на коротком тросе (длиной до 100 м). Для буксировок по внутренним водным путям характерны как первые два способа, так и способ толкания, распространившийся после создания речных и озерных толкачей. Особым образом проводят буксировку во льдах: нос буксируемого судна вводят в углубление в корме буксира, надежно швартуют и в таком положении буксируют, судно.

В состав буксирного устройства входят буксирная лебедка (устанавливаемая только на морских буксирах и буксирах внутреннего плавания), трос, гак, или направляющий блок, буксирная дуга, арки, буксирный клюз и ограничители буксирного троса.

Буксирная лебедка предназначена для регулирования в процессе буксировки длины и натяжения буксирного троса. Длину обычно изменяют только во время буксировки судов по внутренним водным путям; в условиях извилистого фарватера, при проходе быстрин, перекатов и других мест, когда приходится уменьшать расстояние между буксиром и судном. Натяжение троса необходимо регулировать только при морской буксировке в условиях волнения, когда трос попеременно то ослабляется, то чрезмерно натягивается.

Буксирная лебедка имеет барабан, позволяющий принимать до 300 м троса на речных судах и до 900 м на морских. Различают буксирные лебедки простого действия на буксирах внутреннего плавания и автоматические -- на морских буксирах. При буксировке речных и озерных судов трос с буксируемого судна направляют на барабан лебедки простого действия, заторможенный ленточным тормозом (при неожиданных рывках срабатывает амортизатор в составе ленточного тормоза и барабан лебедки проворачивается). Конструкция лебедки позволяет стравливать буксирный трос на ходу судна и стопорить барабан лебедки при неработающем приводе с помощью тормоза.

Возникающие на взволнованном море неоднократные рывки смягчаются специальным следящим автоматическим устройством , стравливающим трос при чрезмерном его натяжении и выбирающим его при появлении слабины. Во избежание спутывания троса на буксирных лебедках обязательно предусматривают тросоукладчик.

Буксирные лебедки имеют электрический или, реже, паровой привод с тяговым усилием от 6 до 100 тс. Для подачи и выбирания буксирных тросов и выполнения швартовных операций на буксирах, не имеющих специальных лебедок, используют электрические лебедки или лебедки-вьюшки.

Буксирные тросы , применяемые для буксировки, бывают стальные, растительные (пеньковые, манильские, сизальские) и синтетические (капроновые, нейлоновые, куралоновые). Последние имеют преимущества перед стальными и растительными тросами: они легче, эластичнее, однако из-за искрообразования при их разрыве применять тросы из искусственного волокна при буксировке судов, перевозящих нефтепродукты первого разряда, как правило, не разрешается.

Буксирный гак служит для закрепления буксирного троса и его отдачи при буксировке без помощи специальной лебедки. На буксирах, имеющих буксирные лебедки, гак является резервным средством. Буксирные гаки бывают откидные и не откидные, открытые и закрытые, с амортизатором или без него, с механическим или гидравлическим затвором, с автоматической, дистанционной или ручной отдачей. Правила Регистра требуют, чтобы на морских буксирах применялись откидные закрытые гаки с амортизаторами, имеющие надежную и быстродействующую систему отдачи, что очень важно для безопасности буксира при достижении им опасного крена трос должен быть немедленно отдан.

Буксирные гаки снабжают пружинными амортизаторами, предназначенными для поглощения энергии ударных волн, возникающих в тросе при буксировке. На некоторых буксирах ограниченного района плавания применяют буксирный направляющий блок, через который пропускают трос от лебедки к буксируемому судну. Направляющий блок крепят аналогично буксирному гаку на буксирной дуге или (на буксирах внутреннего плавания) стационарно.

Буксирную дугу устанавливают в районе ЦТ судна по длине и как можно ниже. Она предназначена для крепления буксирного гака к корпусу буксира с таким расчетом, чтобы он мог перемещаться в горизонтальной плоскости (у портовых буксиров не менее чем на угол 180°).

Буксирные арки из труб или круглой кованой стали располагают в кормовой части буксира (две-три арки) для защиты установленного на палубе оборудования и находящихся на.ней людей от повреждения тросом. Кроме того, буксирные арки обеспечивают возможность плавного перехода буксирного троса с борта на борт.

