Моторные масла. Характеристики и разновидности

Немного интересных фактов о моторных маслах...

Существует такое понятие, как базовое масло, это первое и самое объемное, что входит в готовый продукт. Базовые масла бывают нескольких групп.

На данный момент в мире по объему производства на первом месте идут масла первой и второй группы . Это минеральные масла грубой очистки и минеральные масла высокой степени очистки. На цвет это желтая жидкость. Во второй группе она стремится к более прозрачным оттенкам. Обе эти группы делаются из нефти.

Преимущества тут простые:

  • низкая стоимость производства;
  • низкая стоимость готового продукта для покупателя.

А минусы – низкие эксплуатационные показатели. Такие как температура застывания, наличие примесей, высокая зернистость, слабая пленка, склонность к угару, шлакообразование, и конечно же низкий срок службы.

На данный момент, минеральные масла первой и второй групп применяются всё реже и реже для моторных масел легковых автомобилей. А обычно минеральные масла идут с индексом вязкости 10W-30, 15W-40.

Третья группа.

Обычно в обиходе привычно называть её синтетикой . Это прозрачная на вид жидкость практически не содержит примесей. Молекулярный ряд ровный, что лучше сказывается на параметрах по трению. Но третья группа хоть и называется синтетикой, но по факту таковой не является.

При производстве третьей группы используется вторая группа масел. То есть минеральные масла. Но они проходят сложный процесс гидрокрекинга, где при помощи водорода в технологическом процессе минеральное масло максимально очищается и приближается по своим характеристикам к настоящим синтетическим маслам. Хоть третья группа и создана из второй группы, минералки, но она значительно отличается и на данный момент является самой распространённой в мире при производстве моторных масел для современных двигателей.

Четвертая группа.

Это уже максимально приближенные к настоящей синтетике масла в сложных химических установках. Сшиваются в цепочки углеводородов получаемых из природного газа. По итогам получаются полиальфаолефины. Эти базовые масла дороже всех прошлых трёх групп. А их характеристики превосходят первые три группы. Чистые масла четвертой группы не застываю вплоть до -70 градусов. Масляная плёнка максимально прочна и само масло стойко к окислению и высоким температурам.

Пятая группа.

Это и есть самая настоящая синтетика и сложные эфиры. В эту группу входит множество разных масел. Самые распространенные для моторных, это эстеровые масла. Они практически не применяются в производстве моторных масел из-за своей дорогой цены и сложности в производстве.

Во всем мире не более трех процентов выпускаемых моторных масел имеют в составе эстеры. А обычно это от 5 до 30 процентов объема от готового продукта. Использовать эстеровые масла как 100% базу для масел будет уже, скорее, отрицательным эффектом, чем положительным.

Эстеровые масла имеют полярно заряженные молекулы, что позволяет маслу налипать или, можно сказать, примагничиваться к металлическим деталям двигателя. В итоге, на нужных поверхностях всегда сохраняется масляная пленка, а особенно это важно при первом пуске непрогретого двигателя.

Теперь расскажем, что происходит дальше, когда производитель выбрал из каких групп или одной группы делается будущее моторное масло. Если мы хотим получить обычную полусинтетику, то берётся около 70% минерального масла или около 30% синтетического, а затем, добавляется пакет присадок, около 10-15% от общего объема масла. Вот тут мы и остановимся подробнее.

Пакет присадок, это группа разных присадок к моторным или другим маслам. Каждая присадка выполняет свою важную функцию. Обычно в пакет присадок входят антиокислительные присадки, антипенные присадки, модификаторы трения, антифрикционные присадки, загущающие присадки, дисперсионные присадки, моющие, диспергирующие присадки и другие.

В мире, на данный момент, современные пакеты присадок для моторных масел выпускает всего четыре производителя. А производители готового моторного масла закупают эти пакеты присадок и используют в своих продуктах. Castrol, Shell, LukOil, Liqui Moly, Motul и многие другие используют сторонние пакеты присадок.

Сам процесс производства моторного масла выглядит как сложный, технологический процесс смешивания, где под разными температурами в разные промежутки времени подаются компоненты в виде базового масла и присадок. Далее они перемешиваются по заданной программе и рецептуре, с чего и получается готовое моторное масло.

В этом процессе на качество готового продукта влияет абсолютно каждая составляющая. Чем меньше производитель экономит на сырье и процессе, тем лучше моторное масло получается из вышеперечисленных групп.

Теперь можно рассказать о том, из чего же делаются масла, которые представлены сейчас на рынке.

Полусинтетические масла.

Все просто. Эти масла содержат обычно первую или вторую группу минеральных масел. А также и синтетический компонент. Но почти всегда это третья, гидрокрекинговая группа. Соотношение содержания, обычно, 70% минерального масла и 30% синтетического. К полученной смеси базовых масел добавляется пакет присадок.

Эти моторные масла подходят для большинства автомобилей, если производитель не предъявляет каких-то особенных требований к маслу.

Типичные представители этой группы масел: , .

Синтетические масла 3-й группы .

Это самый распространенный продукт, для современных моторов. Обычно они начинаются с вязкостей 5W-20, 5W-30 и 5W-40 и так далее. Но будьте бдительны, бывают и полусинтетические масла с вязкостью 5W-30 и 5W-40. На этикетке должно быть написано SEMI-SYNTETIC. А если этого не написано, обращайте внимание на цену.

