Драг рейсинг трасса. Как появился драг рейсинг? Драг на улицах

Душа уходит в пятки. В прямом смысле. Ступни ног становятся тяжелыми и напряженными до предела. Зубы непроизвольно сжимаются до скрежета и боли в скулах. Перед глазами только сменяющие друг друга огни светофора: ни тысяч орущих зрителей, ни людей службы безопасности, ни голоса комментатора, ни стоящего на соседней полосе соперника, которого НАДО объехать во что бы то ни стало. Вокруг не видишь никого: мир покрывается туманной дымкой, а перед глазами только стойка с разноцветными лампочками. Не выдерживает красный огонек светофора тысяч напряженных взглядов, гаснет, сменяется короткой «очередью» желтых лампочек, и словно яркая солнечная вспышка бьет в самый центр мозга зеленый сигнал! Сцепление, нога утапливает всей тяжестью педаль газа в коврик, уже выжата она до конца, а хочется еще газу, еще скорости, еще мощности! Подлетает стрелка тахометра к своему пику, сцепление - только газ не отпускать! - доли секунды на движение рычагом КП, и снова разгон, снова вперед, скорость, скорость, скорость!..

Уже за финишной чертой, пролетев отмашку клетчатым флагом, бросаешь взгляд на спидометр - стрелка медленно падает вниз с отметки 160, мотор расслабленно дышит после ударной нагрузки, машина резво бежит на нейтрале к повороту через разделительную, и только в этот момент приходит осознание того, что сквозь невидимую финишную границу твой автомобиль пролетел первым. Если повезло. Это потом на каждой гонке будешь со спартанским спокойствием взирать на светофор и ждать старта, знать трассу и машину на зубок, безупречно уходить вперед, без потерянных секунд на пробуксовку, знать возможности свои и соперников и рассчитывать на реальные шансы. А пока - амбиции, адреналин, головокружительные скорости, запредельные разгонные данные и мощность, скорость, движение, полет... Это 402 метра полной свободы, несколько секунд жизни, пролетевших мимо со скоростью свыше 150 км/ч. Это драгрейсинг. Наш драгрейсинг. И мало кто знает, что это за зверь такой на самом деле и с чем его едят там. Где он родился?
6000 лошадиных сил. 510 км/ч. Четверть мили за 4,5 секунды. Это характеристики гоночного болида, выступающего в высшем классе «Top fuel» чемпионата мира по дрэгрейсингу. Впечатляет? Так-то. Это не сравнимое ни с чем по грандиозности зрелище, которое проходит на специально отстроенной трассе при скоплении десятков тысяч зрителей, и где на кону стоят даже не тысячи и не сотни тысяч, а миллионы долларов. Такова цена победы в настоящем большом драге. Это сейчас дрэгрейсинг стал принимать характер эпидемии чумы, которая распространяется по миру бешеными темпами, растет, развивается, зараженные жадно впитывают в себя каждую новинку технического прогресса, направляя ее на то, чтобы еще хоть чуть-чуть, хоть на сотую долю секунды сжать время полета по прямой на четверть мили. А когда-то все было примерно как у нас: где-то на объездной, подальше от чуткого взора полицейских, слетались желающие погоняться, побеждали, проигрывали и снова доводили машины. Так рождалось сразу две культовых мировых «болезни», имя которым тюнинг и дрэгрейсинг. Итак, когда-то давно в далекой Америке...

Исторические корни


Когда-то давно в далекой Америке, а именно в первой половине ХХ века, среди американской молодежи, причем далеко не самой бедной ее части, начало культивироваться новое увлечение, которое впоследствии стали считать прародителем тюнинга: «дети» Америки заряжали как могли американские автомобили довоенного периода (тогда их цена значительно упала и стала доступной для многих) с одной единственной целью - придать машине неимоверные разгонные характеристики. То, каким образом это достигалось - отдельная история. Технический прогресс тогда еще не сделал общедоступными такие вещи, как системы впрыска азота, не практиковались и многие другие, доступные тюнингерам сейчас, а потому под капот обычного автомобиля устанавливались двигатели от другой техники - многолитровые многосильные монстры от грузовиков, самолетов и прочих подобных достижений инженерной мысли. У кого на что хватало фантазии (истории известен случай установки на один автомобиль сразу двух моторов). Это направление получило название «хот-родинг». В переводе на наш Hot - горячий, rod - сокращение от roadmaster - хозяин дороги. Само собой, что немереные табуны лошадиных сил под капотом грузных больших седанов американского производства 30-40-х годов не располагают к хорошей маневренности и чуткому послушанию руля, а потому демонстрировать возможности своих детищ и выяснять, чье же детище быстрее и лучше приходилось на прямых участках загородных трасс: кто быстрее, тот и лучший. Так рождались первые «нелегалы» по дрэгрейсингу. При этом «тапка в пол» иногда приводила к тому, что многолитровые заряженные двигатели просто не выдерживали тех нагрузок, что давались им на гонках - взрывались. Увлечение это быстро стало повальным и абсолютно никем не контролируемым.
При этом, по одной из версий, было вычислено, что оптимальной дистанцией для развития максимального ускорения дрэгстера является прямая протяженностью в четверть мили или 402 метра - цифра, которая впоследствии вошла в историю автоспорта. Кстати, стандартное расстояние между светофорами на американских городских улицах именно четверть мили. С этим фактом связывают вторую версию возникновения трассы именно такой протяженности.

