Принцип антиципации. Стереотипизация и антиципация в скорочтении

В статье рассматриваются основные подходы и направления исследования способности человека к опережающему отражению действительности. Показано, что в отечественной психологии преобладает функционально-регуляторный подход к исследованию процессов предвосхищения будущего, основанный на идеях П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Изучение места процессов прогнозирования в регуляции поведения человека как личности связано с исследованием ожиданий в западной психологии. Анализ достигнутых в этой области результатов показывает, что существует необходимость изучения прогнозирования на личностном уровне как проявления универсальной функции мозга.

Способность человека прогнозировать будущие события и действовать с упреждением во времени привлекает внимание психологов со времен возникновения психологии как самостоятельной научной дисциплины. Сложность данных феноменов, многообразие их проявлений обусловили возникновение целого ряда подходов к их исследованию, каждый из которых предлагает особые понятия и теоретические схемы. Для описания психических процессов и явлений, связанных с прогнозированием будущего, чаще всего используются термины « » , «вероятностное прогнозирование» , «опережающее отражение действительности» , «прогностическая способность» , «ожидание» . К числу феноменов предвосхищения будущего может быть причислена установка, понимаемая как готовность действовать в некоторой ситуации определенным образом . Наиболее ранним является термин «антиципация», введенный в психологию еще В. Вундтом. Понятие антиципации , по-видимому, является наиболее общим, которое используется в тех случаях, когда речь идет о проявлении способности психики к опережающему отражению. Классическим для отечественной психологии определением антиципации стало следующее: «Антиципация это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» . Чтобы сделать возможным систематическое изучение проявлений процессов антиципации, Б. Ф. Ломовым и Е. Н. Сурковым были определены ее функции, а также описано уровневое строение процессов антиципации. Полученная в итоге схема стала называться системно-уровневой концепцией антиципации. В соответствии с данной концепцией, исходя из предложенной Б. Ф. Ломовым классификации функций психики, выделяется три функции антиципации : когнитивная, регулятивная и коммуникативная. В приведенном выше определении на первый план выступает регулятивная функция антиципации, проявляющаяся в ограничении степеней свободы живой системы в соответствии с пространственно-временной структурой среды. В соответствии с прогнозируемыми изменениями условий внешней среды осуществляется опережающая подготовка, прогноз результатов действия и построение его программы. Все это определяет направление и характер поведения в сложившейся ситуации. Регуляция действия не может осуществляться без построения модели потребного будущего или, другими словами, акцептора результатов действия , который дает возможность сравнения полученных результатов действия с параметрами требуемого результата. Этот аспект регуляции обеспечивается процессами антиципации, так как результат является будущим по отношению к действию событием. «Цель конструирует деятельность, определяет ее характеристики и динамику. Она выступает как феномен опережающего отражения. Эффекты антиципации служат как бы материалом для ее построения» . Результаты прогноза включаются как существенные и необходимые компоненты в процессы принятия решения. Принятие решения невозможно без участия процессов антиципации, так как прогноз «потребного будущего» и предвидение возможных изменений условий деятельности являются наиболее существенными факторами, определяющими выбор альтернативы. В этом плане значение процессов антиципации столь велико, что Е. Н. Сурков считает одной из наиболее существенных функций антиципации максимальное устранение неопределенности в ходе принятия решения . Таким образом, роль процессов антиципации в регуляции поведения и деятельности весьма значительна. Прежде всего, это связано с тем, что человек, как и любая кибернетическая система, прогнозирует результаты собственной активности. Прогноз результатов делает активность целенаправленной и саморегулируемой, когда благодаря сличению параметров прогнозируемого результата с информацией, поступающей по каналам обратной связи становится возможной коррекция процесса деятельности, устранение отклонений от запланированных параметров результата. Вместе с тем прогнозирование касается не только будущих результатов действия, но и изменений условий внешней среды, которые происходят помимо активности субъекта, но могут иметь существенные последствия для индивида . По этой причине Б. Ф. Ломов считал, что опережающее отражение выступает в двух основных формах: предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и целеполагание . Целеполагание характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта. Цель выступает как опережающее отражение будущего результата этой деятельности. Предвидение более относится к опережающему отражению объективного хода некоторых событий, взятых как бы безотносительно к субъекту (когда субъект выступает в роли наблюдателя). Роль предвидения в регуляции деятельности не менее значительна, чем роль целеполагания. Так, в частности, Б. Ф. Ломов подчеркивал, что предвидение хода управляемого процесса и возможных изменений среды является неотъемлемым компонентом планирования деятельности . Хорошо известно, сколь большое значение имеет предвидение динамики условий деятельности в ходе принятия решений. Исходя из содержания прогноза в процессе регуляции деятельности, по-видимому, может быть дана более подробная классификация видов антиципации. Так, по мнению В. В. Фадеева, антиципация в деятельности охватывает следующие аспекты развития ситуации: возможные варианты трансформации условий; возможные варианты построения исполнительских действий; варианты оценки возможных результатов; возможные варианты коррекции модели условий и программы исполнительских действий . Рассматривая итоги исследований регулятивной функции антиципации, нельзя не заметить, что процессы прогнозирования будущего преимущественно рассматриваются с функционально-регуляторной позиции, истоки которой лежат в психофизиологических теориях регуляции поведения и деятельности . Соответственно, в поле зрения такого подхода не попадают те аспекты, которые требуют выхода за пределы функционально-регуляторного взгляда, в частности проблемы проявлений антиципации на уровне личности, содержательно-смысловых особенностей прогнозирования и т. д. Когнитивная функция антиципации связана с участием процессов прогнозирования в протекании различных познавательных процессов. Так, восприятие включает в себя элементы антиципации в форме перцептивной гипотезы или предвосхищающей схемы , . По мнению У.Найссера, исследовательская активность субъекта направляется предвосхищающими схемами, которые представляют собой «своего рода планы для перцептивных действий» . Результат исследовательской активности – выделенная информация – модифицирует исходную предвосхищающую схему, которая направляет дальнейшее восприятие. Центральным элементом данного перцептивного цикла, по мнению У.Найссера, является предвосхищающая схема, направляющая перцептивный поиск и подготавливающая субъекта к принятию определенной информации, тем самым обеспечивая избирательность восприятия. Антиципация участвует в селекции информации не только в процессах восприятия, но и в процессах запоминания, как это было показано Б. Ф. Ломовым . Б. Ф. Ломов подчеркивал, что запоминание не является механической записью того, что в данный момент действует на человека, оно необходимо включает селекцию воспринимаемой информации. Ведущая роль в процессе селекции информации для запоминания, по мнению Б. Ф. Ломова, принадлежит тем предсказаниям и планам, которые человек строит в процессе поведения. В актах целеобразования, антиципации и планирования поведения формируются критерии селекции воспринимаемой информации для запоминания, как произвольного, так и непроизвольного. Надо сказать, что и селекция информации из памяти в процессе воспроизведения, по мнению Б. Ф. Ломова, зависит от содержания антиципируемого будущего. Воображение не менее тесно связано с процессами антиципации . У. Найссер считал, что образы воображения представляют собой планы сбора информации из потенциально доступного окружения. Образы, по его мнению, являются реалистичным предвосхищением будущего, а суть воображения состоит в способности выделять предвосхищения из непосредственного контекста и манипулировать ими. Проявления антиципации в мышлении связаны, прежде всего, с прогнозом искомого, выступающего в форме мыслительной гипотезы . Прогноз искомого при этом рассматривается как детерминанта, определяющая направление поиска неизвестного. Необходимо подчеркнуть, что прогнозирование включено в решение любой мыслительной задачи (в том числе и непрогностической). На этом основании Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков считают возможным говорить о единстве мышления и прогнозирования. По их мнению, мышление – это прежде всего предвидение. Таким образом, прогнозирование включено в структуру почти всех познавательных процессов, что, по-видимому, дает основания считать антиципацию «сквозным психическим процессом» . Коммуникативная функция антиципации изучена несколько хуже, несмотря на тот факт, что каждый акт общения человека с другими людьми обязательно включает антиципационные процессы. Так, еще С. Г. Геллерштейн отмечал проявления антиципации в предвидении поступков других людей, основанном на не всегда осознанном знании логики эмоций и вытекающих из них поступков . В настоящее время в социальной психологии используется понятие социальных ожиданий, которые группа предъявляет по отношению к поведению каждого ее члена. Наличие конвенциональных ожиданий относительно поведения партнера делает ситуацию общения прогнозируемой и «безопасной». Большое значение имеет тот факт, что партнеры по общению могут осознавать ожидания партнера и строить свое поведение в соответствии с этими ожиданиями. При этом продуктивность общения отчасти определяется тем, какие ожидания предъявляют друг другу партнеры и насколько адекватно они осознают