Синтетические масла третьей группы, не могут стоить ниже 1400 рублей за канистру 4 литра, на данный момент. В отличии от полусинтетик, данные масла обладают более высоким сроком жизни, меньше окисляются, больше держат нагрузки.

Не стоит ездить более 12 000 километров, это чревато для вашего двигателя, даже если производитель предписывает ездить все 15000, а то и 20000. Это лишь маркетинговая уловка. Производителю главное, чтобы ваш мотор отъездил гарантированный срок, а дальше, желательно, чтоб вы покупали новый автомобиль.

Синтетические масла третьей группы это , .

Синтетические масла на основе 4-й группы.

Такие масла уже встречаются гораздо реже. Они дороже в себестоимости и поэтому малораспространенны. Что на упаковке масла третьей группы, что на упаковке масла четвертой группы, написано синтетика. В итоге для обычного покупателя, это одинаковые масла. От чего покупатель выбирает масло подешевле и покупает третью группу. А разница в цене, обычно, минимум, в два раза.

Данные масла в основном добавляют в общий объем, чего вполне достаточно, чтобы повысить свойства готового продукта. Масло четвертой группы, обычно, можно отличить по индексу 0W-20, 0W-30, 0W-40 и так далее. Также, на этой группе делают и другие вязкости – 5W-40, 5W-30 и прочие. Бывают даже 10W-40, но это большая редкость.

Масла с добавлением эстерового компонента.

Данные масла делятся обычно на смеси третьей и четвертой групп с добавлением эстерового компонента от 5 до 30%. По своей цене, это самые дорогие и самые менее распространенные масла. Но они обладают наилучшими характеристиками и максимально защищают двигатель при любых условиях эксплуатации.

В последнее время появились экспериментаторы, которые находят отдельно чистый эстеровый компонент и добавляют в свой мотор к залитому маслу в пропорции 10%. Конечно, ни к чему хорошему это не приводит. Не забывайте, что при добавлении чего-либо к своему маслу в таких объемах вы меняете его свойства – разжижаете. Разжижаете присадочный пакет. Меняете вязкость. И что получится в итоге? Никому не известно. Двигатель будет работать. Но вопрос останется - как долго.

"Расскажите, в чем отличия между моторными маслами из различных категорий классификации API ?"

Американский институт нефти (API) классифицировал базовые масла, распределив их на пять категорий (API 1509, Приложение E). Первые три группы, это масла произведенные из сырой нефти. Группа IV содержит полностью синтетические базовые масла из полиальфаолефинов. Группа V для всех других базовых масел, не включенных в группы I по IV.

Группа I

Масла классифицируются, как состоящие из насыщенных молекул менее чем на 90%. В них много серы > 0,03%. Диапазон вязкости от 80 до 120. Температурный диапазон для этих масел составляет от 0°С до 65°С. Базовые масла первой группы рафинируют с помощью растворителей - это самый простой и дешевый процесс очистки. Именно поэтому масла из этой группы являются самыми дешевыми базовыми маслами на рынке.

Группа II

Базовые масла группы II состоят на 90 процентов из насыщенных молекул. В них менее чем 0,03 процента серы и индекс вязкости от 80 до 120. Их часто изготавливают путем гидрокрекинга, который представляет собой более сложный процесс рафинирования, чем тот, который используется для очистки масел группы I. Так как все углеводородные молекулы этих масел являются насыщенными, базовые масла из второй группы обладают лучшими антиокислительными свойствами. Они также имеют более прозрачный цвет. Эти масла очень распространены на рынке сегодня, и стоят не намного дороже чем масла I группы.

Группа III

Базовые масла 3-й группы состоят больше, чем на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом молекул. Содержание серы в них менее 0,03% а индекс вязкости выше 120 единиц. Эти масла очищены намного лучше чем базовые масла 2-й группы благодаря процессу гидрокрекинга . Этот длительный процесс специально предназначен для получения максимально чистого базового масла из нефти. Многие специалисты описывают его как синтезированные углеводороды. Как и базовые масла группы II, гидрокрекинговые масла становятся все более распространенными.

Группа IV

Уважаемые посетители! При желании, в форме ниже Вы можете оставить свой комментарий. Внимание! Рекламный спам, сообщения не относящиеся к теме статьи, оскорбительного или угрожающего характера, призывающие и/или расжигающие межнациональную вражду будут удалены без объяснений

Моторные масла ДВС легковых дорожных автомобилей. Часть1
Марченко В.В. 2015г.

Моторные масла и их применимость остается актуальной темой для отечественных автовладельцев, учитывая повальную неграмотность в этом вопрос технического персонала автосервиса и продавцов-консультантов торговых сетей. Полная закрытость производителей ГСМ, похоже, вполне устраивает автопроизводителей. Меньше знаний меньше вопросов! Таких как: почему вдруг в 2009г стали использовать маловязкие масла, вплоть до SAE 0W20 вместо стандартного SAE 0W40 даже на традиционных ДВС разработки 80-90х годов. Чем расплачиваются автовладельцы за подобный «фокус»?
Задача настоящей статьи дать базовую информацию по классификации и применимости моторного масла к типу ДВС. Надеюсь, что статья будет познавательна для автовладельцев, автомехаников и продавцов запчастей. Для доступа к техническими тренингами для технических тренеров, автомехаников и мастеров-консультантов сервисов необходимо обратиться в личную почту. .