Кормовой буксирный клюз предназначен для ограничения перемещения буксирного троса в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Клюзы бывают глухие, с откидывающейся наметкой, и с роульсами. В связи и тем, что в глухие клюзы трудно заводить буксирный трос, их применяют только на небольших портовых и рейдовых буксирах. Более распространены клюзы с наметкой, а на больших буксирах с роульсами.

Бортовые ограничители буксирного троса предотвращают занос его в горизонтальной плоскости в нос на угол, больший допускаемого угла горизонтального перемещения буксирного гака.

Перечисленные детали буксирного устройства применяют при буксировке судов кильватерным способом. Для буксировки лагом используют швартовные кнехты и шпили.

Предназначенные для толкания толкачи, также как и толкаемые суда или баржи, оборудуют счальными устройствами , обеспечивающими жесткую счалку толкаемого состава (толкачбаржа), эластичность при ударах и, при необходимости, быструю отдачу. Существует немало различных типов счальных устройств, но наибольшее распространение получил двухопорный счал из двух вертикальных сварных стальных балок коробчатого сечения и целой системы тросов, а также двух опорные счальные устройства с автоматическим сцепным замком, обеспечивающим автоматическое сцепление толкача с баржей и дистанционно управляемое расцепление в течение 2030 секунд.

Буксирное устройство, устанавливаемое на буксирных и спасательных судах, предназначено для буксировки несамоходных судов и плавсредств, а также самоходных судов, потерявших возможность двигаться своим ходом.

Выбор типа буксирного устройства зависит от назначения бук­сира и способа буксировки. При морских буксировках на длинном тросе применяют кильватерный способ; буксировку в порту и на рейде чаще выполняют лагом (борт о борт), а также в кильватер на коротком тросе (длиной до 100 м). Для буксировок по внутренним водным путям характерны как первые два способа, так и способ толкания, распространившийся после создания речных и озерных толкачей. Особым об­разом проводят буксировку во льдах: нос буксируемого судна вво­дят в углубление в корме буксира, надежно швартуют и в таком положении буксируют, судно.

В состав буксирного устройства входят буксирная лебедка (устанавливаемая только на морских буксирах и букси­рах внутреннего плавания), трос, гак, или направляющий блок, буксирная дуга, арки, буксирный клюз и ограничители буксир­ного троса.

Буксирная лебедка предназначена для регули­рования в процессе буксировки длины и натяжения буксирного троса. Длину обычно изменяют только во время буксировки судов по внутренним водным путям; в условиях извилистого фарватера, при проходе быстрин, перекатов и других мест, когда приходится уменьшать расстояние между буксиром и судном. Натяжение троса необходимо регулировать только при морской буксировке в условиях волнения, когда трос попеременно то ослабляется, то чрезмерно натягивается.

Буксирная лебедка имеет барабан, позволяющий принимать до 300 м троса на речных судах и до 900 м - на морских. Раз­личают буксирные лебедки простого действия - на буксирах внутреннего плавания - и автоматические - на морских бук­сирах. При буксировке речных и озерных судов трос с буксируемого судна направляют на барабан лебедки простого действия, заторможенный ленточным тормозом (при неожиданных рывках срабатывает амортизатор в составе ленточного тормоза и барабан лебедки проворачивается). Конструкция лебедки поз­воляет стравливать буксирный трос на ходу судна и стопорить барабан лебедки при неработающем приводе с помощью тормоза.

Возникающие на взволнованном море неоднократные рывки смягчаются специальным следящим автоматическим устройством , стравливающим трос при чрезмерном его натяжении и выбирающим его при появлении слабины. Во избежание спутывания троса на буксирных лебедках обязательно предусматривают тросоукладчик.

Буксирные лебедки имеют электрический или, реже, паровой привод с тяговым усилием от 6 до 100 тс. Для подачи и выбирания буксирных тросов и выполнения швартовных операций на бук­сирах, не имеющих специальных лебедок, используют электри­ческие лебедки или лебедки-вьюшки.


Буксирные тросы , применяемые для буксировки, бывают стальные, растительные (пеньковые, манильские, сизальские) и синтетические (капроновые, нейлоновые, куралоновые). Последние имеют преимущества перед стальными и растительными тросами: они легче, эластичнее, однако из-за искрообразования при их разрыве применять тросы из искус­ственного волокна при буксировке судов, перевозящих нефте­продукты первого разряда, как правило, не разрешается.