Свои исторические корни драг начинает в штате Калифорния, со дна одного из засохших озер, на чьей гладкой поверхности проходили в 20-х годах прошлого века первые гонки на импровизированной трассе в 402 метра. Вскоре с таким «автодромом» гонщикам пришлось расстаться - на месте бывшего озера власти США возвели военно-воздушную базу, и рейсеры были вынуждены перебраться на городские улицы. Американские власти решили не противостоять стремительно разрастающейся заразе под названием дрэгрейсинг, а взять ее под свой контроль и превратить из нелегальных опасных ночных гонок в зрелищное, упорядоченное, контролируемое и весьма доходное действо. Официально стартовой точкой отсчета истории дрэгрейсинга принято считать 1948 год: именно тогда в американском городе Голета штата Калифорния была открыта первая в мире специальная трасса для дрэгрейсинга, построенная при содействии Вэлли Парке. И началось! Банальные покатушки по прямой, пусть и на специально отстроенной трассе, стремительно переросли в разряд самых популярных и зрелищных видов автоспорта: вскоре в США была создана Национальная Ассоциация хотродеров, ставшая международной, в которую на данный момент входят более 100 000 человек, затем бешеными темпами стали появляться международные ассоциации дрэгрейсинга и простые клубы «по интересам». Сейчас международные ассоциации по драгу объединяют миллионы увлеченных.


Драг начал «переползать» и в Европу. Вскоре зараза укоренилась и по другую сторону океана: в Старом Свете стали как грибы возникать ассоциации дрэгрейсеров. Прародителем европейского драга является Англия, где на одной из взлетных полос, ставших ненужными после войны, был возведен первый профессиональный дрэгстрип в Европе - в 1966 году на полосе Санта Под была официально открыта первая профессиональная трасса для дрэгрейсинга. Чуть ранее, в 1963 году была сформирована Британская федерация дрэгрейсинга. 1972 год ознаменовался очередным временным рекордом: дрэгстер Дениса Придла впервые в истории драга преодолел дистанцию в четверть мили менее чем за 7 секунд! Ему же приписывают и появление в Европе класса «фанни кар». Следующий временной рекорд был поставлен в заезде Алана Хериджа - прямая на 402 метра была пройдена менее чем за 5 секунд! Около 300 миль в час! Впоследствии европейский драг стал развиваться бурными темпами. На данный момент самыми мощными и многочисленными являются ассоциации дрэгрейсинга в Финляндии, Швеции и Англии, они насчитывают около 10 000 активных членов каждая. Несколько лет назад драг официально принял статус одного из видов автоспорта и был признан Международной автомобильной ассоциацией.
Ну, а где Европа, там и до нас рукой подать: загадочная русская душа с головой ринулась в омут под названием дрэгрейсинг. Что самое интересное, гонки на ускорение по прямой стали опрометчиво именовать наряду с Dragrace и Streetrace. А это не совсем правильно: классический Streetrace или стритрейсинг подразумевает полную нелегальность - это гонка по городу (street с английского - улица), где в задачу сразу нескольких гонщиков входит добраться от точки до точки первым. Неважно, какими путями и какими жертвами - скорости у настоящих стритрейсеров при этом неимоверные. Само собой, что ни один полицейский в мире не даст добро на погоню в ночных городских потоках сразу нескольких сумасшедших, чьи скорости во время гонки далеко за пределами 100 км/ч и при этом есть вполне реальный шанс разбить машину в хлам на ближайшем повороте. Как правило, настоящий серьезный стрит проводится в погоне за главным кушем - весомой суммой в долларовом эквиваленте. Суммой, на которую затем можно подлатать то, что было «случайно задето» во время гонки. Вспомните фильм «Форсаж 2». Люди занимались там именно стритрейсингом. У нас же стритом стали гордо именовать гонки на четверть мили по прямой. Возможно, потому что проводились они во времена полного нелегала именно на ночных городских улицах, которые просто внаглую перекрывались машинами.
Впрочем, есть такая практика и сейчас. Но вскоре и к нашим властям пришло желание обуздать столь ярый порыв и направить его в правильное русло: чемпионаты по драгу все чаще становились официальными, при поддержке ГАИ, спонсоров и администраций городов, с соблюдением всех мер безопасности и гонщиков, и зрителей, коих всегда было немало. В итоге в 2002 году в России свершился исторический момент: была создана и официально зарегистрирована Российская Федерация Дрэгрейсинга (РФДР), под покровительством которой проводились многие чемпионаты по драгу. Причем дрэгрейсинг стали включать в календарь гонок, проводимых под эгидой РФ. Как грибы, мини-ассоциации по драгу стали возникать в каждом городе России, у нас такая «организация» получила название GT-клуб. Энтузиастами этих клубов проводятся свои локальные чемпионаты по драгу.
В 2005 году свершилось еще одно важнейшее событие в истории российского драга: 25-26 июня в Красноярске прошла самая масштабная гонка на четверть мили, которая получила название «Драг-битва в середине России». Прошлым летом на взлетной полосе аэропорта «Черемшанка» собрались 9 представителей самых мощных автомобилей страны, чтобы бороться за 20000 долларов. Такого большого призового фонда не было в истории российского драга ни разу.

Тем не менее некоторые из российских гонщиков уже начинают поглядывать на Запад: желание попробовать свои силы в настоящем большом драге ой как велико. А настоящий большой драг - это два крупнейших мировых чемпионата: ежегодно в США проводится серия в 24 этапа, которая выявляет победителя в Чемпионате Мира по дрэгрейсингу. В Европе в 5 этапов каждый год проводится чемпионат Европы. Но там все несколько по-другому.