В этой ситуации тема - масло какого бренда лучше или хуже, является второстипенной. Для её обсуждения и выбора моторного масла для конкретного ДВС, понимания какой продукт вам продают, необходимо знать: масло какой классификация по вязкости- SAE и классификация по эксплуатационным свойствам –АСЕА, для какого типа двигателя и для каких условий эксплуатации необходимо использовать. Например, масло классификации по вязкости SAE 5W30 может быть различной классификации по эксплуатационным свойствам (качеству-жаргон): АСЕА А1/В1; АСЕА А3/В4; АСЕА С2 или АСЕА С3. Каждому классу будет соответствовать свои: базовое масло и пакет присадок, физикохимические характеристики, межсервисный пробег, износостойкость, назначение по применению, тип и нагруженность двигателя. А значит, при одном классе вязкости, применимость будет разная для моторных масел с разной классификацией по эксплуатационным свойствам-АСЕА. Таким образом -Указание вязкости масла по SAE не дает никакой информации об эксплуатационных свойствах моторного масла. Поэтому лаконичный ответ технического специалиста сервиса, типа «залито масло ноль-тридцать» не дает представление об эксплуатациоонных свойствах масла. При замене масла на бирке в моторном отсеке должно быть указано дата, пробег в км на котором произведена замена масла, марка моторного масла, вязкость по SAE, но и классификация АСЕА. Требуйте именно такого заполнения бирки замены масла.
На лицевой стороне упаковки масла указывает торговое название продукта (по традиции может включать вязкость масла по SAE. Например: Mobil 1 ESP 0W-40), а на тыльной стороне упаковки собственно класс вязкости SAE XW-XX (например: SAE 0W40), класс по эксплуатационным свойствам АСЕА ХХ (например: АСЕА С3; АСЕА А3/В3,А3/В4) и допуски автопроизводителей (например: BMW Longlife-04; Dexos2; GM-LL-A-025/ GM-LL-B-025; MB 229.31/MB 229.51;Porsche A40;VW 502 00/VW 505 00)
Второе, что необходимо знать - В классификации АСЕА сформулированы минимальные базовые требования (читай- для легких условий эксплуатации ДВС), которые согласованы между производителями масел и автопроизводителями.
По классификации Американского института нефти (API) базовые масла, как основа моторных масел, определяющие физикохимические характеристики последних, подразделяются на пять категорий:
Группа I Обычные минеральные базовые масла , которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями
Группа II -Улучшенные минеральные базовые масла . Высокорафинированные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с повышенной окислительной стабильностью в следствии гидрообработки минералного масла
Группа III - Гидрокрегинговые базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга (НС-технология) . В ходе специальной обработки улучшают молекулярную структуру масла, приближая по своим свойствам базовые масла группы III к синтетическим базовым маслам IV группы. Не случайно масла этой группы относят к полусинтетическим (а некоторые компании даже к синтетическим базовым маслам).
Группа IV Синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Полиальфаолефины, получаемые в результате химического процесса, имеют характеристики единообразной композиции, очень высокую окислительную стабильность, высокий индекс вязкости и не имеют молекул парафинов в своем составе.
Группа V Синтетические базовые масла на основе сложных растительных эфиров (Эстеры).

Условные эксплуатационные характеристики (по возрастанию эксплуатационных свойств), в % (минеральное базовое масло принято за 100 %)
Минеральное, обычного качества- 100 %
Гидрокрекинговое, улучшенное минеральное- 200 %
Синтетическое, полиальфаолефиновое(ПАО)- 300 %
Синтетическое, эстеровое- 500 %
Примерно такими же соотношениями связаны стоимости производство этих категорий моторных масел.

Классификация SAE по вязкости.
Вязкость – одна из важнейших характеристик моторного масла. Класс вязкости указывает на температурные условия, при которых масло остается на деталях двигателя и, одновременно, сохраняет оптимальную для его работы вязкость. Применяется Американская классификация SAE (Society of Automotive Engineers) моторного масла по вязкости, принятая Обществом Автомобильных Инженеров, и обозначение: SAE ХХW-XX. За аббревиатурой SAE идет индекс низкотемпературной вязкости ХХW (0W; 5W; 10W; 15W; 20W; 25W) при низкой отрицательной температуре масла, а через тире индекс высокотемпературной вязкости 20;30;40;50;60 при рабочей температуре масла 90-1000С.