Буксирный гак служит для закрепления буксирного троса и его отдачи при буксировке без помощи спе­циальной лебедки. На буксирах, имеющих буксирные лебедки, гак является резервным средством. Буксирные гаки бывают от­кидные и не откидные, открытые и закрытые, с амортизатором или без него, с механическим или гидравлическим затвором, с автоматической, дистанционной или ручной отдачей. Правила Регистра требуют, чтобы на морских буксирах применялись откидные закрытые гаки с амортизаторами, имеющие надежную и быстродействующую систему отдачи, что очень важно для безо­пасности буксира - при достижении им опасного крена трос должен быть немедленно отдан.

Буксирные гаки снабжают пружинными амортизаторами, предназначенными для поглощения энергии ударных волн, воз­никающих в тросе при буксировке. На некоторых буксирах огра­ниченного района плавания применяют буксирный направляющий блок, через который пропускают трос от лебедки к буксируемому судну. Направляющий блок крепят аналогично буксирному гаку - на буксирной дуге или (на буксирах внутреннего плавания) стацио­нарно.

Буксирную дугу устанавливают в районе ЦТ судна по длине и как можно ниже. Она предназначена для крепления буксирного гака к корпусу буксира с таким расчетом, чтобы он мог перемещаться в горизонтальной плоскости (у портовых бук­сиров не менее чем на угол 180°).

Буксирные арки из труб или круглой кованой стали располагают в кормовой части буксира (две-три арки) для за­щиты установленного на палубе оборудования и находящихся на ней людей от повреждения тросом. Кроме того, буксирные арки обеспечивают возможность плавного перехода буксирного троса с борта на борт.

Кормовой буксирный клюз пред­назначен для ограничения перемещения буксирного троса в го­ризонтальной и вертикальной плоскостях. Клюзы бывают глу­хие, с откидывающейся наметкой, и с роульсами. В связи и тем, что в глухие клюзы трудно заводить буксирный трос, их применяют только на небольших портовых и рейдовых буксирах. Более распространены клюзы с наметкой, а на больших букси­рах - с роульсами.

Бортовые ограничители буксирного троса предотвращают занос его в горизонтальной плоскости в нос на угол, больший допускаемого угла горизонтального пере­мещения буксирного гака.

Перечисленные детали буксирного устройства приме­няют при буксировке судов кильватерным способом. Для букси­ровки лагом используют швартовные кнехты и шпили.

Предназначенные для толкания толкачи, также как и толкае­мые суда или баржи, оборудуют счальными устройствами , обеспечивающими жесткую счалку толкаемого состава (толкач-баржа), эластичность при ударах и, при необходимости, быструю отдачу. Существует немало различных типов счальных устройств, но наибольшее распространение получил двухопорный счал из двух вертикальных сварных стальных балок коробчатого сечения и целой системы тросов, а также двух опорные счальные устройства с автоматическим сцепным замком, обеспечивающим автоматическое сцепление толкача с баржей и дистанционно управляемое расцепление в течение 20-30 секунд.

Список использованной литературы.

1. А.Е. Богомольский - “Судовые вспомогательные механизмы”.

2. Е.Г. Фрид - “Устройства судна”.

3. “Справочник капитана промыслового судна”.

4. “Справочник судового механика 2”.

38 39 ..

§ 39. БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО

Буксировкой называется транспортировка по водной поверхности несамоходных (в этот момент) плавучих средств самоходными.

Существуют три основных способа буксировки: в кильватер, борт о борт (лагом) и толканием. Последний вид буксировки
осуществляется только речными и озерными судами. Буксировку лагом производят в основном при внутрипортовых операциях. На море применяется буксировка в кильватер, когда буксирующее судно тянет за собой буксируемое.

Приспособления, с помощью которых осуществляется буксировка, называются буксирным устройством.

Рис. 91. Буксирные гаки:
1 - гак, навешиваемый непосредственно на дугу; 2 - гак с роликом; 3 - вертикальный упор; 4 - защелка; 5-откидная часть гака

На судах, специально предназначенных для выполнения буксировок, буксирное устройство состоит из буксирных лебедок, буксирных гаков и кнехтов, служащих для крепления буксирных тросов и самих тросов.