We are the champions


Что такое настоящий дрэгрейсинг мирового масштаба? Начнем с того, что разбивка на классы там несколько иная. Контингент участников тоже имеет мало общего с нашим местным и даже российским драгом в целом.

В общем, чемпионаты по драгу проводятся более чем в 200 классах, разбивка осуществляется по типу кузова, типу двигателя и т.д. Классификация IHRA (Международная ассоциация хот-родеров) насчитывает 15 больших основных классов, которые могут делиться внутри себя на более мелкие категории. Чтобы представить себе хотя бы в общем, что такое мировой драгрейсинг, познакомимся с самыми зрелищными и популярными классами и их представителями.


Самое, пожалуй, вкусное, где можно наблюдать настоящие дрэгстеры мощностью в несколько тысяч лошадиных сил, это высший класс Top fuel . Классический дрэгстер этого класса представляет собой длинный стреловидный корпус, напоминающий чем-то ракету. По бокам от острого носа и сзади установлены специальные антикрылья, чтобы при разгоне дрэгстер не отправился бы в свободный полет. Центр тяжести в таком агрегате смещен назад, а потому и мощнейший 8-цилиндровый мотор расположен позади кабины пилота. Мотор дрэгстера, оснащенный нагнетателем, способен развить мощность до 6000 л.с. Питается двигатель такого дрэг-монстра нитрометаном, которого способен «скушать» за один заезд на 402 метра до 60 литров махом. Мощнейшие компьютеры контролируют работу каждого узла «автомобиля». При этом стоимость одного заезда на четверть мили может достигать нескольких тысяч долларов. Ускорение - запредельное: для достижения скорости 160 км/ч пилоту этой махины достаточно потратить чуть менее секунды. На преодоление пути длиной 402,34 метра от старта до финиша уходит около 5 секунд. Скорость «на выходе» - свыше 500 км/ч. Ни о каких тормозах в стандартном их понимании здесь не идет и речи. Чтобы заглушить стрелу, летящую по дороге со скоростью полтысячи километров в час, используются специальные парашюты, выкидывающиеся после преодоления финишной черты. А теперь представьте, что испытывает человеческий организм, находящийся в кабине этого агрегата: нагрузки в этот момент сопоставимы с нагрузками космонавтов и летчиков. Чтобы увидеть автомобиль на финишной черте, сразу после старта достаточно досчитать до пяти.
Еще один класс запредельных скоростей - Funny car . Традиционно заезды этой категории считаются самыми потенциально опасными, потому что представители класса «Смешных автомобилей» являются самыми трудноуправляемыми. Со стороны этот агрегат уже напоминает чем-то автомобиль в его классическом исполнении, но кузов funny car изготавливается из легких композитных материалов - стекло- или углеволокна, при этом не имеет дверей, целиком накрывая пилота сверху. Двигатель на таких машинах имеет переднее расположение, при этом, будучи оснащен нагнетателем, способен развивать мощность до 3000 л.с. Питаются моторы этого класса уже не дорогим нитрометаном, а метанолом, который, впрочем, тоже не так дешев. В этом классе действует ограничение по весу: согласно регламенту IHRA, к соревнованиям в классе Funny car допускаются автомобили весом не менее 1000 кг, включая пилота. Сзади машины сконструированы специальные ролики, необходимые для того, чтобы чересчур легкий и неимоверно мощный автомобиль не перевернулся при старте, встав на задние колеса.

Еще один интересный и самый, пожалуй, экстремальный класс - класс Top sportsman . Нет предела совершенству! Все, до чего дошла человеческая мысль, может быть засунуто в автомобиль, в этом классе нет никаких запретов - ни при конструировании кузова, ни при доработке агрегатов, ни в отделении пилота. Могут быть установлены все возможные электронные системы контроля за состоянием автомобиля.


Популярен также и класс Pro Modified , в котором разрешено изменять и дорабатывать любой агрегат машины с целью добиться лучшего времени на трассе. При этом кузов должен иметь классический свой вид. В качестве топлива здесь используется чистый спирт или этанол. Мощность некоторых представителей этого класса достигает 2000 л.с. При этом гонщикам класса Pro Modified пополнять табун сил дозволено только одним способом на выбор самого гонщика: либо наддувом, либо установкой системы NOS. В зависимости от этого выбора регламентируется объем мотора и вес: машины с наддувом могут иметь литраж не более 8,5 литров и весить при этом не меньше 1200 кг, машины же с закисью могут увеличить объем до 11 литров и установить минимальный вес в 1100 кг.

Интересны также классы Quick Rod и Super Rod . В Quick Rod представлено огромное разнообразие модификаций машин и моторов. Классическая гонка в данном классе несколько усложнена: для пилота дрэгстера важно не просто прийти к финишу первым, а победить противника именно на финишной черте, не превысив при этом Национальное ограничение, которое для трассы в 1/4 мили составляет 8.9 сек. В этом классе для пилота существует огромное количество настроек, автомобиль управляется мощнейшей и очень точной электроникой, которая может помочь пилоту попасть на финише в промежуток скоростей между 150 и 165 км/ч. От водителя требуются не только хорошие навыки пилота, но и интуиция. Класс Super Rod схож с предыдущим. Разница в том, что выступают здесь автомобили меньшей мощности - Национальное ограничение, например, на трассе в 1/4 мили составляет уже 9.9 сек (для 1/8 мили - 6.4 сек). Из-за недостаточной мощности дрэгстеров не используется и система комплексного управления дросселем, как в категории Quick Rod. Хотя класс этот традиционно пользуется популярностью.