ожидания друг друга . Надо сказать, что исследование проявлений антиципации в коммуникативной сфере велось более широко в западной психологии и связано, прежде всего, с идеями символического интеракционизма и когнитивного подхода . При исследовании эффектов антиципации в коммуникативной и личностной сфере чаще всего опираются на понятие «ожидание». Понятие «ожидание» наиболее распространено в западной психологии и встречается в работах Ф. Хоппе, Э. Брунсвика, Э. Толмена, Ж. Нюттена, П. Фресса, Я. Рейковского и др. Э. Брунсвик ввел в психологию понятие вероятностного ожидания, детерминирующего, по его мнению, поведение субъекта. Ж. Нюттен связывает ожидания с оценкой результатов собственной деятельности, которое зависит от воспоминаний о результате и от оценки результатов в прошлом, а также от особенностей «Я-концепции». Им было выделено два типа людей – «оптимисты» и «пессимисты», которые различаются по характеру ожиданий результатов собственной деятельности и социальных ожиданий. Понятие «ожидание» используется в работах Ф. Хоппе, который при изучении уровня притязаний выявил различие между идеальной и реальной целями, в соответствии с которым человек прогнозирует не только необходимый (идеальный), но и ожидаемый в данной конкретной ситуации результат, который может существенно отличаться от первого . В работах этих ученых было показано, что прогноз значимых в контексте потребностей личности событий сопряжен с оценкой возможности их реализации. Тот факт, что индивидуальные особенности ожиданий Ж. Нюттен связывал с оптимистичностью, говорит о связи такой прогностической оценки с эмоциональными переживаниями. Большой вклад в исследование ожиданий в личностном контексте внес когнитивный подход. По мнению Э. Толмена, любое актуальное поведение мотивируют, наряду с потребностью, две переменные – ожидания и ценность цели. Научение сводится к развитию ожиданий, которые подтверждаются или опровергаются опытом. Представление о том, что ожидания являются одной из детерминант, мотивирующих деятельность, разделяют и другие представители когнитивного подхода в психологии личности, такие как Х. Хекхаузен, А. Бандура и др. Общим для всех представителей когнитивного подхода также является понимание ожиданий как особого рода знаний, которые фиксируют связь между разными способами поведения и его результатами. По мнению А. Бандуры, способность к антиципации позволяет человеку мотивировать свои действия, опираясь на их возможные последствия: «Прошлый опыт формирует ожидания того, что определенные действия принесут ощутимые преимущества, другие не приведут к существенным результатам, а третьи будут отдалять будущие неприятности. Представляя в уме, какими могут быть последствия совершаемых ими действий, люди способны превращать их в мотивационные факторы своего поведения. Таким образом, можно сказать, что большая часть человеческих действий находится под предварительным контролем» . Сформированные на основе прошлого опыта ожидания вызывают соответствующее им поведение. Так, в частности возникает особая форма дезадаптированного поведения – защитное поведение, которое связано с ожиданием угрозы: «Уже известная из прошлого опыта угроза активизирует защитное поведение не столько из-за своих аверсивных свойств, сколько потому, что обладает некоторой предсказательной силой. Ее появление сигнализирует о возможности болезненного исхода, если не будут приняты адекватные меры защиты» . Таким образом, в основе защитного поведения лежат «устрашающие ожидания» , которые иногда могут быть беспочвенными. Вместе с тем, такие ожидания с трудом поддаются коррекции, так как стойкое избегание некоторых ситуаций не дает организму возможности убедиться в том, что обстоятельства изменились и реальной опасности больше не существует. В итоге создается впечатление, что именно данное защитное поведение поспособствовало предупреждению потенциальной угрозы. Так подкрепляется защитное поведение, и люди продолжают вести себя в соответствии со своими ожиданиями. По мнению А. Бандуры, чтобы избавиться от устрашающих ожиданий, требуется мощный опровергающий личный опыт, который невозможно заменить вербальными уверениями. Несмотря на тот факт, что ожидания рассматриваются как особая когнитивная структура, А. Бандура указывает на тесную связь ожиданий не только с внешне наблюдаемым поведением, но и с эмоциональными реакциями: «Аверсивные переживания – как собственные, так и опосредованные – порождают ожидание неприятностей, которое, в свою очередь, может активизировать как страх, так и защитное поведение» . Наряду с ожиданием результатов поведения А. Бандура выделяет «ожидание эффективности». Ожидание результата определяется А. Бандурой как личная оценка того, что то или иное поведение должно привести к тем или иным результатам. Ожидание эффективности представляет собой убеждение в том, что индивидуум способен успешно осуществить поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов. Так, например, субъект может знать, что некоторые действия приводят к определенному результату, но может не верить в то, что сам он способен произвести эти действия. Ожидание эффективности проявляется в том, будет ли субъект что-либо предпринимать для достижения цели. Основной вклад когнитивного подхода в исследование ожиданий связан, по-видимому, с анализом ожиданий как результата социального научения. Это особенно важно в связи выделением проблемы отрицательных ожиданий, вызывающих дезадаптированное поведение. Поиск истоков и методов коррекции отрицательных ожиданий в этом контексте связывается с содержанием личного опыта, опровергающего или подтверждающего наличные ожидания. Другой подход к изучению истоков негативных ожиданий связан с исследованием влияния особенностей Я-концепции на индивидуальные особенности ожиданий . По Р. Бернсу, одна из важнейших функций Я-концепции состоит в том, что она определяет ожидания индивида, под которыми Р. Бернс понимает «представления индивида о том, что должно произойти» . Он полагает, что ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. Существенно, что Я-концепция содержит в своей структуре оценочную составляющую, связанную с отношением к самому себе или к отдельным своим качествам, которую называют самооценкой или принятием себя . В зависимости от характера самооценки, содержание ожиданий может быть положительным или отрицательным. По мнению Р. Бернса, отрицательные ожидания могут укреплять негативную самооценку, ввиду того, что они реализуются с большой вероятностью по механизму «самореализующихся ожиданий». Таким образом, отрицательные ожидания могут выступать, с одной стороны, как результат низкой самооценки и, с другой стороны, вследствие наличия обратных связей в системе как один из источников неприятия себя. В отечественной психологии исследование ожиданий связано с изучением их роли в деятельности. Так, Т. Б. Булыгина отмечает, что объектом прогноза в учебной деятельности могут выступать отношения окружающих и свое собственное отношение к результатам учебной деятельности . По ее мнению, ожидаемая оценка поступков, действий, личностных качеств становится в младшем школьном возрасте «фактором развития регуляции поведения» . По мнению Т. В. Алексеевой, «ожидания результатов деятельности являются обобщенной характеристикой личности» . Под ожиданиями она понимает психические состояния субъекта, возникающие у него перед выполнением той или иной деятельности или какой-либо коммуникативной ситуации . Т. В. Алексеева подчеркивает тесную связь ожиданий оценки с насыщенными эмоциональными состояниями (положительными или отрицательными). Тесную связь негативных ожиданий с тревожностью обнаружила А. М. Прихожан. С помощью методики незаконченных предложений она выявила ожидание неблагополучия как компонент тревожности и характеристику личности. По ее мнению, истоки ожидания неблагополучия лежат в особенностях самооценки . Таким образом, исследование личностного аспекта проявлений антиципации преимущественно связано с понятием «ожидания», которое фиксирует результат предвосхищения личностно-значимых событий. В тех случаях, когда необходимо сделать акцент на процессуальной, а не результативной стороне, мы считаем возможным использование понятия прогнозирования. Термин «прогнозирование» по сложившейся традиции используют для обозначения проявлений способности к антиципации в мыслительной деятельности , т.е. он соответствует речемыслительному уровню по классификации Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова. Этот уровень является ведущим в регуляции поведения и деятельности личности, что заставляет считать понятие «прогнозирование» наиболее адекватным для использования в данном контексте. Обзор исследований антиципации показывает, что она выступает как некоторый универсальный механизм, «универсальная функция мозга» . Аналогичную позицию занимал и С. Г. Геллерштейн, который подчеркивал, что антиципация имманентно присуща любой деятельности, а ее корни следует искать «в сфере жизненно-важных приспособительных механизмов, являющихся биологически ценными продуктами эволюционного развития» . По мнению Е. А. Сергиенко, антиципация должна рассматриваться как «универсальный механизм психической организации человека», причем феномен антиципации имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности, так как в этом понятии связываются воедино прошлые, настоящие и будущие события . Проявления антиципации на высшем уровне – уровне регуляции поведения и деятельности человека как личности являются одной из наименее изученных сторон данной проблемы в отечественной психологии. Универсальный характер функции антиципации заставляет предположить, что роль процессов прогнозирования на личностном уровне остается не менее существенной, чем на других, нижележащих уровнях. В пользу такого предположения свидетельствуют и данные зарубежных исследований, выполненных в русле когнитивного подхода и символического интеракционизма. Вместе с тем, в ходе исследования высших проявлений антиципации, по-видимому, следует учитывать принципиальное положение Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова о том, что антиципация выступает как универсальная функция мозга. Это значит, что изучение проявлений антиципации на любом уровне требует учета базовых и, следовательно, общих характеристик антиципации как функции мозга.