Чем больше численное значение индекса низкотемпературной вязкости , тем масло более вязкое при низких температурах. Буквенная часть ХХW (пример: 5W, 0W, 15W…) - это так называемые «зимние» («winter» – зима) требования вязкости и температуры масла, при которых должна обеспечиваться прокачка масла и проворачиваемость ДВС. Для получения нижней температурной границы в градусах Цельсия проворачиваемости ДВС на данном масле необходимо от индекса низкотемпературной вязкости отнять число 35 (те ХХ- 35). Обратите внимание, что температура прокачиваемости моторного масла должна быть на 5оС ниже температуры проворачиваемости.
Чем больше численное значение индекса высокотемпературной вязкости , тем выше вязкость кинематическая и вязкость в условиях высокой скорости сдвига и высокой температуры -HTHS, и тем при более высоких температурах масло сохраняет свои свойства. Требования по кинематической вязкости характерны для зубчатых зацееплений и кулачков ГРМ Требования по вязкости в условиях высокой скорости сдвига и высокой температуры –HTHS характерны для шатунных и коренных подштпников скольжения. HTHS определяется целиком свойствами базового масла и не зависит от присадок. HTHS является одной из важнейшей характеристикой вязкости и противоизносных свойств моторного масла.
Маловязкие, так называемые топливоэкономичные масла имеют индекс высокотемпературной вязкости 20,30,40.
Всесезонное масло обозначается сдвоенным индексом вязкости с обязательным тире между индексом низкотемпературной вязкости и индексом высокотемпературной вязкости: 0W-20, 0W-30; 0W-40; 5W-40; 10W-40; 15W-40. Всезонные масла совмещают в себе возможности как «зимних», так и «летних» смазочных материалов. Полностью (100%) синтетические моторные масла имеют нулевой индекс низкотемпературной вязкости и обозначение 0W-XX. Полностью синтетические масла, за счет однородной молекулярной структуры и минимального содержания присадок, обладают исключительными вязкостно-температурными характеристиками. Это, во-первых, низкая температура застывания- минус 50-60°С и очень высокий индекс низкотемпературной вязкости- 0, что существенно облегчает запуск двигателя в морозную погоду. Во-вторых, высокая вязкость HTHS-при температуре 150°C - благодаря этому масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не разрушается в экстремальных тепловых режимах. Благодаря повышенной стойкости к деформациям сдвига (из-за однородности структуры), имеют высокую термоокислительную стабильность, то есть малую склонность к образованию нерастворимых нагаров и лаков, а также небольшую испаряемость и расход на угар. Эти свойства особенно важны для масел, предназначенных для высоконагруженных и турбированных ДВС, при удлиненном интервале замены. Ужесточение требований к токсичности выхлопов, а также применение катализатора предъявляют все более жесткие требования к летучести компонентов моторных масел. Это одна из основных причин популярности у автопроизводителей маловязких масел классов SAE OW, созданных из синтетического базового масла.

Как работает моторное масло. Вязкость любого масла изменяется в процессе наработки моточасов. Сначала идет процесс деструкции загущающих присадок со снижением вязкости масла, затем прогрессирующее повышение вязкости за счет большого содержания продуктов окисления базового масла. Чем меньше выражены процессы деструкции и окисления тем выше ресурс масла

Классификация АСЕА-2008 по эксплуатационным свойствам.
В настоящее время существуют одновременно несколько систем классификации моторных масел по эксплуатационным свойствам - API, ILSAC, АСЕА и ГОСТ (для стран СНГ). Требования европейского стандарта АСЕА к свойствам моторных масел являются более жесткими, чем американского API.
Классификация ACEA разделяет моторные масла на 4 класса :
Класс А - для бензиновых двигателей с обычным содержанием сульфатной золы;
класс В - для мало нагруженных дизельных двигателей с обычным содержанием сульфатной золы; класс Е- для тяжело нагруженных дизельных двигателей;
класс С cо средним- Mid SAPS и низким - Low SAPS содержаним сульфатной золы (Sulphated Ash), фосфора (Phosphorus) и серы (Sulphur) - для бензиновых и дизельных двигателей с сажевыми фильтрами и катализаторами повышенного ресурса. Внутри каждого из этих классов имеются категории- 1;2;3;4;5, которые отражают различные эксплуатационные свойства.
Редакция ACEA- 2008 определяет четыре категории: A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5 , для бензиновых ДВС легковых дорожных автомобилей и малонагруженных дизельных двигателей -Liht Duty, четыре категории: C1, C2, C3, C4, для двигателей с системами очистки выхлопа EURO5/6, и четыре категории: E4, E6, E7, E9 для дизельных двигателей, используемых на тяжелой технике, две из которых: E6, E9 относятся к тяжелым транспортным средствам, оснащённым системами доочистки выхлопных газов DPF или CRT. Сертификация ACEA A2/B2 (для стандартного интервала замены-15000км) с 2008 года является недействующей

Как правильно читать классификацию AСEA : Пример: АСЕА А1/В1,A5/B5-масло классификации А5/В5 и может использоваться в двигателях, где предписано А1/В1, но не наоборот; Пример: АСЕА С1,С2-масло классификации С2 и может использоваться в двигателях, где предписано С1, но не наоборот.