Буксирные лебедки устанавливаются на ледоколах и мощных морских буксирах. Они бывают паровые и электрические. Буксирный трос закрепляется непосредственно на барабане лебедки. Устройство лебедки позволяет автоматически поддерживать определенное натяжение троса. При рывке лебедка автоматически потравливает буксирный трос, а когда натяжение троса ослабнет, подбирают его.
На портовых буксирах обычно устанавливаются буксирные гаки. Они бывают простые (рис. 91, а), полуавтоматические (рис. 91, б) и автоматические (рис. 91, в).

С простого гака буксирный трос может быть отдан только при наличии у него некоторой слабины. Невозможность отдать буксир под натяжением может привести к аварии. Этот недостаток устраняется применением полуавтоматических гаков.

Для отдачи буксирного троса с полуавтоматического гака откидывают вертикальный упор и ударяют ручником или ломиком по хвостовой части защелки. Откидная часть гака под натяжением троса развернется, и буксир соскользнете него.

Рис. 92. Крепление буксира на лихтерах и баржах:
а - на битенге; б - при помощи браги; 1 - буксирный трос; 2 - битенг; 3-буксирный клюз; 4- брага

Чтобы отдать трос с автоматического гака, достаточно потянуть за тросовую оттяжку, укрепленную на верхней части вертикального рычага.

Буксирные гаки закрепляются на специальной буксирной дуге, по которой они могут скользить при поворотах судна. Кроме того, в носовой части, а часто и на корме устанавливаются специальные буксирные кнехты.

На несамоходных судах - лихтерах, баржах, которые являются постоянными объектами буксировки, имеются специальные устройства, обеспечивающие простое и надежное крепление буксирного троса.

В большинстве случаев на таких судах вблизи штевней устанавливаются прочные буксирные битенги. При установке буксирных битенгов в диаметральной плоскости судна буксирный трос крепится непосредственно на них (рис. 92,а).

Если же устанавливаются две пары битенгов, то на них крепится небольшая брага (рис. 92,6), а уже к ней скобой присоединяется буксирный трос. Чтобы исключить боковые перемещения буксирного троса и тем самым уменьшить рыскание буксируемого объекта, в фальшборте над штевнем имеется специальный клюз для буксирного троса.

Морские самоходные транспортные суда, для которых буксировочные операции носят эпизодический характер, не имеют, как правило, специальных буксирных устройств, предназначенных для осуществления длительных морских буксировок. Их буксирное вооружение обычно состоит из нескольких пар усиленных кнехтов и буксирных тросов, предназначенных согласно Правилам Регистра СССР для аварийных буксировок.

При кратковременных буксировках транспортных судов в пределах портовых вод (ввод судна в порт или вывод из порта, раскантовка и т. п.) буксирный трос крепят непосредственно на кнехтах. Однако даже усиленные буксирные кнехты транспортных судов не обладают достаточной прочностью для крепления на них буксирных тросов при длительных морских буксировках.

В связи с этим для выполнения транспортными судами буксировочных операций на них устанавливается дополнительное буксирное вооружение в виде битенгов, буксирных книц и обухов и т. д. При случайных и аварийных буксировочных операциях буксирный трос на них приходится крепить за наиболее прочные части корпуса (основание надстроек и рубок, комингсы грузовых люков и т. п.).

Крепление буксирного троса на буксируемом судне. При длительной морской буксировке транспортного судна буксирный трос очень часто крепят к одной или двум его якорным цепям1. Чтобы все натяжение буксирного троса не передавалось на брашпиль, к якорным цепям присоединяют цепные стопоры с тросовыми шкентелями, при помощи которых нагрузка от буксирования частично будет передаваться на кнехты (рис. 93).

Большим преимуществом этого способа является возможность легко менять длину буксира и его провес, потравливая или подбирая якорные цепи. Одновременно с этим будут меняться и участки цепи, проходящие через клюзы, и цепь не будет испытывать перегибов и трения в одном месте. Кроме

того, цепи гораздо меньше повреждаются от трения о клюзы, чем тросы.