Список литературы:

1. Алексеева Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности (на материале старшего школьного возраста): Дис. … канд. психол. наук. – М., 1995. – 129 с.

2. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1998. – 400 с.

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка // Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С. 258 – 372.

4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Биомеханика и физиология движений. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. – С. 342 – 458.

7. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.

8. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование // Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С. 103 – 339.

9. Булыгина Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1996. – 16с.

10. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т. 3. – Л.: Издательство ЛГУ, 1981. – 324 с.

11. Геллерштейн С.Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. Март – апрель. – М., 1966. – С. 305 –316.

12. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука, 1986. – 168 с.

13. Кестер Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1976. – 21 с.

14. Колодич Е.Н. Формирование прогнозирования в процессе решения учащимися практических задач: Дис. … канд. психол. наук. – Минск, 1992. – 171 с.

15. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989. – 183 с.

16. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970. – 232 с.

17. Ломов Б.Ф. Память и антиципация // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – С. 73 – 81.

18. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 1980. – 278 с.

19. . – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.

20. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. – М.: Прогресс, 1981. – 230 с.

21. Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. – С.189 – 191.

22. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. – № 2. – 1974. – С. 115 – 122.

23. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1977. – 18 с.

24. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. – Киев: Вища шк., 1997. – 88 с.

25. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.

26. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 1979. – 352 с.

27. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дисс. в виде научного доклада … д-ра психол. наук. – М., 1997. – 118 с.

28. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 145 с.

29. Фадеев В.В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1982.

30. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. – М.: Издательство МГУ, 1978. – 112 с.

31. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.

32. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1998. – 544 с.О. А. Сычев Бийский государственный педагогический университет им. В. М. Шукшина

Часто бывает так, что наши желания и запросы не соответствуют действительному положению вещей. Особенно, когда они касаются финансовых вопросов. Не каждый в наше время может получить дорогостоящее образование в высшем учебном заведении. А тот, у кого был такой шанс, не использовал его по разным причинам: невозможно оставить должность, чтобы посещать лекции в университете, у кого-то есть определенные обязательства перед семьей. А у кого-то возникли проблемы со здоровьем, поэтому пришлось прервать начатое обучение. В таких случаях рациональным и единственным выходом является решение купить диплом о высшем образовании в России.

Такую сделку может совершить каждый гражданин нашей страны: в сети интернет очень много предложений подобного рода. Главное, грамотно подойти к выбору потенциального изготовителя, чтобы не попасть на мошенников, которые предложат вам "корочку" за символическую плату, но оставят и без документа, и без денег.

Где приобрести диплом нужного Вуза

Наша компания может предложить вам дипломы и аттестаты со всеми необходимыми печатями и росписями, выполненную на настоящих бланках ГОЗНАК. У нас вы можете заказать диплом любого указанного вами учебного заведения Российской Федерации. Квалификация и опыт наших сотрудников позволяют удовлетворить требования заказчика к оформлению и наполнению документа в полной мере.

Приняв решение о покупке, вы должны быть уверены, что она позволит решить все проблемы и реализовать намеченные планы. Мы осознаем ответственность, лежащую на нас, в решении такого деликатного вопроса, как изготовление образцов Гознак о высшем образовании. А значит, вы можете не сомневаться в качестве изготовленной продукции, ее достоверности и конфиденциальности ваших данных.

Цены на дипломы на нашем сайте

Если вы все еще планируете поступать в университет, нужно учитывать реалии нашей жизни. Прежде всего, следует отметить, что учеба на бесплатной основе сегодня - скорее исключение из правила. Не так просто поступить на бюджет, а обучение по контракту стоит немалых денег. Причем чем актуальнее и престижнее выбранная специальность, тем большую сумму придется выложить. Ни для кого не секрет, что эти суммы растут с каждым годом. Таким образом, если положить на одну чашу весов "корочку", изготовленную профессионалами, а на другую - деньги, потраченные на учебу в институте, становится ясно: выгоднее купить диплом в России соответствующий аналогу. Его стоимость вполне приемлема практически для каждого желающего.

Также стоит учитывать, что выпускники Вуза не всегда могут найти работу, поскольку руководители предприятий хотят видеть сотрудников с опытом работы. Специалистам с практическими знаниями и навыками, уже нашедшим подходящую работу, предпочтительнее приобрести документ, можно несуществующего, Вуза и строить карьеру "без отрыва от производства". А мы гарантируем легитимность образца: способность пройти проверку на подлинность.

Наши гарантии при заказе дипломов, аттестатов, справок

Если вы доверите изготовление собственное свидетельство об образовании нашей компании, мы гарантируем максимально высокий уровень качества и отсутствие замечаний со стороны работодателя. Каждый заказ изготавливается на оригинальном бланке фабричного образца согласно действующим государственным стандартам. Этим вы обеспечиваете себе экономию не только финансов, но и времени: ведь покупка - очень быстрая процедура. Вам достаточно связаться с нашими консультантами и поставить перед ними задачу. Все остальные заботы ложатся на наши плечи.

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет.

Личная информация Членов, собранная при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в «Согласии с рассылкой»

Какие данные собираются на сайте

При добровольной регистрации на получение рассылки «Инсайдер интернет предпринимателя» вы отправляете свое Имя и E-mail через форму регистрации.

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений.

Ваши имя и e-mail не передаются третьим лицам, ни при каких условиях кроме случаев, связанных с исполнением требований законодательства. Ваше имя и e-mail на защищенных серверах сервиса getresponse.com и используются в соответствии с его политикой конфиденциальности.

Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Как эти данные используются

На сайте www.сайт используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Google Analytics.

При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей.

Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет.

Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями.

Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее.

Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Заполняя форму на нашем сайте - вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности. Также вы соглашаетесь с тем, что мы имеем право разглашать ваши личные данные в следующих случаях:

1) С Вашего согласия: Во всех остальных случаях перед передачей информации о Вас третьим сторонам наша Компания обязуется получить Ваше явное согласие. Например, наша Компания может реализовывать совместное предложение или конкурс с третьей стороной, тогда мы попросим у Вас разрешение на совместное использование Вашей личной информации с третьей стороной.

2) Компаниям, работающим от нашего лица: Мы сотрудничаем с другими компаниями, выполняющими от нашего лица функции бизнес поддержки, в связи с чем Ваша личная информация может быть частично раскрыта. Мы требуем, чтобы такие компании использовали информацию только в целях предоставления услуг по договору;им запрещается передавать данную информацию другим сторонам в ситуациях, отличных от случаев, когда это вызвано необходимостью предоставления оговоренных услуг. Примеры функций бизнес поддержки: выполнение заказов, реализация заявок, выдача призов и бонусов, проведение опросов среди клиентов и управление информационными системами. Мы также раскрываем обобщенную неперсонифицированную информацию при выборе поставщиков услуг.

3) Дочерним и совместным предприятиям: Под дочерним или совместным предприятием понимается организация, не менее 50% долевого участия которой принадлежит Компании. При передаче Вашей информации партнеру по дочернему или совместному предприятию наша Компания требует не разглашать данную информацию другим сторонам в маркетинговых целях и не использовать Вашу информацию каким-либо путем, противоречащим Вашему выбору. Если Вы указали, что не хотите получать от нашей Компании какие-либо маркетинговые материалы, то мы не будем передавать Вашу информацию своим партнерам по дочерним и совместным предприятиям для маркетинговых целей.

4) На совместно позиционируемых или партнерских страницах: Наша Компания может делиться информацией с компаниями-партнерами, вместе с которыми реализует специальные предложения и мероприятия по продвижению товара на совместно позиционируемых страницах нашего сайта. При запросе анкетных данных на таких страницах Вы получите предупреждение о передаче информации. Партнер использует любую предоставленную Вами информацию согласно собственному уведомлению о конфиденциальности, с которым Вы можете ознакомиться перед предоставлением информации о себе.