Еще одна живописнейшая категория мировых чемпионатов по драгу - класс Nitro Harley-Davidson . Уже из названия ясно, что это категория для мототехники Harley. Этот класс - один из самых малочисленных: для участия в чемпионате здесь отбираются только 8 команд. Притом существует масса ограничений. Так, например, характеристики мотора должны быть максимально приближены к классике: 2-цилиндровый

V-образный двигатель, с карбюраторной либо инжекторной подачей топлива, в качестве которого здесь выступает нитрометан. Разрешено и применение закиси азота, но только с этиловым спиртом. Категорически запрещается использовать пропиленоксид. Это одна из самых быстрых и зрелищных категорий: мотоциклы с объемом мотора до 2,8 литров, питающиеся нитрометаном, способны преодолевать трассу в четверть мили за 6-7 секунд.

Не менее красивый по зрелищности класс - класс Pro stock truck , где гоняются дрэгстеры-грузовики.

Движение - это жизнь


Общий призовой фонд в соревнованиях профессиональных классов дрэгрейсинга составляет больше миллиона долларов ежегодно. И это само собой зрелище, собирающее огромное количество зрителей. Дрэгстрипы представляют собой целые гоночные комплексы, специализированные на драге: на треках предусмотрены автопарки для участников со всеми необходимыми техническими тонкостями для контроля гоночных болидов и подготовки их к заездам, магазины, где можно приобрести все - от сувениров до гоночных костюмов и запчастей для машин, ну и, конечно же, самое главное - гоночная трасса, на всей протяженности которой расположены высокие зрительские трибуны, огражденные от гоночного полотна специальными барьерами. Именно здесь собирается до нескольких миллионов зрителей ежегодно! Попасть сюда можно только по специальным билетам, которые необходимо купить заранее, самые дорогие места находятся в VIP-секторе - в зоне старта и финиша, стоимость их в несколько раз превосходит цену «обычных» мест. Гонка начинается традиционным представлением участников, после которого начинается то самое волшебное действо, ради которого собираются миллионы: сначала по сценарию живописнейший прогрев резины, и уже потом - несколько порций неимоверного экстрима по несколько секунд каждая. Все результаты отражаются тут же на специальном электронном табло, видном с каждой точки трассы. И так по несколько дней от 5 до 24 раз за лето.
Вот как выглядит настоящий драг. Нам до этого пока еще предстоит расти. Хотя о строительстве специальных гоночных комплексов в России уже начинают говорить. Проекты строительства дрэгстрипов есть уже в нескольких городах России: Питере, Москве, Чите, есть такой проект и в Иркутске. Но пока все эти планы находятся на стадии теоретической подготовки: на возведение дрэгстрипа, способного отвечать международным стандартам, необходимы огромные финансовые вложения. Но при этом первый же появившийся в России дрэгстрип, который действительно будет работать, наверняка станет центром дрэгрейсинга всей России. И уже после этого начнется строительство настоящих тысячесильных болидов, способных покорять неимоверные скоростные барьеры.

Термин драг рейсинг стал популярным и в России: везде можно услышать о состязаниях на классической дистанции в четверть мили, т.е. драг рейсинг - это гонки на 402 метра. В данной статье мы поговорим, что такое драг рейсинг - гонки на 402 метра, а также какая техника используется для этих соревнований.

Автомобили для драг рейсинга

Самый скромный класс в драг рейсинге – юниорский, для соревнований 12–14-летних мальчишек на дистанции 1/8 мили. Уменьшенные копии настоящих драгстеров оснащены двухтактными моторчиками. Далее следуют автомобили со стандартными кузовами под общим названием – Super Street (время на преодоление трассы у них – от 10 секунд), эти разбиты на подгруппы в зависимости от степени переделок и форсировки.

Но самое интересное начинается с машин класса Funny Car. У них кузова уже из карбона, в баке – нитрометан, мощность около 6000 лошадиных сил, время прохождения дистанции 5–6 секунд и «максималка» до 450 км/ч.

Королевские же классы рейсинга – драгстеры Top Methanol и Top Fuel. Огромные задние колеса и почти велосипедные передние, клиновидные длинные кузова, мощные антикрылья и огненный выхлоп. звук которого заставит задрожать саму душу. Мощность этих «зверей» – до семи тысяч, а пять секунд для них – будничная норма. Скорость на финише – 480–490 км/ч.

Созданные специально для четырехсотметрового безумия, аппараты способны на такое ускорение, что просто перестаешь верить глазам! Лишь два раскрывшихся в конце трассы тормозных парашюта напоминают, что увиденное – не галлюцинация.

Техника для драг рейсинга. Что такое драгстер?

Никаких фантастических и футуристических конструкций нет – техническая сторона дела строго регламентирована. Оговорены масса, колесная база, размеры аэродинамических устройств. На изготовление шасси уходит до 100 метров хромомолибденовых труб, а облицовка выполняется из карбона.

Двигатель - V-образная «восьмерка» от «Крайслера». Изначальный рабочий объем 6980 см 3 можно увеличивать до 8193 «кубиков». На впускном коллекторе стоит механический нагнетатель с ременным приводом, в буквальном смысле впрессовывающий воздух в цилиндры. На рабочих оборотах (около 11 тысяч) мотор требует 1800 л воздуха в минуту. Во впускном коллекторе возникает гигантский перепад давления, что приводит к его сильному охлаждению. Заслонка в корпусе воздухозаборника мгновенно покрывается инеем, и возникает риск ее заклинивания. Чтобы избежать этого, перед стартом заслонку обрабатывают антифризом. Двигатель в итоге дороже шасси примерно в два раза.