Все приведенные факторы имеют чрезвычайно большое положительное значение при осуществлении длительных буксировок в сложных условиях буксирования. В то же время указанный способ требует больших и трудоемких подготовительных работ: необходимо предварительно с помощью носовых грузовых стрел завалить на палубу якоря и отклепать их от якорных цепей; быстрая отдача буксира затруднена.

Рис. 94. Крепление буксирного троса на носу буксирного судна:
1 - буксирная брага; 2 - буксирный трос:
3 - оттяжка; 4 - глаголь-гак; 5 -брусья; 6 - деревянные кранцы

В связи с этим при кратковременных морских буксировках крепят буксирный трос при помощи специальных буксирных шкентелей «усов» (рис. 94, а) или браги, заведенной вокруг комингса носового грузового трюма (рис. 94,6).

В первом случае перед креплением буксира якоря предварительно потравливают и в клюзы проводятся проводники, при помощи которых на палубу втягивают буксирные шкентеля - «усы». Концы шкентелей на палубе судна соединяют бензелем из растительного троса. Для надежного крепления делают от 15 до 20 шлагов из 75-миллиметрового троса.

Если необходимо быстро отдать буксир под бензель, должен быть подложен деревянный брус и поблизости необходимо иметь острый топор для перерубания троса.

Не рекомендуется соединять концы шкентелей такелажными или якорными скобами, так как буксирный трос нельзя отдать, если он натянут. Кроме того, при рывках буксирного троса
скоба может деформироваться, и тогда отдать буксир будет очень трудно.

Указанный способ крепления буксирного троса наиболее часто применяется при проводке транспортных судов на буксире у ледокола. В этом случае шкентели присоединяют к буксирному тросу с помощью специального блока Николаева (рис. 95), который входит в буксирное вооружение всех ледоколов. При отсутствии указанного блока это соединение производится при помощи якорной скобы.

При заводке браги ее концы проводят в клюзы, расположенные сразу же за полубаком, обносят вокруг комингса люка и соединяют глаголь-гаком для быстрой отдачи в случае необходимости.

Иногда предпочитают натяжение буксира распределять и

На комингс трюма, и на находящиеся рядом кнехты. В этом

Случае концы браги, обнеся вокруг комингса, крепят на кнехтах или, перед тем как обносить их вокруг комингса, накладывают на полтора-два шлага на кнехтах.

Крепление буксирного троса на буксирующем судне. При

Использовании транспортного судна в качестве временного буксировщика буксирный трос на нем наиболее часто закрепляют при помощи браги за комингс кормового грузового люка (рис. 96, а) или же за основание кормовой надстройки.

Чтобы трос не перетирался на углах комингсов, под него в этих местах подкладываются деревянные брусья. С этой же целью клюзы, через которые проходит трос браги, обшивают деревом. Сам трос в этом месте должен быть оклетневан кусками старой парусины. Если брага основывается из стального троса, то в Mectax прохождения через клюзы ее необходимо периодически смазывать каким-либо тиром или жиром. Соединяют буксирный трос с брагой обычно якорной скобой, так как блок Николаева в буксирное вооружение транспортных судов не входит. Чтобы при ослаблении натяжения буксирного троса брага не могла уйти под корпус, с кормы для ее поддержания на весу заводят несколько серег.

К скобе, соединяющей брагу с буксирным тросом, прикрепляют оттяжку, при помощи которой в случае необходимости буксирный трос можно будет поднять на палубу.

Если буксировку осуществляют двумя буксирами, их можно крепить непосредственно за комингс люка без заводки браги (рис. 96,6).

При буксировке легких объектов буксирный трос можно крепить на нескольких парах усиленных и подкрепленных кнехтов (рис. 97).

Буксирные тросы можно крепить только на стальных (но не чугунных) кнехтах, диаметр которых позволяет накладывать на них буксир без его чрезмерных изломов. Чтобы нагрузка на все кнехты распределялась равномерно, на первые кнехты кладут всего одну восьмерку, на вторые - полторы и окончательно закрепляют трос на третьих кнехтах (рис. 98). При достаточном диаметре кнехтов наиболее эффективным будет способ крепления буксира, при котором на кормовую тумбу первых кнехтов кладут один лаг, на носовую два, а на вторых кнехтах буксир закрепляют окончательно при помощи восьмерок.

Если буксировка осуществляется на длинном буксире, то при его вытравливании он под влиянием большого собственного веса и хода судна может начать травиться с большой скоростью. Это может привести к его разрыву или повреждению устройств, за которые он закреплен.