5) При передаче контроля над предприятием: Наша Компания оставляет за собой право передавать Ваши анкетные данные в связи с полной или частичной продажей или трансфертом нашего предприятия или его активов. При продаже или трансферте бизнеса наша Компания предоставит Вам возможность отказаться от передачи информации о себе. В некоторых случаях это может означать, что новая организация не сможет далее предоставлять Вам услуги или продукты, ранее предоставляемые нашей Компанией.

6) Правоохранительным органам: Наша Компания может без Вашего на то согласия раскрывать персональную информацию третьим сторонам по любой из следующих причин: во избежание нарушений закона, нормативных правовых актов или постановлений суда;участие в правительственных расследованиях;помощь в предотвращении мошенничества;а также укрепление или защита прав Компании или ее дочерних предприятий.

Вся личная информация, которая передана Вами для регистрации на нашем сайте, может быть в любой момент изменена либо полностью удалена из нашей базы по Вашему запросу. Для этого Вам необходимо связаться с нами любым удобным для вас способом, использую контактную информацию, размещенную в специальном разделе нашего сайта.

Если Вы захотите отказаться от получения писем нашей регулярной рассылки, вы можете это сделать в любой момент с помощью специальной ссылки, которая размещается в конце каждого письма.

Антиципация - предвосхищение, смысловая догадка, предугадывание событий.
Явление антиципации возможно в случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.
При обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов.
В этом разделе вы найдете подборку текстов для тренировки.

Чтение текста с перемешанными буквами

Текст с перемешанными буквами возможно читать только на большой скорости. Если читать такой текст по буквам, то, скорее всего, содержание останется скрытым. Если же скользить взглядом по тексту, то понимание будет на высоком уровне.

1. КОШКА И ЁЖИК

шриПли дети модой из леса и ирпнесли модой ежа шоКка руМка цап его алпой Ёж ыбстро япрстал голову и аыстввил свои отсрые илогки околУла окшка лапу и ушла в угол Мрука тсала аизлть лапу а на ежа не ларесмот

2. НА ЛЬДИНЕ

Нустапила всена На реке пшоёл лёд На ебрегу было онмго раноду Все рмотсели как идёт лёд Врдуг все увиадли на доной дьлине сбоаку Она лажобно выла Витя савхтил днилный габор и азцепил лдьину Витя тьхонико поятнул иьдлну к беергу гоКда льидна была у бреега сбоака оосксчила на змелю

3. ГАДЮКА

Вася пшоёл с тоцом на сенкоос С ним была его внреая сбоака оПлкан Отец сокил ртаву а Вася елжал на сене рдВуг из сена влпоызла змея Вася успигался и зкаричал Пклоан брлсиося на гдаюку и ечрез уинмту зарорвал её на ксуки

4. УТКА И УТЯТА

Было лето Юра и Яша шли по ебрегу оезра Врдуг зи-за ксута ывлетела утка Юра и Яша допошли к сукту -зИпод ксута выбжеали маьенлкие уятта и пбоежали к еатмри Они ещё не уемли латеть Мальички тсали омстреть что бдует ьалдше Утка спуатилссь в воду и поылпла Она ркякала и взала утят тУята один за дргуим ипустслись в воду Они лоппыли за уктой

5. ХРАБРЫЙ ЁЖ

Был в лесу сратый пень Тут в пудле ёж дселал генздо В нгездо он нстаакал ртавы атСло етпло и мгяко Днем ёж спал а врчееом ывходил на хооту Вот наутспил вчеер Еж порснулся и опшёл исакть пищу Не ншаёл чинего и идёт модой рдВуг он вуидел змею Ёж блосирся не неё Змея еашипзла и иросблась на ежа Ёж не бтиося змей Он рзаорвал змею и стал нжиуать

Чтение текста задом наперед

Упражнение тренирует внимание при чтении, учит воспринимать слово как картинку, а не отдельные буквы. Поймайте ощущение легкости, которое возникает при переходе от чтения справа на лево на обычный режим и скорость чтения будет расти. Тренируйтесь до тех пор, пока не добьетесь ситуации, когда не важно в каком режиме идет чтение.

1. ВОРОНА

алетеЛ аноров дан мером, тиртомс: кар тезлоп - пах!оге И алсеноп в сел, ыботч, ьсишвесу ьдубин-едг ан ектев, окьнешорох ьтисуказ. тидиВ кар, отч ястидохирп ьтадапорп, и тировог еноров:

йЭ, аноров! аноров ланЗ я огеовт ацто и юовт ьтам - еынвалс илыб - !угУ - алитевто аноров, ен яавырксар атр И веьтарб и ретсес хиовт юанз: отч аз еырбод илыб. аД есв еж ьтох ино и еишорох, а ебет ен янвор. енМ ястеадс, отч еенмузар ябет огокин тен ан етевс. ьсиливарноП итэ ичер еноров; алункрак ано ов ьсев тор и алитсупу акар в ером.

2. О МУРАВЬЯХ

нидО зар я алширп в юуводалк ьтатсод яьнерав. Я алязв укнаб и аладиву, отч ясв акнаб анлоп имяьварум. иьваруМ илазлоп и в енидерс, и ухревс икнаб, и в момас еьнерав. Я алуныв хесв вёьварум йокчежол, алемс могурк с икнаб и аливатсоп укнаб ан ююнхрев уклоп. аН йогурд ьнед, адгок я алширп в юуводалк, я аладиву, отч иьварум с улоп илзлопирп ан ююнхрев уклоп и ьтяпо илзлопаз в еьнерав. Я алязв укнаб, ьтяпо алитсичо, алазявбо йоквёрев и алисевирп ан кидзовг к уклотоп. адгоК я алидоху зи йоводалк, я алертомсоп ёще зар ан укнаб и аладиву, отч ан йен яслатсо нидо йеварум, но орокс лагеб могурк оп екнаб. Я ьсаливонатсо ьтертомсоп, отч но тедуб ьталед. йеваруМ лагебоп оп улкетс, мотоп лажебоп оп еквёрев, йороток алыб аназявбо акнаб, мотоп лажебв ан укчовёрев, йороток алыб аназявирп акнаб. лажебВ ан колотоп, с аклотоп лажебоп оп енетс зинв и ан лоп, едг олыб огонм вёьварум. онреВ, йеварум тотэ лазакссар мигурд, оп йокак егород но лёширп зи икнаб, умотоп отч сачйес еж огонм вёьварум илшоп гурд аз могурд оп енетс ан колотоп и оп екчовёрев в укнаб, оп йот еж йомас егород, оп йороток лёширп йеварум. Я алянс укнаб и аливатсоп ёе в еогурд отсем.