Топливо – огненный эликсир, позволяющий выжать из каждого кубического сантиметра до 13 л. с. По правилам, топливо может содержать до 90% нитрометана (CH3NO2), а остальные 10% – метанол. В зависимости от влажности воздуха и атмосферного давления пропорции меняют – это целая наука. В двигатель топливо подается насосом, способным накачать 300 литров в минуту. Во время прогрева, отжига и самой четырехсекундной гонки драгстер съедает 60 л топлива.

Неотъемлемый атрибут драгстера – антикрылья. Без них болид улетит, в лучшем случае, на небеса. На максимальной скорости заднее антикрыло создает прижимную силу около трех тонн, а переднее – примерно 900 кг.

Задние тормозные диски (спереди тормозов нет) из углепластика, привод – ручным рычагом. Основная тормозная система – два парашюта, расположенные в хвостовой части. Они обеспечивают замедление до 5g – сопоставимо с разгоном. Для предотвращения пробуксовки мощность от двигателя передается на задние колеса через сложный механизм сцепления с гидропневматическим управлением.

Окончательно оценить серьезность аппарата позволяют цифры. Круглые 100 км/ч драгстер набирает за 0,7 секунды, пройдя дистанцию всего 10 метров – чуть больше своей длины! Через три секунды после старта скорость достигает 300 км/ч и продолжает динамично расти.

Как проходят гонки драгстеров?

Пилот готовится к заезду примерно 40 минут. Только чтобы правильно усесться в кокпите, требуется минут двадцать. Пилот, одетый в гоночный комбинезон, пристегивается «пауком» из пяти ремней, шлем его гибко фиксируется, а шею дополнительно защищает специальный хомут. Руки также закрепляют ремнями.

На старте драгстер заводят и дают полминуты на прогрев. Когда двигатель прогрелся, пилот должен выполнить отжиг – «ритуал», необходимый для прогрева шин. Он выключает противобуксовочное устройство и коротко жмет на газ: задние колеса немедленно срываются в пробуксовку, трассу заволакивает черный дым горелой резины, а драгстер улетает вперед метров на тридцать. После отжига механики команды откатывают снаряд обратно на стартовую линию.

Оранжевые огни гаснут: три, два, один! Из выхлопных труб монстров летят метровые струи пламени. Задние слики, разрываемые чудовищной центробежной силой, заметно увеличиваются в диаметре, а их борта под воздействием циклопического вращающего момента покрываются складками.

К концу полосы машины буквально «телепортируются», оставляя за собой оглушенных зрителей и черное облако распыленной резины. На табло всплывает результат победителя: 492,88 км/ч, 4,832 секунды. В наступившей тишине диктор торжественно объявляет о новом рекорде Европы для такого-то класса машин.

Начнем с того, что такое «драг рейсинг» (drag racing)? Так вот, драг рейсинг - это гонки по прямой дистанции, расстояние которой колеблется от 402 метров до 1609 метров.

История этого вида спорта, которые сейчас для многих является не спортом, а только лишь развлечение, начинается в 20-е годы прошлого столетия. Профессиональный драг рейсинг подарила нам группа американцев, имена которых до нас, к сожалению, не дошли. Первая гонка по прямой состоялась на гладком дне пересохшего озера Мохаве. Расстояние первой гоночной дистанции составляло 402 метра. Задача участников была максимально развить скорость и пройти это расстояние быстрее всех остальных участников гонки. Широкую популярность такой вид спорта, как драг рейсинг, приобрел только лишь в 40-е годы XX столетия. В те времена гонки проводили на соляных озерах и заброшенных военных аэродромах. В 1948 году был построен первый специализированный трек, находился он в городе Голета, штат Калифорния. Автомобили, на которых совершали гонки, называются хот родами. В связи с тем, что в 50-е годы в Америке драг рейсинг приобрел огромную популярность, и гоночные события постоянно освещали в прессе США, была создана первая, и в настоящее время, единственная крупнейшая организация в автоспорте - Национальная Ассоциация Хот Родов (National Hot Rod Association). Но у этой организации есть небольшая предыстория. Дело в том, что за долго до нее, в далеком 1937 году, Уолли Парксом была создана первая автомобильная организация «Road Runners Club». И лишь через 15 лет, благодаря этому же человеку, появилась и вторая, крупнейшая и известнейшая сегодня «Национальная Ассоциация Хот Родов».

Какая же задача стояла перед этой организацией? Во-первых, обеспечить безопасность гонщиков. Во-вторых, создать правила и нормы драг рейсинга, только после этого гонка по прямой могла стать легальным видом спорта. Первый официальный драг рейсинг под предводительством Национальной Хот Род Ассоциации прошел в апреле 1953 года. По сей день в Америке ежегодно проходит Чемпионат Мира по драг рейсингу, состоит он из 24 этапов.

Если говорить про нашу страну, то в России драг рейсинг появился только в 90-е годы прошлого века.