Категория A1/B1 - Масла, для использования в нефорсированных и ненагруженных, с сокращенным межсервисным интервалом, бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, специально подготовленных для работе на маловязких маслах с низкими потерями на трение и HTHS от 2,6 мПа*с (для масел xW-20) и от 2,6 до 3,5 мПа*с (остальные классы вязкости SAE). Не могут применяться в отдельных моделях двигателей (читай, требуется одобрение автопроизводителя)
Категория A3/B3 – Стабильные масла для высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта для круглогодичного использования, стандартных и продленных интервалов замены, при тяжелых условиях эксплуатации (HTHS>3.5ьПа*с)
Категория A3/B4 – Специальные стабильные масла для высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, с продленным межсервисным интервалом, оборудованных непосредственным впрыском топлива (D-ID). (HTHS>3.5ьПа*с). Могут быть использованы там, где рекомендованы масла категории ACEA A3/B3, но не наоборот.
Категория A5/B5 – Стабильные масла для высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, с продленным межсервисным интервалом и специально подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение и HTHS от 2,9 до 3,5 мПа*с.Не могут применяться в отдельных моделях двигателей (читай, требуется одобрение автопроизводителя).

Категория С, так называемые масла с низкой зольностью LowSAPs, предназначена для двигателей специально сконструированных или подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение, HTHS от 2,9 мПа*с и низкой сульфатной зольностью, что обеспечивает повышение топливной экономичности и ресурса сажевых фильтров DPF и катализаторов TWC.
Категория С введена в 2004г в упреждение перехода в странах ЕС на нормы токсичности по выбросам EURO 5 с 2009г, которые потребовали в 8 раз более низкого содержания в выхлопе твердых частиц и сажи-РМ и как следствие, применения сажевого фильтра катализаторного типа - сDPF, ccDPF. Длительная работоспособность DPF обеспечивается при низкого содержания в выхлопе сульфатной золы(Sulphated Ash), фосфора (Phosphorus) и серы (Sulphur), как продуктов сгорания топлива и моторного масла.
Важно! Моторные масла с низкой зольностью категории С должны использоваться в паре с дизельным топливом и бензином не ниже ЕURO 5
Наиболее актуально применение масел категории С на ДВС непосредственного впрыска (признак- топливная система "Common Rail"), конструктивно работающих на обедненной топливной смеси.

Нормы токсичности дизельных двигателей

Категория С1 - Стабильные масла, предназначенные для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта оборудованных системами снижения токсичности отработанных газов, такими как: DPF или TWC. Предназначены для двигателей специально подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение, HTHS от 2,9 мПа*с и низкой зольностью LowSAPs. Продлевают срок службы DPF и TWC и способствуют повышению топливной экономичности. Внимание: Данные масла удовлетворяют самым жестким требования по зольности (LowSAPs) и не могут применяться в отдельных моделях двигателей (читай, требуется одобрение автопроизводителя) .
Категория С2 -Стабильные масла, предназначенные для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта оборудованных системами снижения токсичности отработанных газов, такими как: DPF или TWC. Предназначены для двигателей специально подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение, HTHS от 2,9 мПа*с. и средней зольностью MedSAPs. Продлевают срок службы DPF и TWC и способствуют повышению топливной экономичности. Внимание: Данные масла не могут применяться в отдельных моделях двигателей (читай, требуется одобрение автопроизводителя).
Категория С3 - Стабильные масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта оборудованных системами снижения токсичности отработанных газов, такими как: DPF или TWC. Предназначены для двигателей специально подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение, HTHS от 2,9 мПа*с. и средней зольностью MedSAPs. Продлевают срок службы DPF и TWC. Внимание: Данные масла не могут применяться в отдельных моделях двигателей (читай, требуется одобрение автопроизводителя).
Категория C4 - Стабильные малозольные масла категории LowSAPs, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта оборудованных системами снижения токсичности отработанных газов, такими как: DPF или TWC. Предназначены для двигателей специально подготовленных для работы на маслах с низкой зольностью LowSAPs и HTHS от 3,5 мПа*с. Продлевают срок службы DPF и TWC. Внимание: Данные масла удовлетворяют самым жестким требования по зольности (LowSAPs) и не могут применяться в отдельных моделях двигателей (читай, требуется одобрение автопроизводителя).

Low SAPS означает, низкое содержание сульфатной золы (Sulphated Ash), фосфора (Phosphorus) и серы (Sulphur) в сравнении с обычными смазочными материалами
Mid SAPS означает, среднее содержание сульфатной золы (Sulphated Ash), фосфора (Phosphorus) и серы (Sulphur) в сравнении с обычными смазочными материалами
Масла класс*ификации АСЕА: А1\В1, А5\В5, С1 и С2 являются маловязкими и поэтому формально относятся к так называемым «топливо экономичным». Для масел АСЕА А1\В1; А5\В5; С1 и С2 эффект снижения расхода топлива относительно эталонного масла вязкости SAE 15W40 оценивается как более 2,5-3%.
Для масел SAE ХW30 АСЕА А3\.В4; С3; С4 эффект снижения расхода топлива относительно эталонного SAE 15W40 оценивается более 1%.
Использование маловязкого моторного масла способствует меньшим энергетическим затратам на его прокачку по системе смазки, а также меньшему сопротивлению сдвига между поверхностями трения, обеспечивая тем самым более “легкое” движение и вращение деталей двигателя и как следствие, снижение расхода топлива на 1км. и, как прямое следствие, выбросов парникового газа СО2 и токсичных компонентов NOх, CO, CH и др.