3. КАК ВОЛКИ УЧАТ СВОИХ ДЕТЕЙ

Я лёш оп егород и идазс ябес лахылсу кирк. лачирК хутсап-кичьлам. нО лажеб мелоп и ан от-огок лавызакоп Я ледялгоп и ладиву - оп юлоп тугеб авд аклов: нидо йырётам, йогурд йодолом. йодолоМ сён ан енипс огонназераз акнёнгя, а имабуз лажред оге аз угон. йырётаМ клов лажеб идазоп адгоК я ладиву воклов, я етсемв с мохутсап лажебоп аз имин, и ым илатс ьтачирк. аН шан кирк илажебирп икижум с имакабос каК окьлот йыратс клов ладиву кабос и доран, но лажебдоп к умодолом, литавхыв у оген акнёнгя, луникереп ебес ан унипс, и або аклов илажебоп еерокс и ьсилыркс зи залг адгоТ кичьлам латс ьтавызакссар, как олыб олед: зи агарво личоксыв йошьлоб клов, литавхс акнёнгя, лазераз оге и сёноп учертсваН лажебыв коночлов и яслисорб к укнёнгя. йыратС ладто итсен акнёнгя умодолом уклов, а мас екгелан лажебоп елзов окьлоТ адгок алширп адеб, йыратс ливатсо еьнечу и мас лязв акнёнгя.

Чтение текста без коротких слов

Почти любой текст содержит примерно 75% избыточной информации (вы можете легко убедиться в том, прочитав телеграфные письма). При чтении каждого слова мы сознательно ограничиваем свою скорость! – ведь на каждую порцию полезной информации приходится три порции «шума». Человек, не читает текст по словам или по буквам. Он отгадывает смысл текста. Короткие слова, междометия, союзы - являются реперами текста. Они указывают где нужно остановится и получить эмоцию.

Попробуйте прочитать текст без коротких слов. Подумайте, если вы уберете из текста (не будете читать) короткие слова, то текст сократится почти в два раза. Значит и скорость чтения возрастет в два раза. Конечно, такая математика не всегда приемлема - и мы с этим согласимся.

Определять скорость чтения текста по часам - пустая трата. Главное не сколько вы времени читали текст, а как полно его поняли и как полно используете в дальнейшей жизни.

1. РОЗОВЫЙ САД
Однажды крестьянин никогда видевший много роз слышавший этих прекрасных цветах узнал городом есть розовый сад решил пойти посмотреть чудо Однако придя обнаружил только колючие кусты садовник здесь работает? Подумал Разве таких условиях может вырасти хорошее? И он решил исправить положение Взяв ножницы посрезал "колючие кустарники" собирался было начать выкорчевывать пришёл садовник который увидев происшедшее закричал "Что делаешь безумный"! "Как что? Разве видишь помогаю тебе очистить колючих зарослей чтобы мешали расти твоим розам" недоумённо сказал крестьянин "Глупец" воскликнул садовник чуть погубил Ведь колючие кустарники есть розы". Сергей Шепель

2. ЧЕРНИЛА

письменном столе стопкой лежали одинаковые листы чистой бумаги однажды один оказался сплошь исписанный крючочками черточками завитками точками Видимо кто-то взял перо обмакнув чернила исписал листок словами разрисовал рисунками Зачем тебе понадобилось подвергать меня такому неслыханному унижению? - сердцах спросил опечаленный листок стоявшей столе чернильницы Твои несмываемые чернила запятнали белизну испортили бумагу навек! Кому теперь такой буду нужен? - Не ту тужи! - ласково ответила чернильница Тебя вовсе хотели унизить запятнали лишь сделали нужную запись теперь простой клочок бумаги написанное послание Отныне хранишь мысль человека этом твое прямое назначение великая ценность Добрая чернильница оказалась права Прибираясь как-то письменном столе человек увидел беспорядочно разбросанные пожелтевшие времени листки собрал хотел было бросить горящий камин вдруг заметил самый "запятнанный" листок Выбросив ненадобностью запылившиеся бумажки человек бережно положил исписанный листок ящик стола дабы сохранить послание разума

Чтение без букв

В тексте есть «лишние буквы», в тексте есть и «лишние слова». Положите полоску бумаги на книгу так, чтобы полоска накрывала 4-6 букв. Попробуйте прочитать. Скорее всего, понимание текста останется на том же уровне, как если бы Вы читали текст, не закрытый полоской бумаги. Эти примеры говорят о том, что текст обладает большой избыточностью. При чтении совсем не обязательно вчитываться в каждую букву и каждое слово – часть слов можно просто опускать. Это не уменьшит понимание текста.

Многие авторы, прежде чем излагать суть, должны сломать психологический лед предубежденности по отношению к своим идеям. Читатель может быть не подготовлен к восприятию новых идей или иметь внутреннее сопротивление восприятию информации. Поэтому автор подбирает вводные слова, строит психологический мостик к слушателю. Он не вываливает смысл сразу, а пытается завернуть факты в удобную для читателя обертку.

Попробуйте понять главную идею текста.

1. КРОТ

Кр.т л.б.л бр.д.ть п. пр.хл.дн.м п.д..мн.м х.д.м к.т.р.. пр.р.л. . в.ч.ст.л. .г. р.д.т.л. . д.д. Он вз.б.р.лс. н. в.рхн.. г.л.р.. . сп.ск.лс. вн.. гд. н.х.д.л.сь кл.д.в.. с..п.с.м. съ.стн.г. впр.к

Обсл.д.. св.. вл.д.н.. . б.г.тств. .н.бн.р.ж.л.дн.жд. н..н.к.м.й л.. . р.ш.л..н.ть к.д. .н в.д.т

Ост.н.в.сь! - п.сл.ш.лс. пр.д.ст.р.г..щ.й г.л.с - Эт.т п.ть.п.с.н

Н. дв.ж.м дв.ж.м.й л.б.п.тств.м кр.т п.л. вс. в.ш. . в.ш. , н.к.н.ц р.ск.д.в л.п.м. ..мл. .в.д.л г.л.б..-пр.г.л.б.. б..дн. , .ткр.вш..с. п.р.д н.м Н. .т. б.л. п.сл.дн.. чт. б.дн.г. .в.д.л в ж..н. Ярк.й л.ч с.лнц. .д.р.л в п.дсл.п.в.т.. гл...-щ.л.чк. . .сл.п.л кр.т.