По правилам драг ресинга принимать участие в гонке могут практически любые транспортные средства: автомобили, мотоциклы, электромобили, скутера, трактора и даже… газонокосилки. Главное, чтобы оба транспортных средства, выходящих «на ринг», принадлежали к одной категории. По правилам драга равенство шансов участников является обязательным составляющим гонки. Как говорится - пусть победит сильнейший! Прежде, чем выпустить транспортные средства на трассу необходимо классифицировать их по типам конструкции, объему двигателя и весу. И в связи с этими характеристиками оценивать участников.

Это все в идеале и на мировых треках. В наши же дни в большинстве городов страны и не только нашей все происходит далеко не так. Лишь малая доля гонок происходят официально. Зачастую организаторами драг рейсинга являются обыкновенные гонщики-любители. В данном случае сомнению подвергается не только качество организации и правдивость оценивания, но и безопасность участников!

Недостатки нелегальных гонок по прямой.

Во-первых, принимать участие в нелегальных гонках опасно для жизни! Дело в том, что ответственность за свою жизнь каждый участник несет самостоятельно. Гарантий никто ни за кого никаких не несет! Слава Богу, что хотя бы для окружающих в данном случае практически нет, потому что, как правило, гонки организуют на заброшенных трассах или там, где автомобильное движение сведено до минимума.

Во-вторых, если драг рейсин организован не официально, то существует возможность, что неожиданно нагрянут представители правоохранительных органов и «загребут» всех в отделение. В таком случае надолго вас, конечно, не задержат, но на пару суток остаться за решеткой вполне возможно.

В-третьих, на неофициальных гонках обычно собирается не очень много транспортных средств и классифицировать их просто нет смысла, ведь в каждой категории может остаться всего по несколько автомобилей. Часто классификацию просто не проводят, а это значит, что автомобили с совершенно разными характеристиками выступают на одних условиях, хотя шансы на победу у всех разные. Отечественные автомобили выходят на трассу наравне с иностранными автомобилями.

В-четвертых, откуда на таких соревнованиях взяться точных показателей времени гонщиков, если у непрофессионалов, наверняка, нет суперчувствительного таймера?? В таком виде спорта дорога каждая миллисекунда, ведь разница во времени между двумя автомобилями может быть минимальной.

И это не все подводные камни непрофессионального драг рейсинга, но несмотря на все это любители скоростной езды продолжают собираться вместе и устраивать гонки. И все бы ничего, если бы они не представляли опасности для жизни гонщиков-любителей.

Дрэг-рейсинг (на английском Drag racing зачастую неверно читают как дрАг-рейсинг) – это гоночное соревнование, что являет собой спринтерский заезд на расстояние в ¼ мили (402 м). Также проходят заезды на ½ мили (804 м), 1/8 мили (201) или на 1 мерную милю (1609 м). По существу дрэг рейсинг есть гонкой на ускорение, что проводится на прямой трассе. Особенно гонки такого типа популярны в США, там они проходятся уже больше чем полвека. Самыми распространенными есть гонки автомобилей, мотоциклов а также катеров что имеют поршневые двигатели.скачать dle 10.3 фильмы бесплатно

Что такое драгстер?


- это специально сконструированный или модифицированный автомобиль для гонок по прямой. Главные отличие драгстеров от других спортивных автомобилей это: облегчённый кузов и рама, максимально мощный двигатель и большие широкие задние колеса для лучшего сцепления с дорожным покрытием. Для торможения эти машины используют парашют.

Драгстеры имели свойство при старте сватать на дыбы, потому на многих сзади вы увидите дополнительные рамы-шаси, препятствующие перевороту и опрокидыванию при старте.


Как правило, выигрывает в соревнованиях самый быстрый и мощный автомобиль-драгстер, также его называют «топ-илиминейтор», либо «верховный выталкиватель». Бывает около сотни разных классов для драгстеров. Часто, каждый класс, набирает только по 2-3 водителя, где каждый в своем классе попадет на пьедестал, но если в классе участвует только 2 водителя, то независимо от результатов гонки они оказываются на призовом месте, при этом никто не обижается.

В США заезды на драгстерах являются очень популярными, существует приблизительно 3 тысячи специальных трасс для гонок, а в качестве зрителей на это приходят более 5 миллионов человек каждый год. Обычно «топ-илиминейторы» имеют мощность автомобиля составляет 3500 л.с. Для достижения такой мощности, конструктора используют разные впрыски топлива, нагнетатели, как топливо используют нитрометан, что называют «жидкий динамит». Каждый из «топ-илиминейторов» - самоделки, что собираются энтузиастами, никакие заводы не выпускают драгстеры. Во время создания машины, используется даже то, что найдено на свалках, а также различные сверхсложные детали, которые собраны «любой ценой», все это ради создания драгстера, который сможет обогнать любого «топ-илиминейтора». Расстояние в 402 метра по трассе, гонщики преодолевают только на задних колесах, передние поднимаются, из труб идет пламя, что может встать в сравнение с этом? Дистанцию автомобили буквально пролетают за 6 секунд. Максимальная скорость драгстера, обычно составляет 350-400 км/ч.

Первым водителем, который развил скорость на драгстере в 400 км/ч, стал американец Д. Гарлит, еще долго его имя вспоминали в этих гонках. Со временем, гонки обрели популярность в Англии, Франции и других странах. Также, не обошли стороной и Советский Союз, первым построившим драгстер в СССР, был А. Капустин. Это было в 1970 году.