Для регулирования скорости вытравливания буксирного троса его необходимо предварительно разнести по палубе длинными шлагами. Внутренний конец каждого шлага прикрепить стопором к прочным частям корпуса. Затем стопоры отдают поочередно по мере вытравливания троса.

Во время буксировки необходимо постоянно наблюдать за состоянием буксирного троса в местах прохождения через клюзы и его креплением. При необходимости следует потравливать или подбирать трос для предохранения его от перетирания. Чтобы избежать при этом высучивание троса, рекомендуется установить перед клюзом цепной стопор, как показано на рис. 99.

Наибольшие трудности возникают при необходимости выбирания (частичного или полного) буксирного троса на корму транспортного судна. Это объясняется тем, что очень часто толстый буксирный трос не помещается на турачках швартовной лебедки, его приходится выбирать при помощи специального свистова, заведенного через канифас:блок на швартовную лебедку (рис. 100). Если буксирный трос длинный, а расстояние от канифаса до клюза небольшое, эту операцию приходится повторять несколько раз. Втянув предварительно при помощи оттяжки буксирный трос в кормовой клюз, его берут на стопор и отсоединяют от браги. Затем, прикрепив к нему свистов как можно ближе к клюзу, начинают оттягивать последний, и выбирают на палубу буксирный трос. Когда место присоединения буксирного троса подойдет к канифас-блоку, на трос поблизости накладывают стопор, а свистов вновь переносят к клюзу и т. д.
Для облегчения работы с буксирным вооружением на судне должен быть запас специальных зажимов для быстрого соединения концов стальных тросов, изготовления на них огонов и т. д. В местах крепления буксирного троса необходимо иметь наготове запасные скобы, стопоры, хват-тали, такелажный и слесарный инструмент.

Следует иметь в виду, что в момент страгивания судов с места буксирный трос может натянуться рывком и лопнуть или резко завибрировать, поэтому в это время находиться рядом с ним нельзя.

На обычном транспортном судне буксирные тросы, различные приспособления для буксировки (браги, шкентеля, зажимы и т. п.) входят в аварийный запас судна. Все буксирное вооружение должно быть всегда в полном порядке и сохранности. Буксирные тросы следует хранить в легкодоступных местах, где они не могут подвергаться порче.

Скобы, талрепы стопоров, зажимы должны быть расхожены и смазаны. Не разрешается пользоваться частями буксирного вооружения для каких-либо иных целей.

Все буксирное вооружение обязательно периодически осматривают, заменяя части, в которых обнаружены дефекты. Скобы, гаки, талрепы стопоров заменяются при обнаружении у них трещин, буксирные тросы,- если у них на длине, равной восьми диаметрам, повреждено свыше 10% проволок.

Буксирные устройства, ставящиеся на самоходных судах (буксировщиках), состоят из буксирного кнехта, гака, арок, лебедки и буксирных тросов.

Буксирный кнехт служит для закрепления на нем гака и представляет собой стальную штангу высотой 2-2,5 м над палубой, установленную в диаметральной плоскости судна. Нижний конец буксирного кнехта закрепляется в специальном башмаке на кильсоне, а верхний конец при помощи стальных тяг скреплен с палубным набором судна.

Буксирный гак представляет собой стальной крюк, надетый на верхний конец кнехта, на специально обточенную шейку. За гак крепится буксирный трос. На некоторых судах буксирный гак закрепляется за специальную дугу, укрепленную на стенке машинной шахты.

По конструкции гаки подразделяются на простые, шарнирные (или откидные) и шарнирные с пружинными амортизаторами (рис. 39). Простыми гаками оборудуются буксирные катера и буксировщики небольшой мощности.

Помимо названных, встречаются и автоматические гаки, отдача буксирных тросов с которых производится автоматически при возникновении в буксирном тросе усилий выше допустимых. Во избежание опрокидывания буксировщика применяются гаки со специальными устройствами, обеспечивающими своевременную отдачу буксирного троса с гака при достижении судном критического угла крена.