Производители автомобилей в вопросе классификации применяемых масел исходят из выполнения заявленных для данной модели автомобиля норм токсичности, снижения выброса парникового газа CО2 и обеспечения заявленного межсервисного пробега.
Масла АСЕА: А1\В1 и С1 создаются на минеральной базе и применяются преимущественно на рынке Северной Америки при сокращенном-7,5т.миль межсервисном пробеге. Масла АСЕА: А5\В5, С2 создаются на синтетической базе и поэтому имеют существенно более высокие антифрикционные свойства, продленные интервал замены до 30т.км, высокую стабильность физических и химических характеристик, чем масла АСЕА: А1\В1 и С1. Масла классификации АСЕА: А5\В5 и С2 специально создавались для решения задач: повышения топливной экономичности ДВС, снижения выбросов СО2 и токсичных компонентов, продленных интервалов замены в рамках требований по выбросам EURO 5 и 6. Масла АСЕА: А3\В3,B4, С3,С4 создаются на синтетической или полностью синтетической базе и имея ресурс на уровне 30т.км обладают существенно более высокими антифрикционными свойствами, где HTHS более 3,5 по сравнению с маслами классификации АСЕА: А5\В5 и С2, не говоря о АСЕА: А1\В1 и С1. Классификация АСЕА: А3\В3,B4, С3,С4 применяется для сохранения высокого ресурса ДВС, в высоконагруженных двигателях, при тяжелых условиях эксплуатации автомобиля, в первую очередь связанных с риском высокой температуры масла и КШМ двигателя.
Важно! Характеристики ДВС как топливная экономичность и износ, определяемые как конструктивными характеристиками ДВС так и классификацией применяемого масла, прямо противоположны по параметру высокотемпературной вязкости НТНS. Выбирая маловязкое масло особенно для традиционной конструкции, высоконагруженных, турбированных ДВС, вы можете на определенных режимах вождения добиться снижения потребления топлива, но, в целом, эксплуатация таких двигателей на маловязких маслах приведет к непропорциональному повышению механического износа двигателя (в первую очередь поршневых колец и шатунных вкладышей), за счет недостаточной величины HTHS.
Конструктивные решения современных ДВС на маловязких моторных маслах.
Маловязкие моторные масла АСЕА: А1\В1, А5\В5, С1 и С2 предназначена для двигателей специально сконструированных или подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение, HTHS от 2,4 мПа*с. К таким конструктивным решениям, в отличие от традиционных ДВС вешнего смесеобразования, относится: меньшая масса КШМ, ЦПГ, ГРМ для снижения инерционных нагрузок и трения; применение балансирных валов для снижений боковых инерционных перегрузок в ЦПГ; уменьшенные нормируемые конструктивные зазоры в ЦПГ и КШМ; применение шарикоподшипников в опорах распределительных валов ГРМ; многостадийный впрыск для снижения нагрузок и шумности ЦПГ, отсутствие обратного клапана в масляной магистрали, и самое главное, применение масляного насоса изменяемой производительности с электрическим управлением в зависимости от температуры масла, температуры ДВС и его частоты вращения и крутящего момента (выходной мощности), для создания оптимального давления моторного масла для любого режима нагрузки ДВС.

Тяжелые режимы эксплуатации ДВС
Многие автовладельцы не знают, какие условия вождения считаются «экстремальными» и в каких случаях двигатель автомобиля подвергается более высоким нагрузкам. Тяжелые режимы работы ДВС связаны с повышенной температуры в течение относительно длительного времени на сопрягаемых трущихся металлических поверхностях с переходом с жидкого на граничное трение и разрушением поверхностной окислительной пленки. Разрушение высокой температурой окислительной пленки на трущихся поверхностях может быть началом задира.
К тяжелым условиям эксплуатации легкового АМ можно отнести:
движение в горах или при плохих дорожных условиях по пересеченной местности
буксировка или движение с прицепом
использование автомобиля как такси
преобладание режима движения в пробках
высокие, свыше 4 -5тыс, обороты двигателя в течении длительного времени движения
спортивный стиль вождения или преимущественное использование режима « спорт» работы трансмиссии
жаркий и тропический климат
холодный «полярный» климат
эксплуатация с короткими пробегами без прогрева масла
использование топлива с более низким от рекомендованного производителем октанового \ цетанового числа
тюнинг по форсировке двигателя
буксование
эксплуатация двигателя при пониженном уровне масла в картере
движение в пробках
движение в кильватерном сопровождении

Наши водительские привычки приводят к тому, что ДВС и моторное масло работают в экстремальных условиях и подвергается повышенным нагрузкам. Это объясняет, почему выбор синтетического моторного масла является правильным для большинства водителей.