В.т т.к ж. . л.жь м.ж.т ж.ть пр.п.в..ч. т.льк. х.р.н.сь в.кр.т.. Едв. .н. п..вл..тс. н. св.т к.к т.тч.с.м.р..т.сл.пл.нн.. пр.вд.й

2. ГУСЕНИЦА

Пр.л.пн.в к л.ст.чк. г.с.н.ц. с.нт.р.с.м н.бл.д.л. к.к н.с.к.м.. п.л. пр.г.л. ск.к.л. б.г.л. н.п.р.г.нк. л.т.л. Вс. в.кр.г б.л. в п.ст..нн.м дв.ж.н.. И л.шь.дн.й.й б.дн.г. .тк...н. б.л. в г.л.с. . н. д.н. н. б.г.ть н. л.т.ть С пр.в.л.к.м тр.д.м.н. м.гл. т.льк. п.л..ть И п.к. г.с.н.ц. н..кл.ж. п.р.б.р.л.сь с.дн.г. л.стк. н. др.г.й.й к...л.сь чт. .н. с.в.рш..т кр.г.св.тн.. п.т.ш.ств.. И вс. ж. .н. н. с.т.в.л. н. с.дьб. . н.к.м. н. ..в.д.в.л. с..н.в.. чт. к.жд.й д.лж.н..н.м.тьс. св..м д.л.м В.т. .й г.с.н.ц. пр.дст..л. н..ч.тьс. тк.ть т.нк.. ш.лк.в.. н.т. чт.б. .. н.х св.ть дл. с.б. пр.чн.й д.м.к-к.к.н Б.. л.шн.х р.сс.жд.н.й г.с.н.ц. ст.р.т.льн. пр.н.л.сь.. р.б.т. . к н.жн.м. ср.к. .к...л.сь.к.т.нн.й с н.г д. г.л.в. в т.пл.й к.к.н - А д.льш. чт.? - спр.с.л. .н. .тр...нн.. в св..м.кр.т.. .т.ст.льн.г. м.р. - Вс.м. св.й ч.р.д! - п.сл.ш.л.сь.й в.тв.т - Н.б.р.сь н.мн.г. т.рп.н.. . т.м.в.д.шь К.гд. н.ст.л. п.р. . .н. .чн.л.сь т. .ж. н. б.л. пр.жн.й н.п.в.р.тл.в.й г.с.н.ц.й Л.вк. в.св.б.д.вш.сь.. к.к.н. .н. с.д.вл.н..м..м.т.л. чт. . н.. .тр.сл. л.гк.. кр.л.шк. щ.др. р.скр.ш.нн.. в.рк.. цв.т. В.с.л. в.м.хн.в.м. .н. сл.вн. п.ш.к всп.рхн.л. с л.стк. . п.л.т.л. р.ств.р.вш.сь в г.л.б.й д.мк.

4. СВЯЩЕННИК И ФЕРМЕР

Св.щ.нн.к с р...ч.р.в.н.. .бн.р.ж.л чт. вс. .г. п.ств. - .т. .д.н - .д.нств.нн.й ф.рм.р Р..м.шл.. . т.м сл.д..т л. .м. пр.в.д.ть сл.жб. .н р.ш.л спр.с.ть мн.н.. св..г. пр.х.ж.н.н. - Есл. . н.с. св..м к.р.м в.др. пш.н. - н.ч.л ф.рм.р - . пр.х.д.т т.льк. .дн. к.р.ц. . н. .ст.вл.. .. г.л.дн.й - л.г.чн. ..кл.ч.л.н Тр.н.т.й. в..д.ш.вл.нн.й.т.й пр.ст.й.н.л.г..й св.щ.нн.к в..бр.лс. н. к.ф.др. . пр...н.с.м.ц..н.льн.. . дл.нн.. пр.п.в.дь - В.м п.нр.в.л.сь сл.жб.? - спр.с.л.н п. .к.нч.н.. пр.п.в.д. - К.гд. пр.х.д.т т.льк. .дн. к.р.ц. - р..др.ж.нн. .тв.т.л ф.рм.р - . н. ск.рмл.в.. .й вс. в.др.

Чтение текстов с пропущенными словами

1. МАХНЕМ НЕ ГЛЯДЯ?

Мало кто, кроме Тома Сойера, пытался … искусство из простого натурального обмена. Но подлинным … героя Марка Твена стал канадец Кэйл Макдональдс.

Год подряд он менял «шило на …», начав с большой красной скрепки. Ее 26-летний Макдональдс «махнул» – через Интернет! – на авторучку в … рыбы.

Последнюю Кэйл обменял на походный примус, примус – на электрогенератор; генератор … место пустой пивной бочке с неоновой надписью «Будвайзер», которую Макдональдс стал … в Интернете, как «набор для вечеринки с пивной бочкой».

Стоит ли …, что один любитель вечеринок вскоре расстался ради бочки со своим снегоходом?

Запахло серьезным бизнесом.

Снегоход был … на тур в Британской Колумбии, тур – на микроавтобус.

Затем были: вечер с рок-… Элом Купером, уникальный глобус, роль в новом полнометражном фильме. А роль удачливый обменщик «махнул» на двухэтажный … в Саскачеване!

Вокруг Света, 21.04.2011 .

2. МУРАВЬИНЫЙ КОРОЛЬ

Во всем … к китайской нетрадиционной медицине проявляется повышенный ….

На этом интересе и решил заработать … Поднебесной Ван Чжень Дунь. Он решил … на муравьях.

Известно, что муравьиная кислота действительно … в некоторых случаях, но китаец объявил, что … целебны и кислота, и сами муравьи.

Затратив пару миллионов долларов на … и партию сушёных муравьев, он … своей идеей несколько сотен партнеров в Европе и США.

Собственно, он … не только товар, но и «запатентованную технологию … вина, чая и медицинских лекарств из взрослых муравьёв».

В некоторых районах Китая муравьёв действительно … в чай и спиртные напитки в качестве натурального … от болезней

Ван продавал упаковки муравьёв по 1300 долларов. Более 10 тысяч человек … почти 100 тысяч контрактов с компанией Вана.