Буксирные арки служат для поддержания буксирного троса на безопасной для членов экипажа высоте и для свободной перекатки его с одного борта на другой. Арки располагаются поперек кормовой части судна, число их зависит от ее длины и бывает от двух до шести. Буксирные арки изготовляются металлическими, а верхняя выпуклая их часть иногда обшивается досками. Буксирная лебедка предназначена для крепления коренного конца буксирного троса и изменения его длины во время буксировки. Автоматическая буксирная лебедка при увеличении натяжения буксирного троса потравливает трос, уменьшая тем самым его натяжение. Когда натяжение уменьшается, лебедка выбирает трос до тех пор, пока натяжение не станет нормальным. Буксирные лебедки имеют большой барабан с ребордами и оборудуются ленточными или дисковыми тормозами, тросоукладчиком и амортизатором. На большинстве буксирных лебедок устанавливаются вспомогательные барабаны, служащие для работы со швартовными тросами, для подъема якоря и других целей.

Управление буксирной лебедкой может осуществляться с помощью командоконтроллера, установленного вблизи лебедки, а также и командоконтроллера, установленного на капитанском мостике.

Перед включением лебедки в работу рукоятку командоконтроллера необходимо поставить в нулевое положение, а рукоятку переключателя постов управления установить в положение «Включено». На командоконтроллере имеется по четыре фиксированных положения в каждом из режимов «выбирать» и «травить».

Лебедка включается в работу поворотом рукоятки командоконтроллера в соответствующую сторону на первое положение. Если буксирный трос был натянут, то включение и разгон двигателя лучше производить со второго положения. Если буксирный трос висит свободно, то увеличивать скорость вращения барабана можно лишь после того, как буксир будет натянут (набит), причем увеличение скорости выбирания следует производить постепенно и плавно.

При переводе рукоятки в сторону «травить» на первое положение лебедка будет стравливать трос, при этом двигатель будет вращаться с частотой около 350 об/мин. При дальнейшем перемещении рукоятки во второе и третье положения скорость вращения электромотора не изменится, а при установке в четвертое положение двигатель будет работать с повышенной скоростью, следовательно, и трос будет стравливаться быстрее.

При использовании буксирной лебедки для выбирания швартовных тросов рукоятку командоконтроллера устанавливают на второе положение в сторону «выбирать». В этом режиме разрешается работать не более трех минут. Если появилась необходимость выбирать трос с большей скоростью, то рукоятку командоконтроллера устанавливают на третье положение. Время работы в этом режиме также не более трех минут с момента включения лебедки в работу на выбирание троса.

Остановка лебедки производится перемещением рукоятки в нулевое положение.

Буксирные тросы служат для крепления буксируемых судов с гаком буксировщика. Применяются стальные тросы различной длины и диаметра в зависимости от вида буксировки, мощности буксировщика и назначения буксирного троса. По назначению буксирные тросы подразделяются на ходовые, или главные, арочные, вспомогательные и бухты.

Буксирное устройство несамоходных судов состоит из буксирных кнехтов, установленных на носовой и кормовой частях баржи, и ушей - двух вертикальных стоек, расположенных по обе стороны форштевня и ахтерштевня, между которыми пропускается буксирный трос. На нефтеналивных баржах к буксирным кнехтам прикрепляется шарнирный гак, за который закладывается

Коуш буксирного троса. Такое устройство дает возможность быстро отдать буксирный трос с состава.

Для буксировки судов, не имеющих специального буксирного устройства, применяют брагу или полубрагу.

Сцепные устройства для толкания ставятся на буксирах-толкачах наряду с буксирными устройствами. Они представляют собой комплекс приспособлений для обеспечения толкания судов в кильватер.

Толкачи оборудованы двумя носовыми упорами и приспособлением для закрепления вожжевых и расчаливающих тросов. Баржи класса «О» оборудуются.двумя носовыми и двумя кормовыми упорами и имеют расчаливающие тросы. Баржи класса «Р» имеют один носовой и упрощенные кормовые упоры.

Вместо расчаливающих тросов для учалки барж между собой в составе и толкача с составом толкачи и баржи оборудуются автоматическими сцепными замками (автосцепами - рис. 40). Автосцеп на толкаче (или барже) состоит из двух вертикальных упоров и носовой обносной балки, имеющей в средней части вырез для сцепного рельса баржи. Расцепление замка осуществляется либо рычажным механизмом, либо при помощи тросовой проводки.