Выбор моторного масла
Какая спецификация моторного масла по SAE и АСЕА является оптимальной для конкретного двигателя, прописано автопроизводителем в руководстве по эксплуатации автомобиля и представительством на рынке в сервисной книжке. При разночтении по моторному маслу автопроизводителя и представительства на рынке, руководствуйтесь указанием представительства в сервисной книжке. Автопроизводитель не может предвидеть реальных условий эксплуатации вашего АМ, поэтому в руководстве по эксплуатации всегда указывается спецификация моторного масла для легких условий эксплуатации. Руководствуйтесь указанными в сервисной книжке классом вязкости SAE и допуском от автпроизводителя. Если допуска по маслу нет то руководствуйтесь классоми SAE и АСЕА.
Для тяжелых условий эксплуатации автомобиля, рекомендуется использовать бензин с актановым числом 98, а дизелное топливо с цетановым числом 51, полностью синтетическое масло SAE 0W ХХ тойже высокотемперной вязкости или на один класс более высокий, но не более 40, использовать "промежуточную" замену масла и мф. между ТО через кажды 10т.км.
Важно! Занижение высокотемпературной вязкости SAE моторного масла по сравнению с требованием автопроизводителя недопустимо, нежели завышать её на один шаг класса.

Статья информационного характера, познакомит Вас с таким определением как базовое масло. Что это такое, и какие группы базовых масел существуют, знают не все автолюбители. Покупая автомобильное масло, часто даже продавец не может дать информацию по этому термину. Постараемся убрать этот пробел. Забегая вперед темы статьи, хочу заметить, что в чистом виде базовое масло для любого типа двигателя не подходит. А что тогда мы заливаем в мотор?

Автомобильное базовое масло получают в процессе переработки нефти (минеральные) или в результате сложного химического синтеза (синтетические) химических реакций, соответствующих субстратов, полученных из производных нефти, природного газа, сырья растительного и животного происхождения.

Фракция базового масла имеет температуру кипения между 230 и 560 °C и группируется по химическому составу и . На основе уже чистого продукта (база) от 75 до 95% общего объема, при добавлении присадок получают автомобильное масло.

Американский Нефтяной Институт API (American Petroleum Institute) разделил производственные фракции на пять категорий. Первые три группы базовых масел – это базы, созданные из нефти, четвертая – это полная синтетика (полиальфаолефин), а пятая группа – это все другие базовые масла , не вошедшие в группы 1 – 4.

Принадлежность к определенной группе, определяется метод формирования масла и его устойчивость к старению с помощью теста, названного TOST Life. Очень важным параметром является также коэффициент вязкости, т. е., способность масла поддерживать постоянную вязкость с увеличением температуры масла.

Группа 1

Относятся обычные минеральные масла. Они производятся в процессе глубокой переработки нефти, что обеспечивает им основной срок годности – минимум 1000 часов по тесту TOST Life. Имеет менее 90 процентов насыщенных связей углеводородов, не более 0,03% серы и характеризуются показателем вязкости между 80 и 120 . Диапазон рабочих температур колеблется между 0 и 50°С . Является самым простым методом переработки, поэтому эти масла являются самыми дешевыми.

Технологические схемы производства 1 группы:

  • Очистка глинами – поглощает и удаляет наиболее вредные компоненты или соединения, содержащие серу и азот.
  • Очистка серной кислотой – технология дает очень эффективную очистку масла.
  • Обработка SO2 – постепенно полностью сняли с производства.
  • Селективная очистка – удаление ароматических углеводородов селективными растворителями. Получаются базовые масла с неудовлетворительными качествами, что существенно сокращает срок эксплуатации.
  • Депарафинизация растворителем – улучшение свойств масла процессом удаления парафинов. Получаются масла с более низкой температурой застывания и повышенным индексом вязкости.
  • Очистка адсорбентами – очистка с применением отбеливающей глины или кристаллических алюмосиликатов.

Все чаще масла 1 группы заменяются второй, с гораздо лучшими характеристиками.

Группа 2

Масла с более чем 90 процентов насыщенных связей углеводородов, менее 0,03% серы, индекс вязкости в пределах от 80 до 120 . Благодаря высокой насыщенностью частиц углеводородов, имеют большую стойкость к окислению и более прозрачный цвет при современной технологии гидроочистки. Характеристики таких масел находятся на приемлемом уровне.

Группа 3

Наиболее совершенная база, имеет насыщенность углеводородных связей более 90 процентов, менее 0,03% серы, индекс вязкости более 120 . Обладают свойствами эксплуатации в сложных условиях, характеристики превосходят базовые группы 1 и 2, имеющие нефтяное происхождение.

4 – 5 группы базовых масел

Масла 4 группы – полиальфаолефин (ПAO). Эти синтетические масла производятся, в процессе, называемым синтез. Полностью синтетический продукт, где в процессе синтеза молекулы спроектированы для тех целей, которые должны выполнять. Группа характеризуется гораздо более широким диапазоном рабочих температур, высокий индекс вязкости, устойчивостью к очень низким и высоким температурам, превосходная окислительная стабильность. Применяются для производства трансмиссионных, компрессорных, моторных масел, гидравлических жидкостей и различных смазок. Согласно тесту TOST Life выдерживают срок эксплуатации от 14 до 16 тысяч часов.

Группа 5

Масла, которые не классифицируются в других четырех группах, включая силиконы, сложные эфиры, фосфаты и т. д. Эти масла, созданные по би-эстеровой и полиэстеровой технологии, иногда смешивают с другими базовыми маслами, для получения желаемых свойств. Недостатком пятой группы базовых масел является чрезмерно высокая себестоимость.