Гонки на драгстерах существенно отличаются от других видов соревнований. Шины очень мягкие, при резком старте они покрываются складками, сигнализация о стерте, состоит из большого количества разноцветных лампочек на столбе, а также очень маленькие и очень легкие передние колеса, и они не весят даже десятой части от общего веса автомобиля. Съемные панели кузова оберегают водителя от сильных воздушных потоков, которые образуются при высокой скорости. Такая конструкция позволяет быстро добраться к любому агрегату при потребности срочного ремонта. Топливный бак, что сделан с несгораемого материала, находится спереди и соединяется с двигателем тонкой и очень прочной трубкой. Отработанные газы, достаточно ядовиты, потому водители выступают в специфических масках с фильтрами. Такие маски со шлемом, делают из огнестойких материалов, они обладают фильтром, который защищает органы дыхания гонщика при пожаре. Также, на случай серьезной аварии, гонщики оснащены огнестойкими костюмам. В общем, гонки на драгстерах являются самым опасным занятием, и при том очень увлекательным зрелищем.

Классификация автомобилей

Как принято, гонщики что участвуют в дрэг-рейсинге разделяются на 4 класса:

SL – «Уличный легкий» (Street Light). Заводское либо доработанное авто любого производства. Имеет двигатель 4 цилиндровый, объемом до 1,600 куб. см включительно. Минимальный вес авто – 550 кг.

FS А – «Уличный быстрый А» (Fast Street A). Заводское либо доработанное легковое импортное авто. Имеет двигатель 4 цилиндровый, объемом 1,601 - 2,000 куб. см (не включая). Минимальный вес авто – 550 кг.

FS В – «Уличный быстрый В» (Fast Street B). Заводское либо доработанное легковое импортное авто. Имеет двигатель 4 цилиндровый компрессорный либо 6 цилиндровый атмосферный, объемом 2,000 – 2,500 куб. см (не включая). Минимальный вес авто 900 кг.

FS С – «Уличный быстрый С» (Fast Street C). Заводское либо доработанное легковое импортное авто. Имеет двигатель 4 цилиндровый компрессорный либо 6 цилиндровый атмосферный, объемом 2,500 – 3,000 куб. см (включительно). Минимальный вес авто – 900 кг.

US – «Уличный неограниченный» (Unlimited Street). Заводское либо доработанное легковое импортное авто. Имеет двигатель 6 цилиндровый компрессорный либо 8-ми и больше цилиндровый атмосферный, объемом выше 3,000 куб. см. Минимальный вес авто – 1000 кг.

SS – «Серийный улучшенный» (Super Stock). Заводское либо доработанное авто любого производства, что проходит расстояние в ¼ мили (402 м) быстрее чем за 10 с, что подготовлен для дрэг-рейсинга применяя определенные технические требования а также спецификации FIA SFI (Международная федерация автомобильного спорта) или дорожное авто любого производства. Двигатель 8 цилиндровый и больше, компрессорный. Неограниченный объем двигателя.

Класс авто определяют применяя дополнительные поправочные коэффициенты по объему мотора: наддув – 1,6, роторный – 1,8, NOS – 1,5. Оценивают объем двигателя по расшифровке VIN-кода.

В последние годы российский драг-рейсинг значительно приблизился к зарубежному - многие чемпионаты стали официальными, появились кубки и медали, кое-где строятся полноценные трассы. Правда, в Приморье драг не так развит, как во многих других регионах, но год от года и наши соревнования «подтягиваются» к уровню мировых.

Drag-racing с английского переводится как «гонки по прямой», и слово drag на сленге означает полосу или прямую дорогу. История неофициального драга началась в середине 20-х годов в Соединенных Штатах, где на дне высохшего озера Мохаве в Калифорнии любители «быстрой» техники (тогда соревновались и на мотоциклах) проводили свои первые заезды на дистанции в 402 метра. Но 402 метра – это по-европейски, в Новом свете же это расстояние равно четверти мили. Почему четверть мили, которую часто называют квотером (от англ. quarter)? Именно на таком расстоянии находящиеся на старте зрители могут отчетливо разглядеть, что происходит на финише. Половина мили – уже слишком много. К тому же, именно на подобной дистанции можно получить максимальное ускорение (дальше – гонка пилотов, а не «заряженной» техники). Со временем драг-рейсинг стал настоящим шоу. Официальный драг своим существованием обязан Вэлли Парксу – американцу, организовавшему строительство первой специальной трассы в калифорнийском городке Голета, и первые заезды на которой состоялись в 1948 году. А в годы Второй Мировой на дне высохшего озера Мохаве была построена база ВВС, и владельцы «хот-родов» были вынуждены проводить свои заезды на городских дорогах. Так и появился стрит-рейсинг, к которому многие по праву относятся негативно.

Первые официальные гонки на «хот-родах» быстро стали популярными. Только что появившиеся в автосалонах новинки уже вовсю жгли новую резину на 402-метровой дистанции, и зрители стремились к покупке этих машин, а предыдущие модели стали по карману тем, кто еще совсем недавно и не мечтал о собственной машине. Можно сказать, что драг-рейсинг возродил американский автопром после войны, поднял автомобильную культуру на новый уровень. Судите сами: сейчас в американской национальной ассоциации хот-родеров около ста тысяч активных участников. А международные ассоциации драг-рейсинга объединяют уже миллионы (!) гонщиков. В Штатах ежегодно в 24 этапа проходит официальный чемпионат мира по драг-рейсингу, и в ходе каждого соревнования обязательно проходит выставка болидов.