Предприимчивому китайцу удалось … почти 400 миллионов долларов. «Годика через четыре я бы … Билла Гейтса» – заявил муравьиный король полицейским.

Вокруг Света, 06.04.2011 г

Скачать тексты для тренировки

Помните старый анекдот? Сидит на лавочке интеллигент, читает "Войну и мир". Подходит к нему простой мужичок и вздыхает: "Экая у тебя книга-то сложная..." "Почему сложная" - удивляется интеллигент. "Ну как же - отвечает мужичок, - вона в ней сколько слов..."

Конечно, для нас с вами количество слов в тексте - не главный показатель его сложности. Но как ни крути, чем слов больше, тем дольше нам предстоит их читать. А лишнего времени сегодня ни у кого нет. И естественно возникает соблазн начать читать "по верхам", перескакивая, пропуская слова. Всю нашу школьную жизнь нас ругали за такое чтение, говорили, что читать нужно внимательно, вдумчиво - а между тем в "перескакивании" есть рациональное зерно.

Дело в том, что не все слова в деловом или учебном тексте одинаково ценны. Есть слова, несущие смысловую нагрузку, а есть связки, переходы и прочая "вода".По статистике на смысл в приходится около 70-75 % слов, а на воду - остальные 30-25%. И если мы научимся пропускать воду, то количество слов в тексте для нас уменьшится почти на треть, а значит и времени на чтение потребуется меньше.

Существует прием, позволяющий человеку читать быстрее, пропуская "воду" - этот прием называется антиципацией. Суть антиципации в том, чтобы по уже прочитанному предугадывать, что будет дальше, узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам и домысливать остальное.

В переводе с латинского "антиципация" (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин "антиципация" ввел в психологию в 1880г. немецкий ученый Вильгельм Вундт. Он понимал под этим термином способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

Способность к антиципации, в том числе антиципации при чтении, можно тренировать. У хорошо тренированного читателя процесс чтения напоминает игру "Угадай мелодию". По нескольким начальным буквам он угадывает все слово, а по нескольким начальным словам - всю фразу, а по нескольким фразам - смысл всего абзаца или раздела.

Например, человек читает текст о здоровом образе жизни. Встретив слова "поддерживать" и "физическую", он догадывается, что речь идет о поддержании физической формы - и само слово "форму" ему читать уже не нужно. Естественно, что процесс чтения идет у него быстрее.

Как же научиться антиципации, развить в себе эту способность, натренироваться? Здесь вам помогут упражнения на прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу; на восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей); на составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный), предыдущего читательского опыта.

В нашем сегодняшнем выпуске мы решили предложить вам одно из таких упражнений. Перед вами текст, в котором пропущены слова в начале и в конце каждого предложения. Прочитайте этот текст и постарайтесь восстановить пропущенные слова по смыслу. Не старайтесь угадать их дословно. Ваша задача -- уловить смысл текста в целом. Приготовились? Начали.

Кстати я ***, что к моим *** и родным я еще не *** с визитом. Объездив *** домов, истратив почти все свои визитные ***, я *** карету у Петровского бульвара и *** с намерением дойти *** до Рождественского монастыря; невольно я *** на каждом ***, *** былое и любуясь *** Москвы, которые *** такими живописными после *** петербуржских ***, вытянутых в шеренгу. *** переулок на Трубе *** в гору, по которой *** были *** домики, построенные *** всем *** архитектуры и, может быть, потому еще более ***; их *** веселила меня в детстве и теперь снова *** меня своею прихотливою ***. По ***, едва огороженным, *** деревья, а между *** развешаны были разные *** принадлежности; над *** в три этажа и в одно окошко, *** красною ***, возвышалась огромная *** решетка в виде голубятни, которая, казалась, *** весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня *** удивления; я *** очень хорошо этот ***; с тех пор он нимало не ***, только с бока приделали новую *** в один *** и как будто нарочно выкрасили желтою ***; с нагорья была видна *** двора; по нему величаво ходили *** птицы, и многочисленная *** весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я *** на этот *** другими ***, видел ясно всю *** и безвкусие его ***, но, несмотря на то, вид его *** в душе такие ***, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские ***, которые, кажется, готовы расшаркаться по *** вместе с *** и которые, подобно своим ***, так опрятны, так скучны и ***.

(В. Ф. Одоевский "Косморама")

Прочитали? Отгадали смысл? Проверьте себя. Ниже мы предлагаем полный текст без пропущенных слов. Еще раз напоминаем, что если вы не отгадали фразу дословно, это не страшно. Важно уловить смысл.

Кстати я вспомнил, что к моим знакомым и родным я еще не являлся с визитом. Объездив кучу домов, истратив почти все свои визитные билеты, я остановил карету у Петровского бульвара и вышел с намерением дойти пешком до Рождественского монастыря; невольно я останавливался на каждом шагу, вспоминая былое и любуясь улицами Москвы, которые кажутся такими живописными после однообразных петербуржских стен, вытянутых в шеренгу. Небольшой переулок на Трубе тянулся в гору, по которой рассыпаны были маленькие домики, построенные назло всем правилам архитектуры и, может быть, потому еще более красивые; их пестрота веселила меня в детстве и теперь снова поражала меня своею прихотливою небрежностию. По дворам, едва огороженным, торчали деревья, а между деревьями развешаны были разные домашние принадлежности; над домом в три этажа и в одно окошко, выкрашенным красною краскою, возвышалась огромная зеленая решетка в виде голубятни, которая, казалась, придавливала весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня предметом удивления; я знал очень хорошо этот дом; с тех пор он нимало не переменился, только с бока приделали новую пристройку в один этаж и как будто нарочно выкрасили желтою краскою; с нагорья была видна внутренность двора; по нему величаво ходили дворовые птицы, и многочисленная дворня весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я глядел на этот дом другими глазами, видел ясно всю нелепость и безвкусие его устройства, но, несмотря на то, вид его возбуждал в душе такие чувства, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские дома, которые, кажется, готовы расшаркаться по мостовой вместе с проходящими и которые, подобно своим обитателям, так опрятны, так скучны и холодны.

(В. Ф. Одоевский. Косморама)

Это упражнение - своего рода пример. Успешно справившись с ним и уяснив принцип развития навыка антиципации вы сможете создавать для себя новые и новые упражнения самостоятельно. И вскоре заметите, что тратите меньше времени на чтение деловых и учебных текстов - и больше на то, что вам действительно нравится.