Минеральные масла

Минеральное масло – вещество, возникло в природе без человеческого вмешательства. Минеральные 1 – 3 API группы базовых масел получают путем перегонки или очистки нефти, полученной из различных месторождений. Качество минерального базового масла находится в прямой зависимости от состава нефти. Так нефть, из стран бывшего Советского Союза, имеет совершенно другой химический состав, чем нефть добытая из Персидского залива, Венесуэлы. Каждый состав нефти включает в себя другой тип углеводородов и имеет другой уровень примесей, прежде всего серы. Качество минеральных базовых масел зависит в первую очередь от состава сырья.

Синтетические масла

Можно разделить на две группы базовых масел.

  • Масла 100% синтетики – получают в процессах синтеза, например, полимеризации, конденсации, этерификации или синтеза Фишера - Тропша(GTL) из различных видов сырья, таких как нефть или природный газ.
  • Масла технологии гидрокрекинга . HC-синтез (Hydro-Craking-Synthese-Technology) – самый молодой класс базовых масел, по качеству практически соответствует «синтетике» (по некоторым параметрам даже превосходит). По классификацией относятся к 3 группе нефтяного происхождения высшей категории качества. Чтобы подчеркнуть высокие потребительские свойства, маркетологами большинства компаний был придуман целый ряд названий: ”HC Synthetic ”, ”HC-Synthese ”, ”Synthetic Technology ” или в конце названия бренда ”MOTUL Technosynthese® ”.

Имея в распоряжении так много различных масляных баз и химических добавок, можно разработать полный ассортимент продукции: от базового качества минеральных масел, до самых сложных, 100% синтетических масел.

12.07.2018

Базовые масла 3 и 4 группы. Как это сделано.

Мы продолжаем серию познавательных публикаций о долгом пути нефти из недр земли – на полки магазинов в виде, масел, смазок, охлаждающих жидкостей и т.д. Сегодня поговорим наиболее популярных сегодня базовых маслах 3 и 4 группы. Именно на их основе производятся самые современные моторные масла.

Базовые масла III группы , полученные по технологии гидрокрекинга и гидроизомеризации. По факту это то же минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное - и по степени чистоты, и по молекулярной структуре. Сырьем служит вакуумный газойль или гач.

Основной принцип гидрокрекинга – это химическое превращение нежелательных компонентов в желательные. Также, в зависимости от жесткости условий процесса существует возможность получения масел II и III групп. Дистилляты подвергаются химической реакции с водородом в присутствии катализатора при высоком давлении и температуре. Нафтеновые и ароматические углеродные кольца разрушаются и в присутствии водорода образуются с образованием изопарафинов. В этом процессе также удаляется вода, аммиак, сероводород. На выходе продукт имеет желтый цвет, высокий индекс вязкости.

Гидроизомеризация – процесс превращения длинных молекул н-парафинов (нормальный, длинная цепь) в более короткие разветвлённые молекулы изостроения. Продукт уже бесцветный с низкой температурой застывания.

Гидроочистка – заключительный процесс доочистки от нежелательных соединений и ненасыщенных водородом оставшихся непредельных молекул. Готовый продукт – это базовое масло III группы с очень высокой стабильностью.

Самым главным преимуществом базовых масел II и III групп является то, что в них содержится очень низкое количество серы, азота и ароматических структур. Поэтому, они характеризуются хорошей термической стабильностью и низкотемпературными свойствами. Наряду с низкой испаряемостью в данных базовых маслах высокий индекс вязкости. Главным недостатком II и III групп является пониженная способность растворять присадки и высокая стоимость в сравнении с I группой.

Базовые масла IV группы – это гидрогенированные олигомеры олефинов, получаемые каталитической полимеризацией линейных альфа-олефинов. Если вам еще не страшно, то продолжим. К олефинам относятся этилен, пропен, гексен и т.д. Но главным компонентом в производстве ПАО является децен-1 (это типичный представитель данного класса, имеющий десять атомов углерода, а также двадцать атомов водорода. С 10 Н 20). Процесс производства ПАО складывается в несколько этапов. Первым этапом служит олигомеризация децена для того, чтобы получить линейный α-олефин. Олигомеризация происходит в присутствии катализаторов, высокой температуры и давления. Второй этап – это полимеризация α-олефина с получением непосредственно ПАО. Полимеризация проходит под влиянием водорода при низком давлении и наличии металоорганических катализаторов. Третий этап – фракционная разгонка на ПАО-2, ПАО-4, ПАО-6 и т.д.

К счастью, существуют множество других процессов получения синтетических базовых масел с лучшими вязкостно-температурными характеристиками, но производство ПАО в разы дешевле.

ПАО имеют хорошо выраженную изопарафиновую структуру. Поэтому, базовые масла ПАО обладают высоким индексом вязкости, отличной текучестью при низких температурах и высокими смазывающими свойствами при высоких температурах. Низковязкие ПАО гидролитически стабильны, обладают хорошей совместимостью с минеральными маслами и могут сочетаться с другими видами синтетического сырья для смешивания (например, с эфирами или алкилированными нафталинами) для улучшения растворимости и контроля осаждения.

В общем базовые масла IV группы владеют следующими преимуществами: отсутствие серы, азота и ароматики, стабильные физико-химические характеристики от партии к партии, высокая термостабильность и низкотемпературные свойства, низкая летучесть и высокий индекс вязкости.