В Европе родиной состязаний на максимальное ускорение считается Великобритания. Гонки проводятся на прямых закрытых трассах длиной 440 ярдов (402,336 м), то есть на дистанции, подобной общепринятой. Точно так же, как и в Штатах, Вторая Мировая надолго остановила развитие драг-рейсинга, но в Англии после окончания войны осталось много ненужных взлетно-посадочных полос, которые гонщики-любители и стали переоборудовать для проведения соревнований. В 1959 году появился первый английский драг-клуб, участники которого и превратили любительский технический спорт в официальный. В 1963 гонки на ускорение в Великобритании официально признают видом спорта, тогда же формируется Британская федерация драг-рейсинга. Английский рекорд максимальной скорости на выходе из 440 ярдов принадлежит болиду с громким названием «Вторая революция» – 200 миль в час. Наиболее «заряженные» автомобили способны проходить такие дистанции чуть больше, чем за 7 секунд. Английские соревнования стали международными более 30 лет назад, когда для участия в соревнованиях привезли подготовленные автомобили из Голландии, Швеции, Германии и даже из ЮАР.

Во Франции состязания проводятся «по-американски», то есть, на трассах длиной в 402 метра, и с 1982 года в Ле Мане проходит международный фестиваль драг-рейсинга. Что касается драга в России и в СНГ, то здесь дела обстоят гораздо хуже, чем за рубежом – ведь этот вид гонок появился у нас недавно, в середине 90-х годов. В то же время, можно сказать, что Запад и Восток (в Японии культура драга также очень развита) уже «переболели» этим видом технического спорта, и за рубежом он уже прошел пик своей популярности.

Еще совсем недавно многие путали драг-рейсинг со стрит-рейсингом, и обязательными атрибутами таких гонок представлялись «пилоты» с крайне низкой квалификацией и немедленное прекращение соревнований после появления милиции. Конечно, в уличных ночных гонках есть что-то дикое и наполняющее кровь адреналином, но если имеется стремление к повышению технической культуры – в первую очередь следует повышать культуру собственную. Возьмем для примера Владивосток, российское «царство» Toyota Mark II Tourer V и Nissan Skyline GT-R. Конечно же, наши пилоты завоевывают высокие места в турнирных таблицах и даже побеждают в соревнованиях общероссийского масштаба. Возможно, отчасти это связано с лучшими возможностями по приобретению тюнинговых запчастей по сравнению с возможностями автоспортсменов из отдаленных от Японии регионов. Упомянем, какие особенности организации драга есть во Владивостоке, чтобы сравнить положение дел у нас и у гонщиков из других городов. Соревнования проводятся на Шаморовском аэродроме, где зрители наблюдают за ходом гонок стоя, зона торможения слишком коротка, и серьезно подготовленные машины выступать не могут. И это далеко не все проблемные стороны совсем недавно поднявшегося на ноги технического вида спорта.

Более подробная оценка приморского драг-рейсинга и выявление его плюсов и минусов – тема другого материала. Мы же зададимся вопросом как обстоят дела в других регионах постсоветского пространства.

Начнем с Днепропетровска. Несколько лет назад в этом украинском городе был организован клуб, участники которого арендовали у властей взлетно-посадочную полосу местного аэродрома. Чтобы уравнять положение водителей автомобилей с турбированными, роторными и оснащенными системами впрыска закиси азота двигателями в турнирной таблице, были введены поправочные коэффициенты, подобные тем, что были приняты комиссией РАФ для организации российских состязаний. Но при этом украинские гонщики сами выбирают себе соперников, договариваясь друг с другом. Организаторы соревнований в Днепропетровске подсчитали, что на обустройство настоящей трассы для драга с мощными бетонными блоками, защищающими сидящих на трибунах зрителей, потребуется около полутора миллионов долларов. У местных властей денег на это нет, даже несмотря на желание организовать полноценный чемпионат Украины по драг-рейсингу, и в результате днепропетровским гонщикам приходится самим везти дорогую технику в Киев, а это очень накладно. Зато желающих поучаствовать в местных мероприятиях – хоть отбавляй.

А что происходит в нашей стране? Не будем брать такие города как Москва или Санкт-Петербург, а посмотрим, что происходит в Краснодаре. Сезон 2007 года стал первым, когда гонки стали легальными. Специализированной трассы, как и во многих даже крупных городах, нет и здесь. Зато к гонщикам прекрасное отношение Автоинспекции, ранее «гонявшей» нелегалов. В перерывах между завораживающими взгляд гонками на максимальное ускорение проходят выступления самых разных местных коллективов. Во время соревнований неподалеку от трассы дежурят экипажи пожарной охраны и врачи. Что интересно – в Краснодаре проводятся заезды не только для автомобилистов, но и мотоциклетные гонки на максимальное ускорение.

Об автомобилях, на которых выступают рейсеры, не будем рассказывать, поскольку этим машинам должны быть посвящены отдельные материалы, в паре строк об их доработках не расскажешь. Зато приведем классификацию, которую приняли члены РАФ, и которой придерживается большинство клубов любителей драг-рейсинга нашей страны. Отметим и то, что в последние годы по всей России контроль за состоянием здоровья гонщиков и состоянием их автомобилей стал неотъемлемой частью драг-рейсинга, и это делается в первую очередь для самих же гонщиков и зрителей.

Как бы там ни было, популярность драг-рейсинга в нашей стране растет с каждым годом. Так, глядишь, и до трасс, соответствующих мировому стандарту дойдет. А пока радует уже то, что в день гонок любой житель Владивостока может проехать на Шаморовский аэродром, увидеть эти соревнования своими глазами, и даже поучаствовать в них.